В день заседания Конгресса 7 декабря президент Педро Кастильо совершил большую ошибку

В Перу произошел государственный переворот

Жан Жозеф Вертс. Убийство Марата. 1886
Жан Жозеф Вертс. Убийство Марата. 1886
Жан Жозеф Вертс. Убийство Марата. 1886

Политический кризис в Перу не прекращается много лет. В 90-х годах диктатор Альберто Фухимори боролся с левыми движениями с помощью «эскадронов смерти», а сотни тысяч женщин из беднейших слоев населения были подвергнуты принудительной стерилизации. В 2009 году Фухимори был признан виновным в нарушении прав человека и приговорен к 25 годам тюремного заключения. После него в Перу за 22 года сменилось уже восемь президентов. Однако до сих пор его политика вдохновляет большую часть элиты страны.

В 2019 году президент Педро Кучински был осужден Верховным судом Перу по делу о коррупции и приговорен к 36 месяцам предварительного заключения. В 2020 году президент Мартин Вискарра был отстранен от должности Конгрессом Перу по обвинению во взяточничестве и в «моральной несостоятельности».

После Вискарры в должность вступил Мануэль Мерино, с назначением которого по всей стране начались крупнейшие с начала 2000-х годов массовые протесты. Не пробыв президентом и восьми месяцев, Мерино подал в отставку. Временным президентом до президентских выборов стал Франсиско Сагасти.

Кастильо

С 28 июля 2021 года к власти в результате победы на выборах пришел левый политик Педро Кастильо, который раннее был школьным учителем и профсоюзным активистом. Кастильо стал кандидатом в президенты Перу от левой партии «Свободное Перу», одержав победу во втором туре над кандидатом от правых Кейко Фухимори — дочери диктатора Альберто Фухимори, которой грозил крупный тюремный срок по коррупционным делам.

Несмотря на то, что за Кейко Фухимори приехал агитировать сам Варгас Льоса — знаменитый перуанский писатель, правый либерал, давно предавший свою коммунистическую молодость, Кастильо удалось победить. В своей предвыборной кампании он обращался к крестьянству и коренному населению Перу.

Придя к власти, Кастильо пытался улучшить жизнь простых людей Перу. Его беспокоили проблемы крестьянства, бедных слоев населения, а также коренных народов Перу. Он занимался продвижением аграрной реформы, открывал школы и больницы в разных регионах страны.

Деятельность Кастильо не устроила местные элиты, являющиеся потомками и наследниками испанских конкистадоров. Они поколениями занимаются управлением страной еще со времен падения Империи инков.

За год с небольшим своего президентства Кастильо пережил настоящую травлю со стороны Конгресса и судебных органов Перу. Против него было заведено семь уголовных дел, что стало рекордом в истории страны. При этом сам Конгресс, в котором доминирует правое крыло, продолжал политику Фухимори и его дочери.

Кастильо стал первым президентом Перу, которому пришлось за столь малый срок трижды менять состав правительства: он сменил пятерых премьер-министров и назначил более 70 министров.

Запреты на поездки

Еще одним способом борьбы с неугодным президентом стали запреты на поездки Кастильо за рубеж. Дело в том, что по законам Перу глава государства может выехать за пределы страны только с разрешения Конгресса. При нормальной политической ситуации это не создало бы проблем, но в случае войны парламента против президента политический кризис внутри страны начал проявляться и во внешней политике.

Началось с того, что 4 августа 2022 года Конгресс не пустил Кастильо на инаугурацию избранного президента Колумбии Густаво Петро. В начале ноября глава Перу не смог попасть на саммит АТЭС, так как Конгресс затянул принятие решения о его выезде.

При этом парламентарии, выступавшие против поездок Кастильо, объяснили свое решение ведущимися в отношении президента страны уголовными расследованиями. По мнению некоторых конгрессменов, существовал риск бегства главы государства.

19 ноября Конгресс Перу отказал президенту в разрешении на поездку в Мексику для получения временного поста президента Тихоокеанского альянса из рук президента Мексики Андреса Мануэля Лопеса Обрадора. После этого мексиканский лидер, осудив действия перуанского Конгресса, предложил отложить встречу Тихоокеанского альянса.

«В прошлый раз Конгресс Перу не дал Кастильо разрешения на выезд. Я думаю, что было бы ошибкой, если бы они не позволили ему приехать в этот раз, потому что это полностью в интересах всего перуанского народа, это не партийный вопрос. <…> Мы собираемся отложить встречу и будем искать другой вариант, например, официальный визит в Перу. Я не считаю целесообразным проводить встречу без президента Перу», — рассказал глава Мексики.

