«Все включено» или Крым: готовы ли граждане России наказать Турцию?
Наверное, не только российский политикум, журналисты и эксперты ждут, что в Послании президента Федеральному собранию будет содержаться ответ на беспрецедентное антироссийское обострение в мире. Одной из составляющих этого обострения стало появление украинско-турецкого альянса.
Расхождение позиций по Крыму и Донбассу обнажило российско-турецкие противоречия. Обе стороны стараются максимально смягчить их, но коридор возможностей сужается.
А что если НАТО даст приказ?
В начале текущего года миссия «Объединенной оперативной группы повышенной готовности» (ООГПГ), которая является частью Сил реагирования НАТО, была поручена 66-й механизированной бригаде Турции, дислоцированной во Фракии.
Важна цель создания этих сил. В первую очередь — предотвращение дестабилизирующих действий России в отношении Украины и Грузии. Именно такой смысл закладывался в ООГПГ при ее создании в 2014 году на саммите НАТО в Уэльсе.
«НАТО внесло вклад в развитие военно-морских сил Украины и Грузии. Посещала порты. Повысила заметность альянса там. Также содействовала повышению обороноспособности. В 2008 году, во время вмешательства России, Грузия не смогла воспользоваться 5-й статьей НАТО. Однако со стороны союзников по НАТО есть сильная поддержка в виде заявлений. Все это также нашло отражение в декларациях НАТО. Я не думаю, что будет переброска сил…», — такое мнение в интервью турецкому изданию Habertürk высказал отставной посол Таджан Ильдем, который много лет успешно представлял Турцию в НАТО.
Турция подталкивает НАТО к войне с Россией
Турцию толкают к более плотному союзничеству с Украиной. Анкара же пользуется этим, чтобы получить максимальную пользу от Киева, готового щедро расплатиться с тем, кто убедительно сыграет союзника, отвесит пару-тройку дежурных комплиментов и выразит поддержку территориальной целостности Украины.
10 апреля президент Владимир Зеленский удостоился чести стать другом Эрдогана, ему даже предложили стул… Более того, турецкий лидер заявил, что Анкара выступает за «территориальную целостность и суверенитет Украины», а ее «принципиальная позиция — непризнание аннексии Крыма». Кроме того, по словам Эрдогана, «Крымская платформа» призвана «объединить» украинские земли. «Желаем, чтобы эта платформа стала решением для крымских татар и Украины», — заявил турецкий лидер.
Даром что результатом встречи Эрдогана и Зеленского стало решение об участии Турции в украинской «большой приватизации», в частности, морских портов Украины. К слову, уже после встречи двух президентов турецкое издание Daily Sabah со ссылкой на украинские источники сообщило, что около половины акций украинского производителя авиационных двигателей «Мотор Сич» могут быть проданы неназванной турецкой компании.
Вопрос только в том, почему Россия позволяет Турции «бесплатно» отрабатывать антироссийскую повестку. Ведь сколько бы Эрдоган ни пытался смягчить антироссийскую риторику, главное было сказано. В совместной декларации по итогам переговоров Турции и Украины стороны высказались за перспективу вступления Украины в Североатлантический альянс — в частности, ее намерений «получить в ближайшее время план действий относительно членства». Факт поддержки Эрдоганом вступления Украины в НАТО 15 апреля в интервью газете Figaro подтвердил и Зеленский.
Принятие Украины в НАТО означает, что ДНР и ЛНР, а также Крым — это оккупированные врагами территории страны, входящей в НАТО, то есть автоматически возникает casus belli — повод к войне. А когда этот повод актуализировать, будет решать НАТО, никого перед этим не поставив в известность.
Готова ли Россия к войне?
На этот раз российские власти воспользовались объективным аргументом в виде неблагоприятной эпидемической обстановки в Турции, дабы провести красную линию. Ростуризм с 15 апреля по 1 июня приостановил авиасообщение с Турцией. Напомним, что туристический сектор приносит стране до 12% ВВП.
Вопрос только в том, последовала бы хоть какая-то реакция со стороны России, если бы в Турции не регистрировалось каждый день более 60 тысяч заболевших COVID-19? То есть когда политически мотивированное решение нельзя бы было так красиво «упаковать».
«В Крыму живет около двух миллионов граждан России, в Севастополе — еще около 500 тысяч. Это их Эрдоган не считает гражданами России, а Зеленский, которого он столь решительно поддержал, считает оккупантами. <…> Так хотелось бы, чтобы уже после таких заявлений хотя бы какая-то часть, если не все отпускники, посчитали бы для себя морально невозможным отдыхать в стране, посягающей на права и свободы миллионов их сограждан, по собственному выбору, а не из-за отмененных авиарейсов», — посетовал сенатор Константин Косачев.
Тем не менее спустя неделю после встречи Эрдогана и Зеленского пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что «это двусторонние отношения двух государств», а также выразил надежду, что последовательная линия России позволит «все-таки наших турецких партнеров убедить в том, что их нынешняя позиция не совсем правильная, точнее, совсем неверная в отношении Крыма».
Такая дружественная риторика Кремля будет оправдана на 100%, когда для гражданина России Турция будет ассоциироваться не с формулой «все включено», а, прежде всего, с пантюркизмом и Великим Тураном и с антироссийскими целями этих проектов. Ибо реальность такова, что Россия объявлена Вашингтоном, ключевым союзником Анкары по НАТО, «империей зла». И на пути реализации турецких амбиций российский фактор играет ключевую сдерживающую роль, а значит новые обострения неизбежны.