Выставка «Музы непокоренного города», прошедшая в Москве с января по апрель, помогла заглянуть в тяжелейшее время

Какая культура была нужна блокадному Ленинграду? Фоторепортаж. Часть 1

Л. С. Хижинский. Артиллерийский салют в честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 января 1944 года
Л. С. Хижинский. Артиллерийский салют в честь полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады 27 января 1944 года

Вечером 22 марта в концертном зале столичного делового центра «Крокус Сити Холл» перед выступлением группы «Пикник» террористы совершили один из самых крупных терактов в стране. Нападение закончилось огромным пожаром и унесло жизни не менее 145 человек, пострадали сотни людей.

В это же время по российским телеканалам в этот день продолжались музыкальные шоу с участием шоумена Филиппа Киркорова (участника «голой вечеринки»), певца Леонида Агутина (который вместе со своей женой осудил СВО), Инстасамки с песней «За деньги да» и других исполнителей.

Не менее важный фактор для оценки ситуации в современной культурной политике и тот, что наша страна более двух лет проводит СВО на Украине, где погибают наши солдаты и мирные жители. На российских приграничных территориях только за последние два месяца погибло при обстрелах ВСУ более 100 мирных жителей, среди которых были и дети.

Все это ставит вопросы о том, какой должна быть культурная политика в стране, какой ответ должна давать культура на сегодняшнюю ситуацию. Должны ли вообще проходить развлекательные мероприятия? А если нет, то какие должны?

Можно поразмышлять над этими вопросами, обратившись к примерам культурных мероприятий в период Великой Отечественной войны.

Музы непокоренного города
Музы непокоренного города

Можно вспомнить, что культурная жизнь продолжалась даже в блокадном Ленинграде. Люди ходили на концерты и спектакли. Поход в концертный зал тогда не являлся символом потребительского благополучия, а был скорее элементом сопротивления тяжелым обстоятельствам: жесточайшим зимним морозам, отсутствию электричества, скудному рациону питания.

Но была ли эта культурная жизнь похожа на то, что мы видим во время войны сегодня? Выставка «Музы непокоренного города», прошедшая в Москве с января по апрель, помогла заглянуть в то время и увидеть, какая же культура была на самом деле востребована у блокадников, живших в тяжелейших условиях.

Выставка рассказала не только о том, как деятели искусства делали всё возможное для сохранения культурного наследия города с первых дней войны, но и о том, как именно культура помогала людям выстаивать в буквально нечеловеческих условиях.

С началом блокады в реорганизацию культурной жизни города включились буквально все представители культуры. Музейные работники спасали ценные экспонаты.

Предметы декоративно-прикладного искусства, перенесенные в хранилища Эрмитажа во время блокады. Ленинград, 1941 г.
Предметы декоративно-прикладного искусства, перенесенные в хранилища Эрмитажа во время блокады. Ленинград, 1941 г.

Художники и архитекторы маскировали военные и промышленные объекты, архитектурные памятники. Журналисты, писатели, художники занимались агитацией, выпускали газеты, книги, рисовали плакаты, запечатлевали повседневность в рисунках и сохраняли таким образом исторические свидетельства жизни города. Кинооператоры продолжали снимать как художественные произведения, так и хронику. В Ленинграде продолжали работать библиотеки, театры и кинотеатры. Библиотекари, актеры, музыканты, композиторы помогали людям на некоторое время забыть о лишениях, уводили фокус внимания с тяжелого быта.

Примерный объем всех культурных центров города на выставке можно было понять, посмотрев на интерактивную карту. Объектов на ней было очень много — более 60. На карте показаны не только театры, но и библиотеки, выставки и другие культурные события периода блокады.

Интерактивная карта культурных центров блокадного Ленинграда
Интерактивная карта культурных центров блокадного Ленинграда

Музыка

Центром концертной жизни в Ленинграде стали Радиокомитет, Большой симфонический оркестр, Оркестр народных инструментов, хор Ленинградского радио. В блокадном городе и симфонические, и камерные концерты, и сольные выступления, и музыкально-литературные вечера прерывались только ввиду отсутствия электричества. При этом на сцене выступали не только те исполнители, которые остались в Ленинграде, но и те, кто специально приезжал в город.

