В правящей партии Грузии явно поняли, что Запад решился на госпереворот в стране, а сможет ли она противостоять этому — вопрос открыт

Запад решил взяться за Грузию всерьез?

Изображение: American Magazine of Useful and Entertaining Knowledge. vol.1, 1834.
Волки Иллинойса 1834
Волки Иллинойса 1834

Партия «Единое национальное движение» (ЕНД) пришла к власти в Грузии в 2003 году в ходе госпереворота, называемого «революция роз», и управляла страной до парламентских выборов 2012 года, на которых уступила «Грузинской мечте». Основавший ЕНД Михаил Саакашвили вскоре после этого бежал из страны, не дожидаясь окончания своего президентского срока. «Националы» с тех пор постоянно пытались использовать свой «майданный» опыт и вернуть власть. Для успеха им постоянно не хватало сил, но теперь ситуация изменилась.

Президент-оппозиционер

Важной составляющей для «оранжевой революции» является наличие во власти тех, кто помогает оппозиции. Команда «Мечты» показала довольно хорошую устойчивость. В ходе неоднократных попыток ЕНД раскачать ситуацию в стране из партии, похоже, ушли все ненадежные лидеры, в том числе Георгий Гахария, покинувший в феврале 2021 года пост премьер-министра Грузии и создавший свою партию «За Грузию», которую теперь не воспринимают ни оппозиция, ни бывшие соратники.

Теперь на стороне оппозиции оказалась президент Грузии Саломе Зурабишвили. Она так не говорит, но ее критика в адрес правительства, сформированного «Мечтой», идентична тому, что заявляют в оппозиции. Зурабишвили стала президентом в конце 2018 года при поддержке правящей партии, но теперь их противостояние обострилось до такой степени, что парламент запустил процедуру импичмента президента.

Противоречия между «Мечтой» и президентом стали усугубляться после начала Россией спецоперации на Украине, точнее после того, как правительство отказалось вводить антироссийские санкции. В марте 2022 года Зурабишвили выступила на протестной акции оппозиции, требовавшей отставки премьер-министра Ираклия Гарибашвили, отказавшегося вводить санкции против РФ. С тех пор антиправительственные заявления президента и оппозиционных политиков только сближались. Дошло до того, что Зурабишвили заявила о поддержке беспорядков, вспыхнувших в Тбилиси в марте 2023 года, когда власти попытались принять закон об отчетности иностранных агентов о расходах.

В Грузии у президента почти нет полномочий, но она родилась во Франции, работала там в МИД и попала в Грузию, став послом. С этого и началась ее карьера на родине предков. Таким образом, Зурабишвили является ставленницей Евросоюза, то есть имеет там плотные связи. С августа 2023 года она совершила серию поездок по Европе, хотя правительство не одобрило визиты и не выделило на это деньги.

Президент заявляет, что встречается с европейскими лидерами, чтобы заручиться поддержкой в получении Грузии статуса кандидата в ЕС. Но в «Грузинской мечте» заявляют, что она добивается обратного. Председатель партии Ираклий Кобахидзе напомнил, как президент поддержала решение Еврокомиссии не предоставить Грузии статус кандидата в июне 2022 года. Позже Зурабишвили также назвала формальными реформы, которые провело правительство, выполняя требования Брюсселя.

Получается, что есть все основания подозревать Зурабишвили в саботаже евроинтеграции Грузии. Она продолжает совершать поездки даже после того, как «Мечта» из-за несогласованных визитов запустила процедуру импичмента. И нельзя сказать, что президент не опасается отставки. Она встречалась с оппозицией по этому вопросу и просила не поддерживать импичмент, а его не получится провести через парламент только силами правящей партии, так как ей не хватает своих голосов.

Почему президент Грузии может быть против евроинтеграции?

Кобахидзе в августе 2023 года прямо заявил, что Зурабишвили в ходе поездок по Европе пытается добиться, чтобы Грузии не дали статус кандидата. Зачем ей это может быть нужно?

Служба госбезопасности Грузии в сентябре 2023 года опубликовала заявление, что оппозиция готовит государственный переворот до конца года, спровоцировав беспорядки. Поводом для беспорядков, по мнению специалистов ведомства, и должен стать повторный отказ Еврокомиссии Грузии по поводу статуса в ЕС.

И стоит отметить, что оппозиция в прошлом году собирала многотысячные акции протеста в Тбилиси, когда Грузии не предоставили кандидатство. Многие студенты после долгих лет пропаганды искренне видят в евроинтеграции единственный путь развития страны. Причем «Грузинская мечта» пришла к власти именно на обещаниях сделать страну частью Европы.

Но со временем в правительстве поняли, что Грузию не примут в ЕС на приемлемых условиях. Кобахидзе неоднократно заявлял, что статус кандидата стране гарантирован только в том случае, если она начнет войну с Россией. Он пообещал не допустить этого. Представители руководства также стали замечать, что евроинтеграция предполагает в том числе принятие нетрадиционных ценностей, которые не приемлемы для грузинского общества, большинство которого остается верным христианству.

