Такая странная игра
Серия статей в нашей газете, посвященная попыткам переименования города Калининграда, вызвала негативную реакцию со стороны тех, кто участвует в этой провокационной кампании. (Например, представителя калининградского отделения Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» М. Черенкова.)
В частности, мы говорили о стремлении некоторых членов общества «Двуглавый орел» (историка П. Мультатули и бизнесмена М. Черенкова) навязать местному населению такие «новые русские названия города», как (соответственно) «Романов-на-Балтике» и «Царьград».
Согласно, например, версии П. Мультатули, изложенной в его книге «Священное имя русской Пруссии», именно с этой территории пришли на Русь родоначальники династий Рюриковичей и Романовых. Которые (по мнению автора) якобы происходят из пруссов, являющихся «тоже славянами». Таким образом, «дотевтонская Пруссия» — это своеобразная «вотчина» российской царской династии, «сердце земли русской»…
В силу чего Мультатули, пытающийся отрекомендоваться как большой специалист, ставит через запятую династию Рюриковичей и Романовых, при том, что все, кто в досоветский период отстаивали эту прусско-русскую версию, категорически противопоставляли Рюриковичей (имевших какое-то отношение к этой версии) и Романовых (которые к этой версии отношения вообще очевидным образом не имели)?
Добавим, что историк П. Мультатули обосновывает также «право России» на данную территорию еще и тем, что часть Восточной Пруссии, где расположен современный Калининград, на протяжении четырех лет (с 1758-го по 1762-й) принадлежала Российской империи.
Напомним, что презентацию своей книги «Священное имя русской Пруссии» П. Мультатули провел в Калининграде при поддержке М. Черенкова в марте 2016 года.
И заметим, что часть Восточной Пруссии, отошедшая (на четыре года) к Российской Империи во время Семилетней войны (1756–1763) была добровольно возращена по Петербургскому договору (заключенному весной 1762-го) недолго (всего полгода) правившим (после императрицы Елизаветы Петровны) императором Петром III, по словам современников, «преклонявшимся перед прусским королем Фридрихом II». Причем политику «возвращения восточно-прусских земель» (и увода оттуда русских войск) продолжила потом и Екатерина II. То есть у российских монархов было, скажем так, достаточно прохладное отношение к этому «сердцу земли русской». И понятно, почему. Потому что никакого отношения к очень тонкому вопросу о прусской русскости эти монархи не имели и иметь не могли. А вот отношение к обычной, немецкой прусскости имели, причем самое очевидное.
В связи с этим некоторые эксперты довольно справедливо задают следующий вопрос.
Почему одна из версий происхождения российских царских династий — причем версия, выдаваемая в новой и явно неадекватной редакции — и четырехлетнее владение Российской империей частью территории Восточной Пруссии (и ее постыдная добровольная сдача) легитимизирует изменение названия (пусть, в данном случае, на новое «русское») города Калининграда? Города, который на протяжении значительной части своей истории входил в состав Пруссии и Германии… Города, чьи нынешнее название и принадлежность России связаны с победой советского народа в Великой Отечественной войне и уже более чем 70-летней историей нашей страны… Ведь именно в результате этой победы (по решению Потсдамской конференции 1945 года) произошла передача Советскому Союзу северной части Восточной Пруссии. И именно этим событием для преобладающего большинства местного населения обоснована принадлежность родного города (и всей Калининградской области) России! И именно на советском периоде истории Калининграда основана самоидентификация большинства местных жителей!
В своей предыдущей статье мы присоединились к экспертному мнению, согласно которому желание представителей «Двуглавого орла» дать «новое русское название» городу Калининграду — есть неявное подыгрывание германским и отечественным «любителям прусской истории Калининграда», окормляемым немецким бизнесом и «землячествами изгнанных». Ибо, поддерживая тему переименования города и упорно проводя свою основную работу по «полномасштабной десоветизации в России», они не только пытаются очернить советский период отечественной истории (и тем самым поставить под сомнение «легитимность и законность внешней и внутренней политики, проводимой руководством СССР», а значит, и итоги Второй мировой войны). Своей инициативой эти десоветизаторы провоцируют и подогревают дискуссию (о переименовании), в которой у их (как они называют) противников (членов немецких землячеств и их покровителей во власти) есть достаточно весомые аргументы (в этом давнем споре).