Солистка Московской консерватории Г. В. Баринова (слева) дает концерт в госпитале для раненых бойцов Красной армии. Ленинград, 1943 г.
Солистка Московской консерватории Г. В. Баринова (слева) дает концерт в госпитале для раненых бойцов Красной армии. Ленинград, 1943 г.

Выступления на призывных пунктах артисты и музыканты начали уже на второй день войны. Объединение Ленинградской государственной эстрады (Ленгорэстрады) сформировало 14 артистических бригад, в составе которых выступали и наиболее популярные артисты эстрады того времени: певцы, чтецы, рассказчики и фельетонисты.

О крупнейшем событии музыкальной жизни блокадного города — премьере Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, известно многим.

На выставке была представлена знаменитая афиша концерта.

Афиша концерта симфонического оркестра под управлением К. И. Элиасберга. Премьера Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в Ленинграде
Афиша концерта симфонического оркестра под управлением К. И. Элиасберга. Премьера Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича в Ленинграде

Стоит напомнить, что Шостаковича, грянувшего на весь город, слушали и немцы. Тогда это произвело на них ошеломляющее впечатление. Блокадный город транслирует классическое произведение искусства мирового уровня, да еще в тот день, когда Гитлер рассчитывал в него войти — 9 августа 1942 года.

Внешний вид Малого оперного театра в дни блокады. Ленинград, 1943-1944 гг.
Внешний вид Малого оперного театра в дни блокады. Ленинград, 1943–1944 гг.

Но, конечно, на одном Шостаковиче музыкальная и театральная жизнь города не заканчивалась. Работал и Малый оперный театр, и Академический театр драмы им. Пушкина.

У здания Академического театра драмы им.•Пушкина перед спектаклем Ленинградского театра музыкальной комедии. Ленинград, 1942 г.
У здания Академического театра драмы им. Пушкина перед спектаклем Ленинградского театра музыкальной комедии. Ленинград, 1942 г.

Коллектив театра музкомедии оставался в осажденном городе на протяжении всей блокады. Это не было разовой акцией «обеления» вроде поездки в Донбасс после какого-нибудь проступка, как у некоторых нынешних российских представителей поп-культуры. Это было искренним желанием в тяжелейший момент быть с народом до конца.

Артисты театра на военных занятиях. Ленинград, 1941-1942 гг.
Артисты театра на военных занятиях. Ленинград, 1941–1942 гг.

Афиши, которые были представлены на выставке, хорошо показывают как культурный уровень самих горожан, так и то, какая культура вызывала отклик и была востребована в то время.

Афиша вечера романсов Петра Ильича Чайковского в Большом зале Филармонии. Ленинград, 30 января 1944 г.
Афиша вечера романсов Петра Ильича Чайковского в Большом зале Филармонии. Ленинград, 30 января 1944 г.

В программе Л. Бетховен, В. А. Моцарт.

Афиша концерта симфонического оркестра в том•же зале. Ленинград, 1943 г.
Афиша концерта симфонического оркестра в том же зале. Ленинград, 1943 г.

Стоит отметить — Бетховен был немецким композитором, но его произведения продолжали исполнять в блокадном городе. Во время Великой Отечественной войны Советский Союз не практиковал так называемую «культуру отмены», как это происходит сегодня в западных странах в отношении русской культуры.

Концерт солистов Ленинградского государственного академического малого оперного театра. Ленинград, 1944•г.Ленинград, 1944 г.
Концерт солистов Ленинградского государственного академического малого оперного театра. Ленинград, 1944 г.Ленинград, 1944 г.

В афишах периода блокады Ленинграда также А. С. Пушкин, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. А. Блок, Д. Д. Шостакович и другие.

Ленинград, май, 1943 г.
Ленинград, май, 1943 г.

Некоторые другие афиши.

