В обмен на заверения Пакистана в военной поддержке Саудовская Аравия поддерживала Исламабад в его войнах против Индии

Какие вызовы видит Индия в оборонном соглашении Пакистана и Саудовской Аравии?

Мариано Фортуни-и-Марсаль. Арабы и надвигающаяся буря. 1862-1864
Мариано Фортуни-и-Марсаль. Арабы и надвигающаяся буря. 1862-1864

9 сентября Израиль нанес ракетный удар по штаб-квартире палестинского движения ХАМАС в столице Катара городе Дохе. Это нападение показало, что на Ближнем Востоке Израиль может атаковать любого и даже размещение американских баз (в Катаре находится крупнейшая база США в регионе) не является защитой.

Спустя немногим больше недели, 17 сентября Саудовская Аравия и Пакистан подписали оборонительный пакт, который обязывает обе страны расценивать нападение на своего союзника как атаку на свою территорию.

Эксперты отмечают, что негласные серьезные военные связи между странами существовали и ранее. По их данным, именно Саудовская Аравия спонсировала пакистанскую ядерную программу, при этом Исламабад обязался по требованию Эр-Рияда предоставить ему атомные заряды.

То, что страны решили заключить официальный договор именно сейчас, скорее всего, связано именно с атакой Израиля по Катару и желанием Эр-Рияда гарантировать неприкосновенность собственной территории. Можно предположить, что с помощью этого соглашения Саудовская Аравия предупреждает Израиль, что в случае удара по его территории королевство обзаведется ядерным оружием.

Однако у документа есть и другая сторона — Пакистан. Любые его движения в военной сфере вызывают пристальное внимание у его извечного противника — Индии.

ИА Красная Весна предлагает ознакомиться с переводом статьи вице-президента по исследованиям и внешней политике индийского аналитического центра Observer Research Foundation (ORF) Харша В. Панта и научного сотрудника Программы стратегических исследований этого центра Рахула Равата «Саудовско-пакистанский оборонительный пакт и стратегический расчет Индии».


17 сентября 2025 года Королевство Саудовская Аравия и Пакистан, подающий себя как единственное исламское государство с ядерным оружием, заключили стратегическое соглашение о взаимной обороне (SMDA). Ключевой пункт двустороннего пакта подчеркивает их взаимные обязательства, заявляя, что «любая агрессия против одной из стран будет считаться агрессией против обеих».

Это оборонное обязательство, подобное НАТО, превращает их «партнерство, не доходящее до альянса» в «формальный двусторонний альянс». Для Саудовской Аравии недавняя атака Израиля на Катар и опасения по поводу общей безопасности региона Персидского залива являются основным фактором. В то же время для Пакистана главной мотивацией для любого наращивания союзнических связей всегда был индийский фактор.

Созревание стратегического партнерства между Саудовской Аравией и Пакистаном в рамках SMDA уходит корнями в историю их отношений. Связи можно проследить до периода, предшествовавшего созданию Пакистана. В 1946 году принц Саудовской Аравии Фейсал выступил в ООН за борьбу Всеиндийской мусульманской лиги, которая стремилась к созданию отдельного государства. Позднее Саудовская Аравия стала одной из первых стран, признавших Пакистан суверенным государством.

В 1960-х годах принц Саудовской Аравии назвал Пакистан своим «другом номер один в мире». «Всякий раз, когда королевство нуждается в [военной] помощи, Пакистан — это первое место, на которое мы с уверенностью смотрим», — заявил он. Контекстом для такой ситуации стала угроза, исходящая от израильских сил в период холодной войны.

С этой целью в 1967 году было подписано первое официальное оборонное соглашение Эр-Рияда с Исламабадом. В рамках этого договора пакистанские военные советники помогли расширить и модернизировать вооруженные силы Саудовской Аравии. В обмен на заверения Пакистана в военной поддержке, Саудовская Аравия поддерживала Исламабад в его войнах против Индии. Самое главное, что Эр-Рияд уже давно оказывает поддержку Пакистану по вопросу Кашмира, что явно противоречит суверенным интересам Индии.

Во время войны 1965 года саудиты оказывали Пакистану материальную, дипломатическую и моральную поддержку. Аналогичная поддержка была очевидна во время войны 1971 года и кризиса, который привел к созданию Бангладеш. Тогда посол Саудовской Аравии на Генеральной Ассамблее ООН раскритиковал действия Индии, заявив, что «любое внешнее вмешательство во внутренние дела Пакистана, безусловно, будет представлять собой нарушение устава ООН».