Затем было объявлено, что саммит Тихоокеанского альянса состоится 14 декабря в Лиме, где Мексика передаст Перу временное председательство Тихоокеанского альянса. Такое решение поддержали страны — члены альянса, среди которых Мексика, Колумбия и Чили согласились провести саммит в столице Перу.

Две попытки импичмента

За время правления Кастильо в своем противостоянии ему Конгресс Перу трижды пытался инициировать процедуру импичмента в отношении президента. Первую попытку импичмента в январе 2022 года решила остановить генпрокурор страны Зорайда Авалос. По ее словам, расследование было приостановлено в связи с тем, что президент не может быть под следствием во время исполнения им своих полномочий.

В июле 2022 года Конгресс принял отчет парламентской комиссии по надзору с обвинениями против Кастильо с целью инициировать вторую попытку процедуры импичмента в отношении главы государства. Президента всё также обвиняли в участии в преступной организации, в несовместимых с должностью переговорах, а также в торговле влиянием и сговоре.

Ни одно обвинение не удалось доказать. Сам Кастильо заверял, что все обвинения являются частью преследования, единственной целью которого является отстранение его от должности.

При этом, согласно конституции Перу, действующий президент может быть подвергнут импичменту только в том случае, если он сталкивается с делом об измене отечеству, роспуске Конгресса или предотвращении выборов.

Тогда Конгресс придумал, что Кастильо необходимо обвинить в измене родине. Так, в ноябре 2022 года против президента была подана конституционная жалоба с обвинением в посягательстве на суверенитет Перу, которое было якобы обнаружено в интервью новостной сети CNN Espanol, опубликованное 26 января.

«Жалоба началась со ссылки на отмененную норму, которой в законе больше не существует, потому что при передаче суверенитета и территории имеет место государственная измена, а в интервью CNN ни разу не было заявления об уступке суверенитета и территории», — рассказал адвокат Кастильо Бенжи Эспиноза. Таким образом, по его словам, ни один фактор измены стране в высказываниях президента не был выполнен, поэтому обвинения безосновательны.

В итоге 22 ноября Конституционный суд Перу отменил процесс, начатый подкомитетом по конституционным обвинениям Конгресса против Кастильо по обвинению в государственной измене, поскольку оно нарушает «право на надлежащую мотивацию в парламенте».

Миссия ОАГ

Всё время правления Кастильо он сам и его правительство регулярно призывали законодательный и судебный органы власти прекратить конфликт, создающий политический кризис в стране. Но поскольку эти институты были глухи к словам исполнительной власти, то правительство страны приняло решение обратиться за помощью в урегулировании политического кризиса в Организацию американских государств (ОАГ).

20 октября 2022 года правительство Перу созвало Внеочередное заседание Постоянного совета ОАГ, на котором представители организации выступили в поддержку правительства и президента Перу. На заседании было решено назначить группу высокого уровня в составе представителей государств — членов ОАГ.

С 21 по 22 ноября миссия ОАГ совершила визит в Лиму, где провела рабочие встречи с различными учреждениями и субъектами, занимающимися национальными делами, в ходе которых представители группы ознакомились с политической ситуацией в стране.

Предварительный отчет миссии ОАГ о политической ситуации в Перу был представлен 1 декабря. В отчете организация призвала стороны конфликта заключить «политическое перемирие», а также рекомендовала «усилить конституционное правосудие». Таким образом, если возникают споры или тупиковые ситуации между органами государственной власти, «конституционный суд должен действовать в соответствии с конституцией».

Генеральный секретарь ОАГ Луис Альмагро также призвал к политическому перемирию и открытому институциональному диалогу между всеми перуанцами и их институтами власти для решения кризиса управления в Перу.

Кастильо и правительство в своих обращениях к Конгрессу с призывами к диалогу и перемирию начали опираться на рекомендации ОАГ. Однако и это не помогло. Конгресс Перу начал третью попытку импичмента против президента страны.

Третья попытка импичмента

Уже к декабрю 2022 года Конгресс подготовился к третьей попытке реализации процедуры импичмента в отношении Кастильо. Кольцо вокруг президента сжалось до предела. В день заседания Конгресса по этому вопросу 7 декабря Кастильо совершил большую ошибку, объявив о роспуске парламента и создании чрезвычайного правительства для восстановления демократического порядка и баланса сил, нарушенного законодательным органом в Перу. В своем послании к нации Кастильо также объявил о реорганизации судебной системы, прокуратуры и Конституционного суда. При этом он объявил о введении комендантского часа в Перу. После этого Кастильо покинул Дворец правительства вместе со своей семьей.