Концерт фронтовых бригад. Ленинград, май, 1942 г.
Концерт фронтовых бригад. Ленинград, май, 1942 г.
Вечер классической оперетты. Ленинград, июль 1942 г.
Вечер классической оперетты. Ленинград, июль 1942 г.
Афиши концертов блокадного периода
Афиши концертов блокадного периода

Театры

В 1941 году в разгар наступления немецкой армии из города началась эвакуация театральных коллективов. Но даже находясь в эвакуации, театры продолжали работать для фронта: создавали новый репертуар, направляли на фронт свои бригады, выступали в воинских частях, госпиталях, на предприятиях.

В эвакуацию уехали не все актеры. Те, кто решил остаться, вошли в состав Театра Краснознаменного Балтийского флота (ТКБФ), Театра народного ополчения, Ансамбля мастеров оперетты, Городского театра, Оперно-балетной труппы, концертно-шефских бригад.

Афиша спектакля «У стен Ленинграда» по пьесе русского писателя и драматурга Всеволода Витальевича Вишневского в постановке ТКБФ.

Ленинград, 1944 г.
Ленинград, 1944 г.

Театр начал работу над пьесой в 1943 году, подготовка продолжалась по мере освобождения города. Жена автора пьесы, художница Софья Касьяновна Вишневецкая осматривала улицы Ленинграда в поисках сценического образа в районах, только что освобожденных от нацистов. В постановке принимала участие драматическая группа, джаз-оркестр, ансамбль песни и пляски.

Актер ТКБФ М. Н. Девяткин вспоминал: «Этот спектакль не был похож ни на одно виденное мной — ни до, ни после — зрелище. Он мог родиться только во фронтовом городе и только в военном театре».

В 1943 году прошла премьеры оперы «Пиковая дама» в помещении Ленинградского городского театра.

Ленинград, март 1943 г.
Ленинград, март 1943 г.

Оперная певица Галина Павловна Вишневская писала в своих мемуарах: «Весь спектакль отпечатался в моей памяти, как на кинопленке. И сейчас вижу перед собой изможденного Германа, Лизу с обнаженными, синими и тощими, как у скелета, плечами, на которых лежит толстый слой белой пудры; великую Софью Преображенскую — графиню (такого драматического меццо-сопрано я уже за всю свою жизнь не услышу) — она тогда была в самом расцвете своего таланта. Когда они пели, изо рта у них валил пар. То волнение, потрясение, которое я пережила там, было не просто наслаждением от спектакля: это было чувство гордости за свой воскресший народ, за великое искусство, которое заставляет всех этих полумертвецов — оркестрантов, певцов, публику — объединиться в этом зале, за стенами которого воет сирена воздушной тревоги и рвутся снаряды».

Экскурсовод выставки отметил, что жители города относились к сиренам воздушной тревоги серьезно. Во время налетов зрители спускались в бомбоубежище. Постановки возобновлялись только после окончания сигнала тревоги.

Афиша Ленинградского театра музыкальной комедии на вторую половину ноября 1942 года. В репертуаре в том числе один из самых известных премьерных спектаклей•— героическая комедия «Раскинулось море широко». Ленинград, ноябрь 1942 г.
Афиша Ленинградского театра музыкальной комедии на вторую половину ноября 1942 года. В репертуаре в том числе один из самых известных премьерных спектаклей — героическая комедия «Раскинулось море широко». Ленинград, ноябрь 1942 г.

Создать спектакль было решено к 15-й годовщине Великой Октябрьской революции, в сентябре 1942 года. Всю работу по созданию пьесы нужно было закончить за месяц. Премьера состоялась в срок — 7 ноября.

На страницах газеты «Правда» поэт Николай Тихонов так передал впечатление от спектакля: «Когда взвивается занавес и перед зрителем начинает расти оптимистический музыкальный рассказ, зрители видят на сцене знакомые лица, типичные бытовые черты ленинградской жизни, артисты же видят тех, кого сейчас играют».

Из таких воспоминаний мы можем увидеть, что представители культуры не только обращались в своем творчестве к народу и его жизни, но и укрепляли его дух, воспевали героику.

