Общество через призму футбола, или куда движется самый популярный спорт в России
Футбол был и остается самым популярным видом спорта на нашей планете. Более чем 8 миллиардов людей, живущих на Земле, любит этот спорт, знает о его существовании, играет в него, смотрит матчи, как на стадионах, так и по телевизору, вместе со своей любимой командой переживает радости побед и горести поражений.
Футбол способен объединить все слои общества, активно воздействовать на все стороны общественной жизни в стране. Для миллионов людей он стал чем-то наподобие религии, культа со своими святыми и мучениками, обрядами и священными действиями, символами веры и знаковыми местами. Поэтому трудно переоценить влияние этой игры на умы и настроения людей.
Но футбол в современном мире капитализма и глобализации — это не только про спорт. Это еще и про огромные денежные потоки. Он стал средством, с помощью которого крупные мировые и локальные группы обогащаются и куют свои капиталы, либо осваивают бюджетные средства. Футболисты стали товаром, который продается, покупается и развлекает потребительское общество ярким шоу. Целая индустрия работает на то, чтобы в этой сфере вращались сотни миллиардов, а то и триллионы долларов.
Конечно, нельзя красить всех одной краской. Есть и те игроки, которых отличает преданность своему клубу, своему городу, стране. Они не продают свою футбольную честь, а болельщики, чувствуя это, в ответ дарят таким игрокам свою любовь. Есть и те, кто, взобравшись высоко на футбольный Олимп, помогает родным местам, жертвуя заработанные деньги на строительство больниц, школ, спортивных объектов.
Аналогичное верно и для ярких представителей тренерского искусства, работников спортшкол и профессиональных команд. Тренер для многих игроков становится учителем не только игры в футбол, но и тем, который задает морально-нравственные ориентиры, делится бесценным жизненным опытом, помогает в трудных ситуациях. Короче говоря, в футболе есть и те, кто связал с ним жизнь не из-за денег, а ради самого футбола и того хорошего, что он дарит людям. И благодаря им футбол еще скорее жив, чем мертв.
Футбол как феномен социальной жизни ярко отражает в себе, как в зеркале, то, что происходит с обществом: в каком состоянии оно находится, какие настроения в нем преобладают, какие тренды наметились, какие процессы в нем протекают. А еще в нем можно увидеть и оценить состояние политической системы и умонастроения политического класса, который принимает решения, реализуя ту или иную политику.
Футбол и общество
В 2017 году Российский футбольный союз (РФС) принял стратегию развития футбола в России на период до 2030 года. Цель документа — сделать футбол общенациональным увлечением, спортом номер один в России.
Для этого у РФС были все основания. Футбол был и остается самым популярным видом спорта в нашей стране. На момент написания и принятия стратегии число интересующихся футболом было на уровне 43,5 млн человек, то есть более четверти населения России. Число занимающихся футболом достигало почти 2,7 млн человек (из них 115 тыс. женщин) или 1,8% от общей численности населения.
Катализатором подъема интереса к футболу в тот период стал чемпионата мира 2018 года в России, который в итоге был признан международной федерацией футбола (ФИФА) одним из лучших за всю историю мундиалей. Наследием этого события стали 600 объектов, в том числе 126 спортивных сооружений.
Внутренний чемпионат-2017/18 собрал рекордную среднюю аудиторию в 13 971 зрителя за матч. В сезоне 2018/19, то есть в первый сезон после чемпионата мира, это достижение было побито — итоговую среднюю посещаемость в 16 817 человек на матче наша лига не собирала ни до, ни после.
А дальше наш футбол начал стремительно катиться в пропасть. Начало было положено ковидной эпопеей, которая негативно повлияла как на мировой футбол в целом, так и на российский в частности. Сезон 2019-2020 российская Премьер-лига (РПЛ) доиграла при пустых трибунах. Сезон 2020-2021 проходил уже со зрителями, но в условиях искусственно ограниченной посещаемости. Болельщики допускались на трибуны только в масках и перчатках, расстояние между ними должно было быть не менее полутора метров.
Когда ковидное безумие пошло на спад, на стадионы стали пускать сначала 10% болельщиков, а затем 50%. Потом в стране стартовала кампания по массовому принуждению к вакцинации и на стадионы можно было попасть только с QR-кодом.