Но всю эту ситуацию делает еще более двусмысленной тот факт, что некоторые как бы оппоненты «Двуглавого орла» в этом споре на деле оказываются, как минимум, деловыми партнерами и политическими союзниками данной организации.
Как мы уже писали ранее, большую роль в поддержке российских немцев и землячеств «изгнанных» (наряду с целенаправленной политикой германского правительства в этом вопросе) играет крайне правая партия «Альтернатива для Германии» (Alternative für Deutschland).
AfD была создана в 2013 году и после осенних выборов 2017-го получила третью по численности фракцию в бундестаге. При этом многие активисты AfD, являющиеся одновременно и членами землячеств «изгнанных», периодически в своих заявлениях подвергают сомнению итоги Второй мировой войны.
Например, глава Восточно-Прусского землячества, многолетний вице-президент Федерации «изгнанных» (где объединены немецкие землячества) и депутат бундестага от AfD Вильгельм фон Готтберг открыто выступает «за возвращение Восточной Пруссии Германии».
На сайте Федерации «изгнанных» (BdV) размещено обращение, призывающее к отмене послевоенных «незаконных декретов», на основании которых происходило выселение немцев, в том числе, и из нынешней Калининградской области.
А крупнейшее Восточно-Прусское землячество, поддерживаемое официальными властями Германии и правой оппозицией — партией AfD (в которой, подчеркнем еще раз, нашли себе место многие лидеры и активисты землячеств), в качестве основной задачи провозглашает «возвращение в Восточную Пруссию».
На сайте молодежного крыла Восточно-Прусского землячества (Junge Landsmannschaft Ostpreußen) существует своеобразный «манифест» — документ под названием «Десять тезисов», где постулируется необходимость «возвращения немцев, …взятия [ими] в собственность…земельных участков, …восстановления Кенигсберга».
Для справки — в 2000 году в Германии было создано трастовое общество «Прусская доверительная собственность» (Preussische Treuhand), отстаивающее имущественные требования «изгнанных». И это общество, например, после вступления Польши в ЕС (в 2004 году) уже действует в Силезии, откуда после войны немцы тоже были выселены.
Добавим, что глава Восточно-Прусского землячества Вильгельм фон Готтберг входит в «ближний круг» вице-председателя AfD Беатрикс фон Шторх, урожденной герцогини Ольденбургской, связанной родственными узами с европейскими монархическими династиями (в том числе и теми, кто поддержал нацистов).
А отец Беатрикс, Хуно фон Ольденбург, почитается некоторыми группами «российских монархистов» как «претендент на российский престол». Так, сторонники Хуно фон Ольденбурга считают, что со смертью Владимира Кирилловича Романова, провозгласившего себя императором российским в 1926 году, права престолонаследия перешли именно к Хуно, как к одному из его ближайших родственников. Ибо он «принадлежит к правившей Россией с 1761-го по 1917-й год Гольштейн-Готторпской ветви Ольденбургов» и конкурирует с Марией Владимировной Романовой…
Так вот.
Поборник восстановления монархии в России, бескомпромиссный «декоммунизатор» и председатель общества «Двуглавый орел», глава совета директоров группы компаний «Царьград», учредитель благотворительного Фонда святителя Василия Великого Константин Малофеев с 2015 года участвует, как минимум, в качестве «посредника» в контактах между политиками из партии AfD и представителями российской управленческой элиты.
Известно, что после присоединения Крыма к России весной 2014 года и объявления Западом экономических санкций против нашей страны, часть отечественных политиков и бизнесменов стала актуализировать и налаживать связи с теми европейскими (преимущественно, правыми) партиями, которые не поддержали антироссийские действия США и их союзников.