Если власти стараются смягчить информационные последствия после ожидаемого отказа Брюсселя, то оппозиция, наоборот, нагнетает обстановку. Различные политики заявляют, что Грузия не получит статус кандидата, так как правящая партия подчинилась России. В ЕНД буквально называют правящую партию «Русской мечтой». И молодежь в это верит, выходит на акции протеста. Правительство стало заложником своих обещаний, вырастив по классике своего «могильщика», продвигая прозападную и антироссийскую пропаганду.

Заграница, похоже, решила им помочь

Для успешного переворота нужен еще один фактор — поддержка Запада. «Националы» уже не раз пытались реализовать силовой сценарий, заявляя о том, как они верны США и ЕС, но это не находило поддержки извне. Американский посол в Грузии Келли Дегнан комментировала подобные случаи в стиле: «Ребята, давайте жить дружно». А «Грузинская мечта» оказалась довольно устойчивой силой, которую не получается свергнуть без давления Запада.

Беспомощность оппозиции можно было видеть во время мартовских беспорядков в Тбилиси. Тогда казалось, оппозиционные лидеры оседлали волну протеста, вызванную негодованием по поводу попытки властей установить контроль над международными НКО и НПО. Но в день, когда из парламента отозвали законопроекты об иностранных агентах, протестующие свернули акцию на фоне призывов оппозиции продолжать протесты до полного свержения власти. Это показало, что Запад контролирует страну через неправительственный сектор.

А теперь, похоже, за Грузию решили взяться всерьез, «западные партнеры» довольно прозрачно намекнули, что хотят смены власти. 29 сентября послы Германии и Франции в республике Петер Фишер и Шераз Гасри распространили совместное заявление, в котором призвали объединиться все грузинские силы, которые хотят вхождения страны в ЕС. Они также поддержали «недавние и предстоящие визиты из Грузии в столицы стран ЕС и евроструктуры, в Брюссель, с встречами глав государств и правительств», то есть поддержали поездки Зурабишвили по Европе, которые так возмутили правительство Грузии и правящую партию.

Такое неоднозначное заявление двух послов было сделано после того, как объявили о создании коалиции ЕНД и партия «Стратегии Строителя». Ее руководителем назвали лидера «строителей» Георгия Вашадзе, который имеет богатый политический опыт и давно выступает за смену власти до выборов. Председатель «Нацдвижения» после объявления о союзе заявил, что создана главная сила, которая будет бороться с «российским режимом» в Грузии.

Возникает вопрос: «Почему молчит американский посол?», так как без поддержки США переворот вряд ли будет успешным. Дело в том, что Дегнан покинула Грузию, вместо нее дипведомство возглавит Робин Данниган. Перед отъездом в августе Дегнан сделала ряд критических заявлений в адрес грузинских властей, в том числе сказала, что введенное в стране электронное голосование позволит фальсифицировать итоги выборов. Ее за это раскритиковали в Тбилиси, напомнив, что реформировали выборную систему по указаниям Запада. Депутат парламента от движения «Сила народа», союзного правящей партии, Гурам Мачарашвили заявил, что Дегнан после себя оставляет «политические мины», которые будут работать на радикализацию протестов.

Новый посол еще не прибыла в Тбилиси и не делала заявлений по ситуации в закавказской республике. Если она продолжит политику нападок на власти Грузии или будет поддерживать оппозицию с Зурабишвили, это фактически станет командой «фас» для тех, кто хочет совершить переворот. Видно, что в «Мечте» это понимают. Смогут ли они противостоять «оранжевой революции», сказать сложно. В марте партия не решилась на жесткое силовое подавление беспорядков, которые организовали НКО, но в июне 2019 году не испугались дать приказ на жесткий разгон толпы, штурмовавшей парламент.

Здоровые силы в Грузии

Есть в Грузии и партия, которая выступает за сближение с Россией и за отказ от прозападного курса, чуждого православной традиции — это «Консервативное движение». Там уже увидели опасность готовящегося переворота и объявили о создании широкого общественного движения «Антимайдан» для противодействия украинскому сценарию. И надо отметить, что это не какая-то мелкая партия, она собирала до 10 тыс. сторонников в Тбилиси, что сопоставимо с тем, что могут собрать прозападные НКО.

Настораживает то, что этому движению начали вставлять палки в колеса уже с самого начала. Партия объявила о сборе средств на проведение акции, так как на перевозку людей в столицу, их питание, нужны деньги. Но в грузинских банках заблокировали счета движения и лидеров партии.

Отношение властей к «Консервативному движению» нельзя назвать дружественным. Да, акциям партии не препятствовали, в том числе тем, в ходе которых протестующие срывали флаг Евросоюза, висящий у парламента Грузии, и вешали вместо него национальный флаг. Но, похоже, что в правительстве не в восторге от того, что силу набирает неподконтрольная ему партия. Если власти начнут действовать «на два фронта», то есть против «майдана» и «антимайдана», то шансов на сохранение стабильности в Грузии будет мало. А это грозит превращением страны во вторую анти-Россию наряду с Украиной.