Запрет находиться на трибунах без маски был отменен только в марте 2022 года. Ковидный шок и непоследовательность, сумбурность и неадекватность ответа на него как со стороны властей страны, так и функционеров РФС и РПЛ, сильно ударили по престижу и популярности футбола.
Но это было бы полбеды, если бы не последующий ввод с января 2023 года в РПЛ пропуска Fan ID — паспорта болельщика.
«Основная цель принятого закона о введении — обеспечить безопасность на российских стадионах, повысить привлекательность спортивных мероприятий, в том числе для семейного посещения», — объяснил необходимость подобной меры тогдашний министр спорта Олег Матыцин.
В итоге в первой половине сезона 2022/23 система заработала на нескольких стадионах (Екатеринбург Арена», «Нижний Новгород», «Ростов Арена», «Солидарность Самара Арена» и «Фишт», то есть там, где во время чемпионата мира 2018 года использовалась система Fan ID), а во второй — на всех.
Реакция фанатов не заставила себя ждать. Болельщики 13 клубов РПЛ устроили бойкот и перестали посещать матчи после введения этого более чем сомнительного документа. И это не удивительно. Если до его внедрения лишить болельщика права посещать стадионы мог только суд, то теперь отказать в оформлении или приостановить действие могут: при наличии данных о том, что болельщик или участник турнира ранее нарушал общественный порядок на спортивном мероприятии, в том числе за пределами РФ, и данных о намерении совершить такие противоправные деяния.
12 марта 2023 года в РПЛ был зафиксирован антирекорд посещаемости. Матч «Торпедо» — «Урал» посетили 207 человек при вместимости стадиона больше 18 тысяч. В итоге по данным Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) в сезоне 2023/24 РПЛ заняла 11-е место в Европе по средней посещаемости. Игры в сумме посетили 2,7 млн человек — это 12-й показатель в Европе.
Вполне могла возникнуть мысль, что чиновники руководствовались такой логикой: полный порядок на стадионах настанет, если там вообще никого не будет.
Осенью текущего года из Госдумы стали поступать сигналы о возможной отмене «фан-айди» (Fan ID). Заместитель председателя Госдумы, бывший кандидат в президенты РФ Владислав Даванков заявил, что он заканчивает работу над законом об отмене паспорта болельщика на всех российских матчах, и что оставлять Fan ID имеет смысл только для международных соревнований.
«Также обсуждаем идею передать полномочия по отмене Fan-ID губернаторам. Актуально для регионов, где футбол любят и активно болеют. Обсудим и вариант полной отмены», — добавил парламентарий.
После всех ковидных безумий наш народ крайне негативно отнесся к подобной цифровизации. Люди еще не пережили ситуацию, когда на улице у тебя могли спросить QR-код, проверить маску и перчатки.
Теперь Fan ID в сознании нашего человека воспринимается как очередная попытка загнать людей в цифровой концлагерь. А еще как пустая трата времени на бюрократические процессы.
В ответ на подобные придумки со стадионов исчезли не только заядлые болельщики, но и те, кто раньше приходил чтобы разнообразить досуг, например, увидев рекламу в интернете или на билборде.
Болельщики инициативу не одобрили, но на реализацию этого проекта из бюджета был выделен почти миллиард рублей. Разве можно было взять и не освоить такие деньги? Вопрос чисто риторический.
В итоге команды остались без болельщиков на стадионах, то есть без тех, кто создает особую атмосферу на матчах, поддерживая команду звуковыми (пением песен, скандированием кричалок, музыкой) и визуальными эффектами (фантастические представления, подготовленных к матчам, которые в футбольной среде называют перформансы или перф).
Клубам приходится делать все, чтобы привлечь на стадионы хотя бы тех, кто готов прийти на яркое и красочное шоу. Перед матчем проходят различные розыгрыши и лотереи, выступают популярные исполнители эстрадной песни, предлагаются бесплатные билеты за оформление Fan ID или скидки на еду. Футбол дальше превращают в способ развлечения потребительского общества.
