Чем дольше длится противостояние Макрона с военными, тем больше шансов на победу у консерваторов

Французские военные перестали молчать. Грозит ли стране переворот?

Огюст-Гиацинт Дебай. Нация в опасности, или регистрации добровольцев на Пляс-дю Пале-Рояль в июле 1792 (фрагмент). 1832
Огюст-Гиацинт Дебай. Нация в опасности, или регистрации добровольцев на Пляс-дю Пале-Рояль в июле 1792 (фрагмент). 1832
Огюст-Гиацинт Дебай. Нация в опасности, или регистрации добровольцев на Пляс-дю Пале-Рояль в июле 1792 (фрагмент). 1832

Во Франции назрел серьезный конфликт между Макроном и правыми, который имеет непосредственное отношение к грядущим выборам президента Франции в 2022 году.

Все началось 21 апреля, в 60-ю годовщину алжирского путча Иностранного легиона. 26 апреля 1961 года путч провалился, но чуть не стоил тогдашнему президенту Франции Шарлю де Голлю поста.

И вот 60 лет спустя 20 отставных генералов и более тысячи офицеров, служивших в армии, полиции и жандармерии, на страницах консервативного французского журнала Valeurs Actuelles опубликовали открытое письмо к президенту Франции Эммануэлю Макрону под броским заголовком «Вернуть честь нашим правителям».

В письме отставные военные выразили свою обеспокоенность ситуацией, сложившейся в стране, и заявили, что в случае кризиса армия готова вмешаться и навести порядок в любимом Отечестве.

«На наших флагах золотыми буквами написаны слова «Честь и Отечество». Однако сегодня наша честь требует от нас осудить развал нашей родины…

— Развал, который, используя идеологию исламизма и наличие молодежных банд в пригородах, приводит к отделению от страны множества ее частей (общин) и превращению их в территории, которые подчиняются своим средневековым обычаям, противоречащим нашей конституции.

Между тем, по нашим законам каждый француз, независимо от его веры или неверия, повсюду во Франции должен чувствовать себя как дома; не может и не должно существовать города или района, где не действуют законы Республики.

— Развал, при котором ненависть превалирует над братством во время демонстраций, при котором власти используют полицейских в качестве солдат-наемников и козлов отпущения в борьбе со своими же французскими согражданами в желтых жилетах, которые пришли выразить свое отчаяние.

То же самое происходит, когда люди в масках под шумок этой борьбы грабят магазины и угрожают нашим правоохранительным органам. Власти мы напоминаем: силы порядка действуют только в рамках директив, иногда весьма противоречивых, которые даете вы, руководители. Опасностей становится все больше, насилие растет день ото дня…»

Никаких политических требований процитированное обращение, автором которого стал отставной офицер и популярный блогер Жан-Пьер Фабр-Бернадак, не содержало. Но оно было расценено как предупреждение о том, что ситуация грозит выйти из-под контроля властей, и тогда армия будет вынуждена вмешаться.

Среди подписантов письма следует выделить 80-летнего генерала Кристиана Пикемаля — экс-командующего французским Иностранным легионом. Несколько лет назад за участие в демонстрации против нелегальных мигрантов генерал Пикемаль был лишен всех полагающихся ему привилегий.

Отставных генералов поддержала лидер «Национального объединения», правый политик Марин Ле Пен. К вечеру 28 апреля под письмом оставили свои подписи уже 8 тыс. действующих военных.

Письмо генералов вызвало настоящее бешенство в Елисейском дворце. Их обвинили чуть ли не в подготовке мятежа и пообещали жестоко наказать, несколько подписантов из числа действующих офицеров были арестованы.

Начальник Главного штаба вооруженных сил страны Франсуа Лекуэнтр заявил, что 18 офицеров, заявивших о своей поддержке политиков, готовых выступить с требованиями, изложенными в письме, предстанут перед дисциплинарной комиссией и подвергнутся санкциям.

Авторам послания Лекуэнтр пригрозил увольнением из резерва армии и полноценным выходом на пенсию. «Это творчество пенсионеров, отставших от жизни, и я лишаю их права выносить суждение о нас», — заявил он.

Второе и третье письма военных

27 апреля было опубликовано гораздо более радикальное письмо «Ответ на призыв тысячи военных» от еще одной группы отставных военнослужащих. С критическим заявлением в адрес властей Франции на этот раз выступили 14 высших и старших офицеров в отставке, включая двух контр-адмиралов.

Они также констатировали плачевное положение дел во Франции, призвали военных открыто бороться с глобалистами и поддержать протестные выступления французского народа.

