...пришли к тому, что, оказывается, нет никаких молдаван, нет молдавской культуры, нет молдавского языка

Молдавский народ не отказывался от своей идентичности — историк

Ян Викторс. Исав и чечевичная похлебка (фрагмент).1653
Ян Викторс. Исав и чечевичная похлебка (фрагмент).1653
Ян Викторс. Исав и чечевичная похлебка (фрагмент).1653

С момента развала СССР прошло уже три десятка лет, но до сих пор эта трагедия не осмыслена, до сих пор на территориях республик нет ни социального, ни экономического благополучия, народы находятся в атмосфере глубокой культурной растерянности. Последствия этой геополитической катастрофы еще долго будут переваривать народы бывшего Советского Союза.

Некогда цветущая и солнечная Молдавия превратилась в одну из самых бедных стран Европы. Республика переживает нелегкие времена. Кроме политического, экономического, социального кризисов Молдавия переживает кризис идентичности.

Разобраться корреспонденту ИА Красная Весна в проблемах молдавской идентичности, роли молдавского языка в современной Молдавии помог академик Международной славянской академии, профессор Николай Вадимович Бабилунга.

ИА Красная Весна: В Молдавии не преподают историю Молдавии, не преподают молдавский язык, как так получилось?

— Это один из знаменательных парадоксов нашего времени. Вся так называемая горбачевская перестройка начиналась в Молдавии с призывов к возрождению молдавского языка и молдавской культуры. Но, правда, тогдашние «прорабы» перестройки в многонациональной Молдавии видели это возрождение не иначе как в запрете на другие языки, в ущемлении равноправия всех прочих языков и культур. Весь конфликт с этого начинался. И это был единый ключ для дестабилизации обстановки во всех республиках Советского Союза — что в Молдавии, что в Грузии, что в Латвии, Литве или Эстонии, что в Казахстане или на Украине. Но у нас в Молдавии было одно уникальное отличие от прочих сценариев. Если где-то в Таллине раскол общества осуществлялся по линии свои-чужие (свои, естественно, это эстонцы, чужие, понятно, это русские, евреи, украинцы и прочие «мигранты», «оккупанты», «манкурты»), то в Кишиневе была расколота и собственная нация, раскол обозначился и среди «своих». Часть из них продолжала носить молдавский менталитет и была причислена к «примитивным молдовенистам». Другая часть, в основном пишущая братия и бывшие партийные идеологи, чиновники и их челядь, стала проповедовать свою принадлежность к «румынскому роду». Эта часть молдаван лучше содержалась своими спонсорами, крепче поддерживалась духовно и материально, щедрее финансировалась. Она, естественно, и победила, составив современную политическую «элиту» Молдавии.

Её задача — искоренить до абсолютного забвения молдавскую идентичность, чтобы подготовить «добровольное» соединение «двух румынских государств» от Карпат до Днестра (желательно и вместе с Приднестровьем, «Транснистрией» в румынском видении). Ибо наскоком сделать это в момент развала СССР в 1991–1992 гг. не удалось.

Сальватор Роза. Аллегория лжи (фрагмент). 1650
Сальватор Роза. Аллегория лжи (фрагмент). 1650
1650(фрагмент).лжиАллегорияРоза.Сальватор

Но задачу эту с политического класса в Кишиневе никто не снимал. Её геополитическая ценность ставится так высоко, что финансирование не прекращается уже много десятков лет. Преподавание истории Молдавии в школах и вузах, как и развитие молдавского языка в молдавском обществе, прямо противоречит этим целям. Румынская ментальность должна задавить молдавскую окончательно и бесповоротно. Поэтому все попытки Воронина (президент Молдавии с 2001 по 2009 гг.) и каких-то ещё политиков выполнить предвыборные обещания и перейти на изучение молдавской истории и преподавание молдавского языка встречают жёсткое и непримиримое сопротивление: «Вам же сказали, что никакой молдавской истории никогда не было и нет, как и молдавского языка; вот и действуйте только в рамках этого указания».

Отсюда и парадокс: начинали горбачевскую перестройку полные романтического желания поднять молдавский язык и культуру на недосягаемую высоту, а пришли к тому, что, оказывается, нет никаких молдаван, нет молдавской культуры, нет молдавского языка. Да и молдавское государство им не нужно. Президент Молдавии — гражданка Румынии и не скрывает, что ей молдавское государство и молдавская история не нужны. Эта ситуация достаточно уникальна. Вряд ли мы где-то на Земном шаре найдём нечто подобное: люди, возглавляющие суверенное государство, считают это государство ошибкой и работают над его упразднением. Какая уж там история?!

ИА Красная Весна: Какая идентичность первична: румынская или молдавская?

— Как для кого. Для какой-то наиболее «продвинутой» части общества (главным образом творческой интеллигенции, государственных чиновников, идеологов режима) румынская идентичность является, конечно, первичной. И это понятно: они честно должны отрабатывать свой кусок хлеба с маслом. К тому же мало кто из них представляет собой ту старую бессарабскую интеллигенцию, что помнила и русского царя, и румынского короля, и кондукэторула Антонеску, и генералиссимуса Сталина. Таких вообще, наверное, уже не осталось на свете.