Вряд ли современное поп-творчество имеет хоть какое-то отношение к идущей сегодня спецоперации на Украине. Сложно представить и то, что молодежь, которая ассоциирует себя с творчеством Инстасамки, вроде песни «За деньги да», сможет поддержать страну так, как это требуется сегодня. Или хотя бы сопереживать тому, что происходит.

А вот письмо школьника Алеши Клементьева в Ленинградский радиокомитет с просьбой включить в радиопередачу любимые песни его отца, погибшего от артобстрела.

Ленинград, 1942- 1943 гг.
Ленинград, 1942–1943 гг.

Из перечисленных: любимая песня Владимира Ленина, популярная в эпоху русского революционного движения, «Замучен тяжелой неволей» и старинная песня «Ермак».

В блокадном городе продолжали работать и артисты балета.

Репетиция артистов Ленинградского театра музыкальной комедии. Электронный стенд. Ленинградская область, 1943 г.
Репетиция артистов Ленинградского театра музыкальной комедии. Электронный стенд. Ленинградская область, 1943 г.

Балерина Наталья Павловна Сахановская и ее муж, а также постоянный партнер 1941–1953 годов Роберт Иосифович Гербек (на фото выше) приняли участие в 33 программах, основная часть которых пришлась на тяжелейший период блокады. Артисты балета также дали три сольных концерта.

К слову, тот факт, что знаменитая Академия Русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой продолжала работать в блокаду, также довольно общеизвестен. Сразу после выпускного спектакля, который состоялся вскоре после начала войны, многие его участники вступили в ряды Красной Армии и ушли воевать. Часть сотрудников и учеников академии эвакуировалась.

Оставшиеся в городе ученики старших классов, педагоги и сотрудники несли круглосуточные дежурства в здании училища, давали концерты для военных, расчищали улицы после бомбежек, помогали строить оборонные сооружения, вступали в отряд местной противовоздушной обороны. Взрослые тушили на крыше зажигательные бомбы. Более того, в военные годы академия продолжала вести набор новых классов.

Изобразительное искусство

Некоторые художники считали свою профессию в военное время невостребованной. Однако их работа в период блокады оказалась нужна как никогда.

Конечно, кто-то сразу же ушел на фронт, кто-то в народное ополчение. Те, кто не попал в армию, строили оборонительные сооружения, проходили военное обучение в командах ПВО. Одновременно с этим они выполняли другую творческую и очень важную работу по борьбе с фашистами.

Вместе с архитекторами художники разрабатывали способы маскировки военных и гражданских объектов, промышленных предприятий и памятников архитектуры.

«Маскировка». Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
«Маскировка». Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
«Медный всадник» в период блокады Ленинграда. М.Г.•Платунов. Ленинград, 1943 г.
«Медный всадник» в период блокады Ленинграда. М.Г. Платунов. Ленинград, 1943 г.
«Заделка памятника». Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
«Заделка памятника». Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.

Художники помогали сотрудникам Эрмитажа и Русского музея упаковывать произведения искусства и готовить их к эвакуации.

Афиша Государственного Эрмитажа. Ленинград, 1944 г.
Афиша Государственного Эрмитажа. Ленинград, 1944 г.

Помимо самых необходимых работ блокадные художники продолжали писать картины, делать зарисовки и заниматься агитационной работой. Более того, даже в самые тяжелые годы блокады в городе проходили выставки.

В декабре 1941 года прошла выставка плакатов, а в январе 1942 года — первая выставка работ на военную тему (126 работ). Состояла она в основном из небольших рисунков, эскизов, набросков. В первое полугодие войны художники занимались по большей части наглядной агитацией, сил на живописные полотна было мало.

В мае 1942 года в городе прошла выставка из 86 эскизов на тему партизанского движения. В сентябре прошла выставка из 250 работ, посвященная Великой Отечественной войне. В ноябре этого же года — выставка, посвященная годовщине Великой Октябрьской социалистической революции (343 произведения).