Если целенаправленно идти по этому пути, то потребителю должны дать зрелище, как в странах-лидерах мирового футбола, таких как Англия (АПЛ), Италия (Серия А) или Испания (Примера). Но уровень российского футбола сейчас сильно уступает этим чемпионатам. Да и о каком зрелище можно говорить, когда на месте, где должны «зажигать» тысячи болельщиков, лишь осиротевшие трибуны?!
На выходе получается следующая картина: наш футбол и фанатов лишился, и привлечь потребителя ярким зрелищем не может.
Однако это не все факторы, которые в последние время оказали серьезное влияние на индустрию футбола в России.
24 февраля 2022 года Россия начала специальную военную операцию на Украине (СВО). Через четыре дня ФИФА и УЕФА отстранили российские клубы и сборные от участия в международных соревнованиях.
Очевидно, что это решение было политизировано и, по сути, стало элементом санкционной войны. Логика при принятии этих решений со стороны Запада была следующей: отправить Россию, выражаясь футбольным языком, в офсайд, в любительскую лигу без права участия в турнирах с лучшими командами мира, что, в свою очередь, должно вызвать гнев и негодование болельщиков и всех любителей футбола в стране, и добавить все это в закипающий котел недовольства властью, уже приправленный другими видами санкций. А фанаты, как известно, ребята с большим опытом уличных драк. То есть это совсем не представители «норковых либероидов» с болотных протестов периода 2011/12 годов.
Все вышеперечисленное привело к резкому спаду внимания к самому популярному виду спорта в России. По данным опроса ВЦИОМ, доля равнодушных выросла до 77%. Двадцатью годами ранее показатель составлял 43%, в 2009-м — 45%, в 2022-м — 63%. Доля постоянных болельщиков с 2005 года сократилась почти в пять раз — с 19% до 4% в 2024 году, периодических — в два раза — 2005 год — 34%, 2024 год — 18%.
Генеральный директор ВЦИОМ Константин Абрамов, анализируя эти данные, отметил: «Кризис зрительского интереса к российскому футболу начался не вчера, но его углублению сильно способствовало отлучение наших клубов и сборной России от больших международных соревнований».
В то же время комментатор «Матч ТВ» Тимур Журавель акцентировал внимание на том, что на медиарынке не видят столь существенного снижения внимания к игре. «Мы, работая внутри индустрии, видим, как развивается медийное пространство, как в него вкладываются букмекеры», — добавил он.
То, о чем говорит Журавель, является микротенденцией. Ее суть в том, что в 20-е годы XXI века происходит снижение интереса к спорту и переход его в область трансляций и виртуальной реальности. То есть люди стали реже ходить на стадионы и спортивные арены, и чаще смотрят соревнования в интернете, либо играют в соответствующие компьютерные игры.
Это связано с тем, что уже подросло целое поколение, которое все меньше, говоря простым языком, гоняет мяч во дворе с друзьями из соседних домов, и предпочитает играть в игры на компьютере, телефоне или планшете. Футбол в них занимает не первое место, потому что формат «два тайма по 45 минут» остается неизменным многие десятки лет, а молодая аудитория, которая привыкла потреблять контент совершенно другого хронометража, по типу тик-ток видео или нарезки ярких моментов матча, отваливается ровно потому, что слишком долго.
Есть ли будущее у футбола в России?
Важно отметить, что как раньше уже точно не будет. В мире идет Третья мировая война, и именно Россия находится на ее острие. СВО стала вызовом для всего народа, на которой так или иначе, рано или поздно, должен ответить каждый. Если говорить в более узком и прикладном спортивном плане, то «Какой футбол нам нужен в такой ситуации?».
Многие болельщики сейчас сходятся во мнении, что такой футбол, каким он был раньше, нам точно не нужен. Если внимательно прочитать комментарии как в социальных сетях, так и на страницах крупнейших спортивных изданий в интернете, то складывается определенная картина, в которой яркими красками обозначены главные проблемы, с которыми столкнулся отечественный футбол.
Во-первых, раньше российские клубы еще играли на багаже Советской футбольной школы, которая оставила после себя доморощенных игроков. Болельщики ходили смотреть и поддерживать их. И вот они ушли, а на смену почти никто не пришел. И это связано с тем, что отечественным молодым игрокам не дают дорогу в большой футбол.