«В своем подавляющем большинстве политический класс нашей страны, обслуживаемый многовековой парламентской системой, на протяжении десятилетий был совращен верхушкой мировой финансовой системы, которая контролирует денежные средства и управляет СМИ и поэтому решает, кто будет избран или не избран. Их пособниками выступают всевозможные структуры, такие как Бильдербергский клуб, Давос, CRIF и иже с ними», — сказано во втором письме.

Откликаясь на упомянутые в письме 20 генералов угрозы, связанные с мигрантами, исламизмом и беззаконием, авторы второго письма пишут:

«Когда речь идет об иммиграции, распаде нации и расширении зон беззакония, насилия и эскалации ненависти между этническими группами, политический класс всего лишь следует продиктованной ему дорожной карте, которая должна привести к разрушению нашей древней нации — символической преграды на пути глобализма — которую следует уничтожить».

Примечательно, что второе письмо почти не обсуждалось в СМИ, а французские чиновники вообще сделали вид, что его нет. И вот 9 мая появилось третье письмо от группы действующих военнослужащих.

Они опубликовали его в том же журнале Valeurs Actuelles, на этот раз предупредив президента Макрона о том, что он, пойдя на «уступки» исламизму, поставил на карту «выживание» Франции. Военные также выступили в поддержку первого открытого письма отставных генералов властям республики.

«К ним отнеслись как к мятежникам, когда их единственный грех — любовь к своей стране», — отмечается в письме. В тексте послания подчеркивается, что его авторы не так давно встали на путь профессиональных военных, но не могут промолчать.

«Мы видим насилие в наших городах и деревнях <…> Мы видим, что ненависть к Франции и ее истории становится нормой, — обращают внимание они. По их мнению, во Франции «уже тлеет гражданская война».

Авторы письма отметили, что для некоторых религиозных общин «Франция означает не что иное, как объект сарказма, презрения или даже ненависти».

Правдолюбов вновь поддержала Марин Ле Пен, подчеркнув, что письмо ни в коем случае не является призывом к восстанию. По ее словам, указанное обращение к французским властям — «это констатация реального положения дел, его наблюдают миллионы французов».

Елисейский дворец должен отнестись к этой инициативе серьезно, настаивает Ле Пен. (По данным на 10 марта, под третьим письмом подписались уже более 130 тыс. человек, то есть в разы больше, чем под первым, относительно нейтральным мягким текстом).

Министр обороны Франции Флоранс Парли, в свою очередь, назвала письмо действующих военнослужащих «грубой политической махинацией». Глава генштаба Франции призвал их уйти в отставку.

Налицо серьезный конфликт между Макроном и правыми, который имеет непосредственное отношение к грядущим выборам президента Франции в 2022 году.

Кто такой генерал де Вилье?

Конфликт Макрона с военными начался отнюдь не сейчас. В 2017 году, фактически сразу после вступления в должность, Макрон заявил о сокращении финансирования армии на €850 млн (в рамках общей программы бюджетной экономии в объеме €4,5 млрд).

Тогдашний глава Генштаба Франции, генерал Пьер де Вилье, пользующийся в армии огромной популярностью, заявил, что не позволит, чтобы его «поимело» министерство финансов. Спустя несколько дней — 19 июля 2017 года — генерал подал в отставку.

Отметим, что, например, в 2014 году, испугавшись отставки де Вилье, тогдашний президент Франсуа Олланд свернул программу сокращения расходов на оборону. Однако Макрон, в отличие от своего коллеги, отставку генерала принял сразу же. Когда де Вилье покидал здание министерства вооруженных сил, ему аплодировала толпа солдат и офицеров.

Так кто же такой генерал де Вилье и какое отношение он имеет к разгорающемуся конфликту?

Пьер де Вилье родился в 1956 году в старой аристократической семье. Древний род де Вилье известен еще со времен крестовых походов. Помимо Пьера в семье было еще семеро детей.

Его отец, Жак де Вилье, был ревностным католиком. Во время Второй мировой войны он прошел через плен, лагерь и пытки. После освобождения Франции он переехал из Лотарингии в Вандею, занимал посты мэра Булони с 1947 по 1983 годы и вице-президента Генерального совета Вандеи с 1973 по 1987 годы.

Пьер де Вилье, воспитанный в идеалах Сопротивления и католичества, окончил военную школу Сен-Сир, служил на Балканах, в 2006–2007 годах воевал в Афганистане, затем проводил операции в Мали и Центральноафриканской Республике.