В частях Красной Армии, госпиталях, театрах и садах города проходили передвижные выставки.

Ленинградский художник Владимир Александрович Серов работает в мастерской над картиной «Последний патрон».

Изображение: Анна Новикова © ИА Красная весна
Ленинград, 1942 г.
Ленинград, 1942 г.

Художник Александр Блэк делал зарисовки жизни блокадного города каждый день. Блэку удалось запечатлеть события первых десяти месяцев войны в условиях холода, голода, постоянных налетов. Художник рисовал на разных разноцветных листах, иногда на кусках обоев. На выставке были представлены некоторые его работы.

«125 грамм хлеба» Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
«125 грамм хлеба» Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
«Украли карточки» Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
«Украли карточки» Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
«Баллон с газом» Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
«Баллон с газом» Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
«Обмен на хлеб» Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
«Обмен на хлеб» Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
«Ночь» Блэк Александр Эдуардович. Ночь. Ленинград, 1941 г.
«Ночь» Блэк Александр Эдуардович. Ночь. Ленинград, 1941 г.
«Зажигательная бомба во дворе» Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
«Зажигательная бомба во дворе» Блэк Александр Эдуардович. Ленинград, 1941 г.
Будогоский Эдуард Анатольевич. Ленинград в блокаде. В дозоре. Ночью.
Будогоский Эдуард Анатольевич. Ленинград в блокаде. В дозоре. Ночью.

Во время блокады Будогоский находился в Ленинграде. Он выжил, но во время блокады погибло большинство оригиналов его гравюр вместе с гравировочными досками. Сохранились только те оригиналы, которые закупили музеи. В конце войны художника призвали на фронт, он сражался в Австрии и Чехословакии.

Верейский Георгий Семенович. Блокада Ленинграда
Верейский Георгий Семенович. Блокада Ленинграда
Никольский Александр Сергеевич. Пожар боевых складов. Ленинград, 1941 г. Из серии рисунков Эрмитаж в дни блокады
Никольский Александр Сергеевич. Пожар боевых складов. Ленинград, 1941 г. Из серии рисунков Эрмитаж в дни блокады

Помимо городских зарисовок художники создавали и другие работы.

Бруни Татьяна Георгиевна. Эскиз женского костюма. Нунэ. IV акт, 1942 г.
Бруни Татьяна Георгиевна. Эскиз женского костюма. Нунэ. IV акт, 1942 г.

Эскиз костюма создавался для постановки балета «Гаянэ» на музыку А.И. Хачатуряна, поставленного Государственным академическим театром оперы и балета им. С. М. Кирова. Премьера состоялась 9 декабря 1942 года на сцене Молотовского театра оперы и балета. Эскиз костюма создавался для балерины Т.М. Вечесловой.

В блокадном городе создавались и живописные работы.

Федоричева Мария Александровна. «Постройка Дзота». Ленинград, 1942 г.
Федоричева Мария Александровна. «Постройка Дзота». Ленинград, 1942 г.
Гельберг Семен Аронович. «На подступах к Ленинграду». Ленинград, 1943 г.
Гельберг Семен Аронович. «На подступах к Ленинграду». Ленинград, 1943 г.
Прошкин Виктор Николаевич. «Ладога - дорога жизни».
Прошкин Виктор Николаевич. «Ладога — дорога жизни».

О Ленинграде не забывали и те, кто работал в Москве, поддерживая блокадников своим творчеством.

Мешков Василий Васильевич. «Защита Ленинграда. Танки идут на фронт». Москва, 1942 г.
Мешков Василий Васильевич. «Защита Ленинграда. Танки идут на фронт». Москва, 1942 г.
Мешков Василий Васильевич. «Ленинград в обороне». Москва, 1941 г.
Мешков Василий Васильевич. «Ленинград в обороне». Москва, 1941 г.

На выставке также была представлена графическая работа художницы с очень интересной историей.