Румынами считают себя в основном партийные перевертыши, одномоментно поменявшие свой большевизм на неонацизм или модный ныне либерализм, либо представители «народной интеллигенции». Это в основном интеллигенты в первом поколении, которым государство рабочих и крестьян когда-то платило неплохие гонорары, а теперь другие хозяева источают финансовые ручьи.

Есть ещё и те, кто ни объективной молдавской истории не изучал никогда в жизни, ни молдавского языка не признает, ни с молдавской культурой не соприкасался по причине отсутствия таковых в их представлении.

Это выходцы из учебных заведений Румынии и Молдавии, которые после обильного промывания мозгов в данных бурсах искренне удивляются, — как это их родители, деды, прадеды называли себя молдаванами, не зная истинной «правды»: молдаван нет, их выдумал кровавый сталинский режим. А есть и всегда были только румыны, наследники древней римской цивилизации, защитники европейской культуры от славянских кочевников! С каждым годом таких «интеллигентов» становится всё больше и больше.

Изображение: Цитата из х∕ф «Конец века». Реж. Константин Лопушанский. 2001. Россия
Сожжение памяти
Сожжение памяти
памятиСожжение

Однако, как ни странно, людей с первичной румынской идентичностью в Молдавии не так уж и много. А в Приднестровье, пожалуй, и в помине нет. Как показывают данные переписи и опросов, румынами считают себя несколько (кажется, меньше пяти) процентов молдаван. Для основной массы жителей Молдавии, говорящих на молдавском языке, первичной остаётся всё же молдавская идентичность. И это после нескольких десятилетий усиленного навязывания агрессивного румынизма во всех сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни Молдавии!

Можно признать объективно, что огромные деньги, запущенные в Молдавию для изменения национальной идентичности молдаван и переделку её на румынскую идентичность, материализовались в лимузинах, коттеджах, дворцах и хоромах немногих людей из политической «элиты», которые контролируют эти потоки. Но они имели самый ничтожный эффект в деле перековки массы молдаван в массу румын. Впрочем, ещё не вечер, процессы замены идентичностей продолжаются и нарастают.

ИА Красная Весна: Какой язык роднее Молдавии: румынский или молдавский?

— Молдавия всегда была, и, я надеюсь, будет страной многонациональной и поликультурной. Для русских здесь не может быть роднее языка, чем русский. Для гагаузов, думаю, самым родным языком будет гагаузский, для болгар — болгарский, для украинцев — украинский, для молдаван — молдавский, для румын — румынский. Это историческая данность. Попытка не считаться с ней, а тем более насильственно её отменить, приведет лишь к рекам крови.

К сожалению, мы это уже пережили благодаря глупости, некомпетентности и кровожадности некоторых правителей, которые взялись за узы управления страной, хотя им нельзя было бы доверить и управления велосипедом. Маршал Шапошников в своё время дал им в руки оружие, и они поспешили им воспользоваться.

Эта банда неудачников в политике вообразила, что она может решать лингвистические и культурные проблемы многонациональной республики с помощью артиллерии, танков, бомбардировщиков. Но сделать румынский язык роднее для Молдавии, чем молдавский, русский и все прочие не получилось. Не получилось тогда, не получится и сейчас. Хотя попытки, видимо, будут продолжаться, к сожалению, и дальше. Потому что это кому-то нужно.

ИА Красная Весна: На Ваш взгляд, народ Молдавии что-то делает для сохранения молдавской культуры?

— Народ вовсе не обязан что-то делать для сохранения культуры. Он живет ею, дышит ею, развивает, приумножает, обогащает её. Только всё это на самом первом уровне.

Вот о сохранении и развитии профессиональной молдавской культуры обязано заботиться государство, специальные органы, специальные чиновники. Именно с них, а не с «народа», следует спрашивать за сохранность молдавской культуры.

Моё детство и юность пришлись на 60–70-е гг. ХХ в. Я помню и концерты симфонического оркестра в парках Кишинева, и выступления военного духового оркестра на Комсомольском озере, и великолепные ленты киностудии Молдова-фильм, и гастроли в Кишиневе замечательных музыкантов, исполнителей, театральных коллективов. А экскурсии в художественные музеи, а великолепные архитектурные памятники, монументальное искусство…

Где это всё? Куда подевалась высокая молдавская культура? Где профессиональное искусство молдаван? Смерч голого чистогана и потребительского ширпотреба вымел все сокровища молдавской культуры послевоенных десятилетий.

Думаю, народ Молдавии не может быть обвинен в том, что он ничего не делает для сохранения молдавской культуры. Ведь речь идет не об этнографических традициях и обычаях, а о профессиональных видах искусства и художественных духовных ценностях.

Если в чем-то и виноват народ как таковой, так только в том, что он молчаливо терпел. Он позволял на своих глазах всяким политическим проходимцам и негодяям крушить свою культуру, позволял глумиться над своим духовным наследием. Но здесь не столько вина, сколько трагедия народа. Ведь речь фактически уже идёт о его упразднении.