Генерал де Вилье, уже выйдя в отставку, призывал французские власти пересмотреть миграционную политику. Так, в октябре 2020 года на страницах газеты Le Figaro он заявил, что убийство школьного учителя Самуэля Пати в пригороде Парижа стало очередной атакой на существование французской нации.

Он советовал правительству решительно бороться с насилием делом, а не словами: выдворять из страны радикальных имамов, закрывать незаконные мечети и восстановить контроль над границами.

У Пьера де Вилье есть брат Филипп — довольно известный французский политик из лагеря евроскептиков. В 1994 году Филипп основал правую партию «Движение за Францию».

«Европейское строительство на самом деле представляет собой разрушение Европы. Оно представляет для нее то же самое, что Ле Корбюзье для аббатства Мон-Сен-Мишель, а именно уродливую гримасу „лучезарного города“. Мы наблюдаем невиданное: безголовое правительство хочет избавиться от тысячелетних наций, суверенитета, государств и народов», — заявлял он Le Figaro в 2018 году.

Филипп де Вилье получил высшее образование в Париже. Он окончил «Сьянс По» — Высшую школу политических наук и ЕНА — престижную Высшую школу администрации.

За его плечами богатый политический опыт, он успешно возглавлял парламент Вандеи: за время его правления регион стал стремительно развиваться. Филипп, как и его отец, ревностный католик. Известны его связи с католической организацией Opus Dei.

Поначалу Филипп де Вилье симпатизировал Макрону, а затем довольно быстро разочаровался в нем.

«Меня поразило, что мы одинаково смотрим [с Макроном] на символизм президентской должности, ее сакральную значимость и мистику в голлистском понимании, а также на опасность развала, столкновение идентичностей, необходимость бороться с исламизмом и не допустить утверждения ислама во Франции. Когда я увидел его первые шаги в Лувре, Трампа на Елисейских полях и Путина в Версале, то сказал себе: „Он все понял и проводит президентскую вертикальность“», — заявлял Филипп де Вилье.

Однако «рэперы в Елисейском дворце» и дальнейшие шаги Макрона, показывающие, насколько он далек от традиционных консервативных ценностей, оттолкнули де Вилье от французского лидера. В 2018 году в интервью Le Figaro де Вилье озвучил два возможных сценария:

«Либо Макрон понимает реалии столкновения идентичностей и решает расформировать контр-общество, в котором целые группы выражают свои сепаратистские наклонности… Либо он продолжает играть роль уполномоченного Брюсселя и будет сметен».

Филипп де Вилье стал последовательным критиком действующей власти. В середине апреля 2021 года, за неделю до выхода первого обращения отставных военных в журнале Valeurs Actuelles, он опубликовал колонку с названием «Я призываю к восстанию!»

Первое, что бросается в глаза, — это то, что риторика перечисленных выше писем военных очень напоминает риторику братьев де Вилье, выражающих мнение правого крыла французского истеблишмента, консервативных аристократических кругов, которые видят губительную политику мультикультурализма, «деконструкции истории», антирасизма в его извращенных проявлениях.

Эти круги пользуются определенной поддержкой народа. И получается, что своей политикой нынешние французские власти буквально толкают людей в объятия правых, таких как Марин Ле Пен. Причем накануне президентских выборов 2022 года.

Во Франции готовится военный переворот?

Понимая, что симпатии граждан Франции переходят к консерваторам, Макрон пытается перехватить правую повестку: говорит и об общей европейской армии, независимой от США, и о национальных интересах страны, и о поддержке силовых ведомств.

Власти Франции стараются прилепить к генералам ярлык «ультраправых». Очень удобно, играя на симпатиях к настоящим левым и на ненависти к фашизму, который якобы олицетворяют правые, продвигать свои инициативы.

Но это не работает — на французских улицах процветает преступность, граждане недовольны поведением и количеством мигрантов. Кризис усугубила пандемия и связанные с ней ограничения.

Будет ли Макрон «сметен» в результате военного переворота, как предсказывает Филипп де Вилье? Вероятность этого крайне невысока. Все-таки Франция — не африканская страна. И даже не Турция, где военные перевороты часто являлись способом решения проблем.

Смена правительства в результате переворота во Франции и приход к власти военных, чья легитимность может быть поставлена под сомнение, лишь усугубит и без того непростую ситуацию в стране, которая является частью ЕС и всех связанных с ним институтов.

Но консерваторы, в том числе действительно крайне правого толка, действительно могут прийти к власти во Франции, причем абсолютно легитимным образом — через предстоящие выборы. И чем дольше длится противостояние Макрона с военными, тем больше у них шансов.