Марттила Елена Оскаровна. «Шостакович в феврале 1944 года»
Марттила Елена Оскаровна. «Шостакович в феврале 1944 года»

До войны Елена поступила на курсы Российского общества Красного Креста (РОКК), но по состоянию здоровья ее признали не пригодной к военной службе. В ноябре 1941 года будущая художница поступила в Ленинградское художественное училище. Одновременно с учебой Елена работала сандружинницей и медсестрой в детской больнице и госпитале. Зимой 1941-1942 гг. Марттила создала серию блокадных зарисовок.

Вместе с трудовым подвигом, типичным для того времени, художница подарила современникам одно очень интересное воспоминание.

В одну из тяжелых голодных ночей, перед которой у Елены случилось несколько голодных обмороков, она поняла, что не доживет до утра, если сейчас уснет. Избежать этого, как вспоминает художница, ей помогла здоровая злость, вера и любовь к своему делу. Елена взяла карандаш и начала из последних сил рисовать свой автопортрет.

«Я взяла листок бумаги, какую-то кисть и, увидев себя в маленькое зеркальце, решила рисовать то, что вижу. Передо мной была натура, и я рисовала… Вдруг, подняв глаза, заметила слабый свет сквозь щели в шторе. Настало утро. Утро дня, которое я не чаяла увидеть. Я победила! Я преодолела смерть и не подчинилась приказу Гитлера умертвить всех ленинградцев. Мысль, что я не умерла, что теперь-то я не умру, буду жить, ощущалась каждой клеточкой истощенного организма и вливала силы. Вот уже второе, нет — десятое дыхание открылось! Мне стало весело и спокойно. Единственный хлеб меня спас, — это моя работа и вера», — писала Елена в дневнике.

После этой пережитой ночи художница создала еще много работ.

На выставке было представлено несколько фотографий о жизни Государственного Эрмитажа во время блокады.

Директор музея Иосиф Абгарович Орбели и старший научный сотрудник А. М. Амосова во время подготовки выставки памятников искусства и культуры, которые в блокадное время оставались в Ленинграде.

Иосиф Орбели в Эрмитаже. Фотография военного фотокорреспондента Д.М. Трахтенберга. 1944 г.
Иосиф Орбели в Эрмитаже. Фотография военного фотокорреспондента Д. М. Трахтенберга. 1944 г.

После эвакуации работ в музее висели пустые рамы (по ним проще было восстановить экспозицию), но даже тогда люди продолжали ходить в музей. Работники и экскурсоводы музея проводили для посетителей экскурсии по памяти.

Пустые залы Государственного Эрмитажа. Фото А.И. Бродского. Ленинград, 1943 г.
Пустые залы Государственного Эрмитажа. Фото А. И. Бродского. Ленинград, 1943 г.

Сотрудники музея продолжали заниматься издательской и научной работой. В 1941 году в Эрмитаже состоялись научные собрания, посвященные 800-летию азербайджанского поэта Низами Гянджеви и 500-летию узбекского поэта Алишера Навои.

На выставке были представлены и некоторые скульптурные работы.

Изображение: Анна Новикова © ИА Красная весна
Драчинская Вера Семеновна. «В блокаде». 1941-44 гг.
Драчинская Вера Семеновна. «В блокаде». 1941-44 гг.

В период блокады Вера Драчинская оставалась в городе: дежурила в отряде МПВО, занималась консервацией скульптур и декоративного убранства Гатчинского дворца. В годы блокады создала ряд скульптур «В блокаде», «Горнист», «Пожарница», «За водой».

Изображение: Анна Новикова © ИА Красная весна
Кирпичникова Татьяна Сергеевна. «Холодно». Ленинград, 1941-42 гг.
Кирпичникова Татьяна Сергеевна. «Холодно». Ленинград, 1941-42 гг.

В годы войны Татьяна Кирпичникова также находилась в городе, помогала упаковывать и готовить к эвакуации музейные предметы Государственного Эрмитажа, плела маскировочные сети, складывала лед на улицах города весной 1942 года. Вместе с этим Кирпичникова продолжала создавать скульптурные образы защитников Ленинграда, наряду с художниками запечатлевая жизнь и оборону города.

Вторая часть фоторепортажа