Мы теряем огромное количество талантов, заменяя их сомнительными легионерами в основном среднего уровня, которые должны давать сиюминутный результат. Но болельщики не хотят смотреть на этих легионеров, для которых цвета и символы, связанные с командой, мало что значат. Сегодня они здесь, а завтра там, где предложат выше гонорар. Да и каких результатов они достигли за последние 20 лет?
Во-вторых, футбол, как и весь спорт в широком смысле слова, в целом уже давно стал не средством для развития патриотизма, а способом зарабатывания денег. Это не значит, что он совсем лишен патриотических нот, в том числе по поддержке наших бойцов на линии фронта. Но это не магистральная линия его существования и развития.
Выросло целое поколение футболистов, чье кредо выразил экс-игрок сборной России и «Зенита» Андрей Аршавин во время Евро-2012, когда наша сборная не смогла выйти из группы турнира: «Если мы не оправдали ваши ожидания, то, честно, это ваши проблемы».
Игроков воспитали таким образом, что во главе угла у них стоят деньги и личная выгода, а мечта всей жизни — играть за европейского гранда из Англии, Италии, Испании или Германии. И это не их вина, это беда всего нашего футбола, да и системы в целом. Сейчас почти не воспитывают таких игроков, как, например, Федор Черенков, кто всегда благодарил болельщиков обеих команд и для кого слова «футбольная честь» — не пустой звук.
В-третьих, «старые» болельщики — те, кого с помощью «фан-уйди» выгнали с трибун, знали и любили футбол, обеспечивали преемственность поколений на стадионе и вокруг него. Именно они создавали ту атмосферу, которую чувствует каждый игрок, особенно когда дело касается поддержки родных стен и давления на приезжую команду.
Болельщик тонко чувствует, когда что-то делается ему во благо, а когда — против него. В итоге на их место пришли любители попкорна и сиюминутных развлечений, то есть те, кто на трибунах не останется — это случайные прохожие. Да и те в небольшом количестве.
В-четвертых, СВО разделила мир на «до» и «после». Сегодня некоторые вещи стали просто непростительными перед погибшими на фронте. Нельзя продолжать жить так, как будто ничего не произошло. Нельзя тратить огромные деньги, в большинстве своем бюджетные, на запредельные зарплаты игрокам и многомиллионные трансферы легионеров.
Футбольным клубам в текущей геополитической ситуации нельзя существовать так, как будто война где-то там, а здесь мы кайфуем и развлекаем людей. Всем уже давно ясно, что спорт/футбол вне политики — это максима, которая давно оторвана от реальности. Спорт/футбол — часть политики. Вот каким должно быть понимание текущего момента. Поэтому клубам важно максимально поддерживать наших бойцов на передовой, тем более, что многие фанаты ушли на фронт.
В нашей истории уже были примеры, когда футбол символизировал стойкость и дух нашего народа перед угрозой гибели и порабощения. 31 мая 1942 года в блокадном Ленинграде на стадионе «Динамо» состоялся исторический матч местного «Динамо» и команды металлургического завода имени Сталина, который рождал в советских людях веру в жизнь и победу. А 2 мая 1943 года уже после победы в битве в героическом Сталинграде состоялся матч между местным «Динамо» и московским «Спартаком». Тогда футбол дарил людям надежду на лучшее и стал символом того, что город жив.
Да, сейчас мы живем не в СССР, и сегодняшняя Россия подняла на свои знамена совсем другие идеалы и представления о человеке и мире. И вражеские войска не ведут боевые действия в наших крупнейших городах и не берут их в блокадное кольцо. Но сейчас идет другая война, не менее опасная для нашей страны. И чем скорее придет осознание этого обстоятельства, тем лучше будет для всего нашего общества, и как следствие для нашего футбола.
Очевидно одно — футбол в России либо в ближайшей перспективе изменит свою суть, цели, ценности, соотнеся их с тем, что наша страна находится на острие новой Мировой войны, обратится к своему уникальному историческому опыту, к своей советской традиции, либо в нашей стране его как реального вида спорта и популярной в народе игры просто не станет.