Зачем России нужна государственная идеология?
Давайте вспомним, что помогло советскому народу на протяжении того исторического периода, когда существовал СССР, последовательно добиться очень масштабных свершений: полностью преодолеть безграмотность населения, на месте распавшейся империи с разрушенной экономикой в кратчайшие по историческим меркам сроки построить новое сильное государство без классового неравенства, одержать победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, совершить «сталинское экономическое чудо» после столь разрушительной войны отстроить заново города, заводы, восстановить и развить промышленность.
Государство, возникшее на месте Российской империи, сумело очень высоко поднять уровень образования и медицины. В Советском Союзе национальные природные богатства стали народным достоянием, а культурное наследие страны было открыто для всех. Величие советских свершений, оцениваемое нами после крушения СССР, подталкивает нас к поискам ответа на вопрос: как именно все эти результаты достигались?
Немалую роль сыграло то, какая именно идеология стала государственной в нашей стране в тот исторический период. Идеальной целью, к которой призывало стремиться советское государство, был коммунизм.
Приближение к цели означало, что изменения к лучшему появлялись во всех сферах жизни не отдельных людей и не отдельных категорий граждан, а всего народа. И к этому двигались все вместе, всей страной.
В то невероятно тяжелое для народа и страны время после революции 1917 года, когда еще повсюду свирепствовали голод и разруха, как провозвестники светлого будущего возникли коммунистические субботники. Именно они стали зримым примером того, что построение коммунистического общества — не пустые слова. Примером того, что оно уже строится. Превозмогая усталость и недоедание, трудящиеся сознательно работали на субботниках безвозмездно и сверхурочно, проделывая огромную работу.
В. И. Ленин в своих статьях указывал на громадное историческое значение этих субботников, так как они демонстрировали «сознательный и добровольный почин рабочих в развитии производительности труда, в переходе к новой трудовой дисциплине, в творчестве социалистических условий хозяйства и жизни».
Коммунизм — писал Ленин в своей работе «Великий почин», — начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближним», а «дальним», т. е. всему обществу в целом...»
Говоря о переходе к новому общественному строю, Владимир Ленин неоднократно подчеркивал, что социализму для победы над капитализмом необходимо убедительно доказать свои преимущества в экономической сфере. А для этого важно создание промышленного производства, превосходящего все капиталистические образцы по уровню своей организации, и достижение более высоких показателей по объему выпускаемой продукции.
«Коммунизм, — писал Ленин, — есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику рабочих... Производительность труда — это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя».
Идея построения социализма и коммунизма как высшая цель, для которой создавался СССР, сопровождала советского человека, начиная с рождения. По замыслу тех, кто создавал Советский Союз, стремлением построить благое справедливое общество должны быть пронизаны трудовая и общественная деятельность, учёба, свободное от работы время, отдых, развлечения, семейные отношения. Укоренению этой идеологии в массовом сознании должны были служить выпускаемые по госзаказу книги, художественные кинофильмы, театральные постановки, концерты, телепередачи, музейные экскурсии, выставки.
Основополагающими понятиями, лежащими в основе официальной государственной идеологии, были: свобода, равенство, братство, справедливость, единство. И народ поддерживал политический курс, основанный на приведенных выше принципах. Граждане были едины с правительством, декларирующим верность принципам, ставшим фундаментом, основой советского проекта. Поэтому правительство пользовалось полным доверием и поддержкой.
Главный постулат, в соответствии с которым были сформулированы основные принципы идеологии СССР, — «Моральный кодекс строителя коммунизма», утвержденный XXII съездом КПСС в 1961 году.
Данный свод положений коммунистической морали — это нравственный закон для всех, правила жизни, которые помогают человеку стать высоконравственной, культурной, образованной, творческой личностью в обществе, быть примером другим, а также трудиться и работать на благо и процветание своей страны:
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
Руководствуясь этими принципами, мы сможем и сейчас воспитать достойным образом подрастающие поколения, укрепить дух народа, способствовать его сплочению. Без опоры на эти принципы не удастся справиться с коррупцией и устранить огромное классовое расслоение. Политический курс, который предлагается правительством, должен быть четким и понятным для всего населения страны: кто МЫ, К ЧЕМУ движемся и к ЧЕМУ должны прийти.
Без государственной идеологии в обществе нет единства народа и общей цели движения к высшим смыслам. Разрозненное общество внутри одной страны обречено на деградацию и вымирание.