Саудовская Аравия, даже после образования Бангладеш, отказывалась признавать его государственность до тех пор, пока Пакистан не признал ее. Саудовская Аравия не была удовлетворена авантюризмом Пакистана в Каргиле (нападение на индийские войска в кашмирском округе Каргил. Нью-Дели обвинила в нападении Исламабад, который официально свое участие так и не признал — прим. ИА Красная Весна), но сохранила свою поддержку, настаивая на том, чтобы Нью-Дели стремился к мирному урегулированию кашмирского спора. Таким образом, хотя двустороннее партнерство между Саудовской Аравией и Пакистаном возникло в первую очередь на религиозной основе, оно поддерживалось взаимовыгодным сотрудничеством.

В последние годы Саудовская Аравия и Индия также укрепляют свои отношения, уделяя значительное внимание коммерческим связям. Более широкое партнерство Саудовской Аравии с Индией было подтверждено в 2019 году, когда Эр-Рияд занял нейтральную позицию по отмене Нью-Дели статьи 370 по Джамму и Кашмиру. Растущая экономическая мощь Индии и двусторонняя торговля с Саудовской Аравией остаются ключевыми факторами влияния.

Для Пакистана подписание SMDA с Саудовской Аравией открывает следующие возможности: во-первых, саудовское финансирование жизненно необходимо для его обороны и экономики в условиях продолжающегося политического кризиса. Во-вторых, он сможет повысить свой геополитический статус в мусульманском мире, позиционируя себя в качестве гаранта ядерного зонтика против Израиля. И в-третьих, оно может создать мост между «верным союзником» Пакистана Китаем и государствами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в регионе Западной Азии через Саудовскую Аравию.

В SMDA изложен механизм консультаций и сотрудничества между Саудовской Аравией и Пакистаном для обеспечения «совместного сдерживания любой агрессии». Чтобы укрепить свои позиции, пакистанские официальные лица оставили место для двусмысленности в отношении расширения ядерного щита на Саудовскую Аравию в рамках соглашения.

Считается, что Саудовская Аравия имеет амбиции по созданию собственной ядерной бомбы для доминирования в регионе, и этот пакт может облегчить ее создание, что явно противоречит интересам Ирана и Израиля.

Хотя SMDA в первую очередь вызван необходимостью Саудовской Аравии защищать свои интересы в сфере безопасности и сдерживать угрозы в регионе, Пакистан будет использовать соглашение для сдерживания растущей мощи Индии и получения рычагов влияния на нее. SMDA, вероятно, приведет к тому, что Саудовская Аравия и, возможно, другие страны Персидского залива будут более активно подключаться к любому индийско-пакистанскому кризису, который может разразиться в будущем.

Нью-Дели вложил значительные энергетические и стратегические усилия в свои отношения с Эр-Риядом, включая подписанный в 2014 году меморандум о взаимопонимании по двустороннему сотрудничеству в области обороны. Несмотря на эту растущую близость, есть некоторые очевидные структурные ограничения для взаимодействия Индии с Саудовской Аравией, которые исходят из сегодняшней меняющейся геополитической обстановки.

Политикам в Нью-Дели необходимо создавать геостратегическую среду, которая соответствует интересам Индии. Им будет все сложнее это делать, учитывая религиозный аспект в саудовско-пакистанском сотрудничестве, который нельзя игнорировать, даже несмотря на то, что эти страны настаивают на том, что их отношения носят прагматический характер.

Индия преуспела в развитии прочных связей со всеми тремя полюсами Западной Азии: возглавляемыми Саудовской Аравией арабскими государствами Персидского залива, Ираном и Израилем. Эти три субъекта вовлечены во взаимное соперничество, стремясь к доминированию в регионе.

SMDA между Эр-Риядом и Исламабадом подчеркивает, что Южная и Западная Азия по-прежнему тесно связаны стратегическими связями. Чтобы сформулировать свой курс действий, Нью-Дели должен выйти за рамки собственных посланий о взаимной солидарности и внимательно изучить как пределы, так и степень сотрудничества, предусмотренного в рамках партнерства между Саудовской Аравией и Пакистаном.

Более масштабной задачей для Нью-Дели было бы примирение своих интересов с различными точками зрения Эр-Рияда и других партнеров в Западной Азии, а также поиск согласованности в максимально возможной степени. В этом процессе, вероятно, возникнет необходимость взаимных компромиссов, что станет серьезным вызовом для внешней и оборонной политик Индии.