В эту кампанию оказался вовлечен и олигарх К. Малофеев, который еще в мае 2014-го стал организатором в Вене встречи европейских и российских политиков (и экспертов) ультраправой ориентации.
А осенью 2015 года по приглашению благотворительного Фонда святителя Василия Великого произошел визит в Санкт-Петербург зампредседателя (и представителя консервативного крыла) партии AfD Александера Гауланда. В Северной столице при посредничестве К. Малофеева состоялись встречи и дискуссии между представителями партии AfD, с одной стороны, и депутатами Госдумы, членами СФ, активистами «Единой России», с другой.
В дальнейшем представители партии AfD неоднократно посещали Россию.
Например, в апреле 2016 года германский журнал Spiegel сообщил о встрече представителей молодежных организаций двух партий — AfD и «Единой России». От «Молодой альтернативы» (AfD) присутствовали Маркус Фронмайер и Свен Тричлер, а от «Молодой Гвардии Единой России» — депутат Госдумы РФ Роберт Шлегель. По словам последнего, никаких документов подписано не было, а обсуждалась только «возможность взаимодействия между молодежными организациями со ссылкой на необходимость дальнейших консультаций непосредственно с руководством «Молодой Гвардии».
Тогда же, в апреле 2016-го, (на тот момент) активист AfD Маркус Претцель и председатель молодежной организации (при AfD) «Молодая альтернатива» Маркус Фронмайер (уже не раз посещавший Россию, в том числе и вместе с А. Гауландом) приняли участие в конференции «Ялтинский международный экономический форум» в Крыму. (Позже, в январе 2017-го, журнал Spiegel сообщил, что «поездка Претцеля была оплачена российским фондом, близким к правительству».)
Далее, в феврале 2017 года, состоялся визит в Москву (на тот момент) лидера партии AfD Фрауке Петри (вышла из партии в сентябре 2017-го), которая встречалась с членами российского парламента и обсуждала «будущее сотрудничество между региональными парламентами Германии и России, а также развитие контактов между политическими молодежными организациями двух стран».
Заметим, что западные журналисты периодически обсуждают и критикуют скандальные высказывания некоторых представителей AfD. Например, в сентябре 2017-го неоднократно приезжавший в Россию по приглашению К. Малофеева (как утверждают СМИ) А. Гауланд заявил: «У нас есть право гордиться достижениями немецких солдат в двух мировых войнах».
При этом эксперты обращают внимание на близость позиций молодежных организаций AfD и Восточно-Прусского землячества относительно будущего Калининградской области.
Интересно, что думают по этому поводу российские парламентарии и инициаторы подобных встреч?
Как при такой вписанности в международные коммуникации со сторонниками «восстановления и возвращения Кенигсберга» ревнители «российской монархии» будут давать Калининграду «новое русское название»? Если более 80% населения города (как показывают соцопросы) против переименования, а часть местной элиты на протяжении уже почти 30 лет работает на «восстановление прусского исторического наследия региона».
И обратим внимание, например, на то, что в 2018 году министерство культуры и туризма Калининградской области фактически проигнорировало такую дату, как «260-летие вхождения Восточной Пруссии в состав России» (к вопросу о «новом русском названии города, связанном с династией Романовых»).
Очевидно, что отмена принятых по итогам войны документов и полноценный реванш тех, кто был в той войне разгромлен, не может осуществиться без полномасштабной десоветизации, признания основателей и руководителей СССР «преступниками» — здесь точка полного совпадения интересов общества «Двуглавый орел» и германских ультраправых… Тех самых «изгнанных», которые, давно наладив разнообразные связи в Калининградской области, через свою здешнюю «клиентуру» продвигают особую, отличную от российской, идентичность и пресловутую «германизацию».
Не пора ли патриотической части отечественной управленческой элиты пресечь опасную для российской государственности игру, которую ведут некоторые их коллеги в Калининграде?