Через несколько минут после обращения Кастильо к нации парламент отправил его в отставку, проголосовав за импичмент президенту. Пленарное заседание объявило о моральной недееспособности Кастильо 101 голосом за, 6 — против и 10 — воздержавшихся.

После этого теперь уже бывший президент был арестован полицией Перу и отправлен в полицейский участок в Лиме по обвинению в «злоупотреблении властью» и «серьезном нарушении общественного спокойствия».

Конгресс дождался, что глава Перу оступится, приняв решение о роспуске парламента, что развязывало им руки на принятие импичмента. Если бы Кастильо дождался голосования в Конгрессе и последующего изгнания, он мог бы осудить переворот и попытаться остаться в политике, даже если бы его арестовали. Но после его инициативы против Конгресса ему будет сложно найти поддержку.

Своим решением Кастильо сделал серьезную ошибку, своего рода шаг в пустоту, не заручившись при этом поддержкой армии, полиции, общественных и массовых организаций, политических групп с прогрессивными и передовыми позициями и даже своего правительства. После его объявления о роспуске парламента сразу несколько министров, заявив, что не поддерживают это решение, ушли в отставку. Вооруженные силы и полиция также объявили, что встают на сторону парламента. «Любое действие, противоречащее установленному конституционному строю, является нарушением конституции», — говорится в их заявлении.

Сразу после объявления Кастильо председатель Конгресса Хосе Уильямс созвал пленарное заседание, чтобы привести к присяге вице-президента Дину Болуарте в качестве нового президента Перу.

Была вероятность того, что реакция заставит Дину Болуарте уйти в отставку с поста вице-президента, чтобы власть перешла к главе Конгресса, бывшему генералу Хосе Уильямсу. Однако от этой идеи отказались, приняв решение в пользу Болуарте. Вероятно, парламентарии побоялись больших народных протестов, которые могли возникнуть, если бы президентом стал Уильямс, который во время диктатуры Фухимори убивал крестьян и уничтожал левые движения.

По существу, в Перу состоялся реакционный государственный переворот, в ходе которого был свергнут законно избранный президент. И в этом преступлении замешаны и Конгресс, и политические партии, и некоторые экономические элиты, олигархия Перу, а также иностранные сверхдержавы. Перуанский истеблишмент так и не простил Кастильо его победу на выборах. Летом 2021 года политические элиты предпочли поддержать фухиморизм во втором туре в лице Кейко Фухимори, несмотря на то, что она представляла то же самое правое политическое движение, которое создал ее отец. Однако люди не хотели правой диктатуры, сделав свой выбор в пользу Кастильо.

За несколько часов 7 декабря 2022 года ультраправые Перу практически выполнили свою миссию: свергли правительство Педро Кастильо и открыли дорогу новому сценарию национальной жизни, при котором они смогут сохранить свои привилегии и восстановить свои позиции во власти, частично утраченные при руководстве Кастильо.

Во время своего руководства страной Кастильо хотел провести реформы в пользу большинства, собирался менять конституцию, принятую еще фухимористами в 1993 году, которая не позволяет стране прийти к общественному согласию. Практически в самом начале своего президентского срока Кастильо выступил на VI саммите глав государств и правительств Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна, где обозначил вектор политики своего правительства.

«Правительство, которое я возглавляю, избранное свободной суверенной волей перуанского народа, предложило начать новый этап в жизни республики спустя два столетия после провозглашения нашей независимости. По этой причине в рамках верховенства права, демократической системы и ее институциональности, которой мы обязаны, мы считаем необходимым провести реформы, которые требует большинство страны, чтобы подтвердить наши достижения и исправить недостатки в ее политической, социальной и экономической структуре, которые сделали возможным сохранение таких пагубных явлений, как бедность, изоляция и отсутствие возможностей», — сообщил он лидерам государств, прибывших на саммит.

Кроме того, Кастильо придавал огромное значение интеграционным процессам Латинской Америки и Карибского бассейна. Однако парламент не дал ему сделать ничего, десятки законопроектов пылились в Конгрессе, чтобы планы этого президента не могли быть реализованы.

Конечно же, такое посягательство на принципы демократии, как госпереворот, никак не было осуждено в Вашингтоне. Более того, госпереворотом назвали роспуск Конгресса. В тот же день США поскорее признали нового президента в лице Болуарте.

Сегодня Перу снова живет под властью правительства, которое не было избрано демократическим путем и, следовательно, имеет значительную долю нелегитимности. Впрочем, народу Перу к этому не привыкать.