В преддверии встречи Путина и Байдена звучат миролюбивые заявления со стороны стран НАТО, но их действия противоречат этим заявлениям

Фразы и базы. НАТО готовится воевать, но говорит о мире

Виктор Говорков. Фразы и базы. 1952
Виктор Говорков. Фразы и базы. 1952

Назначенная на 16 июня встреча президентов России и США Владимира Путина и Джозефа Байдена уже стала самым ожидаемым и самым обсуждаемым событием. Это первая встреча с момента избрания Байдена президентом США, первая после того, как резко сменился вектор всей американской внутренней и внешней политики. Наконец, эта встреча была назначена после скандального заявления Байдена о том, что Путин является убийцей.

Есть ли шанс, что встреча определит направление и перспективы развития российско-американских отношений? Заявления глав НАТО и Пентагона выглядят знаковыми. Действия России также помогают понять ситуацию.

Фразы

31 мая генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сделал несколько громких и, на первый взгляд, миролюбивых заявлений в сторону России.

Во-первых, он сказал, что НАТО хочет улучшить отношения с Россией. И даже если это не удастся, нужен диалог между двумя сторонами, ведь он тем более необходим, когда отношения «трудные».

Во-вторых, стало известно, что в саммите НАТО, намеченном на 14 июня, будут участвовать только страны-союзницы. Связывавшие большие надежды с этим саммитом Украина и Грузия к участию не приглашены.

В тот же день глава португальского МИДа заявил, что России и НАТО следует поддерживать политический диалог и вместе решать задачи «коллективной безопасности в Европе».

А за несколько дней до этого, 27 мая, глава пресс-службы военного ведомства США заверил, что «никто в Пентагоне не считает Россию врагом».

Эти заявления делаются на фоне реальных действий США, которые создают совсем другую картину.

Базы

В настоящий момент завершаются учения НАТО Steadfast Defender 2021, в которых приняло участие около 9000 человек из более чем 20 стран-союзников и партнеров НАТО. Учения направлены на отработку быстрой переброски войск из США в Европу и быстрого развертывания их на территории стран Восточной Европы. Кульминацией учений стало создание Объединенной оперативной группы повышенной готовности, которую возглавляет Турция.

НАТО постоянно наращивает военное присутствие вблизи западных границ России. На территории одной Украины только в 2021 году запланировано семь совместных военных учений с участием стран альянса. По данным российского военного ведомства, за последние 7 лет интенсивность полетов стратегических бомбардировщиков США в небе над Европой выросла в 14 раз.

США также заключили с Норвегией договор на 10 лет, согласно которому американцы могут размещать на территории страны любые виды вооружений в любом количестве, кроме ядерных боеголовок и кассетных боеприпасов. Все это — недалеко от северо-западных границ России. В американской прессе эти действия называют, ни много ни мало, «подготовкой к арктической войне».

При этом планируемый бюджет Пентагона на 2022 год составляет $715 млрд, что на $10 млрд больше, чем в прошлом году. И это — не считая бюджета НАТО.

Ответ России

В тот же день, 31 мая, последовал сначала дипломатический ответ МИД РФ, а потом и ответ военных.

Сергей Лавров заявил, что в МИДе всегда готовы к диалогу с НАТО. Только надо, чтобы диалог этот был предметным. В частности, он раскритиковал то, что НАТО уже больше двух лет не рассматривает конкретные предложения российского Генштаба.

Например, предложение создать линию разграничения между российскими пограничными войсками и войсками альянса. Иными словами, оговорить дистанцию, ближе которой самолеты ВВС и корабли ВМФ той и другой стороны не могут приближаться друг к другу. Аналогичную дистанцию российский Генштаб предлагал установить для военных учений.

Это позволило бы снизить градус напряженности в отношениях сторон, пока инциденты с перехватами самолетов и близким контактом военных кораблей происходят постоянно. А также снизить риски, которые неизбежно несут в себе такие инциденты.

Ответ российских военных был более конкретным. Министр обороны Сергей Шойгу заявил, что действия НАТО вынуждают Россию принять меры адекватного противодействия: в Западном военном округе будет дополнительно создано 20 соединений и воинских частей. А подготовка к запланированным на сентябрь 2021 года совместным российско-белорусским учениям «Запад-2021» перешла в активную фазу.

Оценки

Что стоит за развивающимся конфликтом? Только лишь политическая пикировка или нечто большее? Насколько опасно положение дел и что ждать на следующем витке? Мнения политических и военных экспертов о сложившейся ситуации разделились.

Член общественного совета при Минобороны РФ, член Президиума Общероссийской организации «Офицеры России» Виктор Баранец называет нынешний обмен высказываний между Россией и НАТО подготовкой к встрече Путина с Байденом, демонстрацией имеющихся на руках карт.

Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт клуба «Валдай» Дмитрий Суслов считает, что с 2014 года Альянс перешел от стратегического к тактическому сдерживанию России и занялся детальной проработкой реальных военных столкновений. При этом, по мнению эксперта, преднамеренное столкновение ядерных держав исключено, случайный конфликт может произойти из-за какого-нибудь опасного инцидента в воздухе или на море.

Схожего мнения придерживается и доктор исторических наук, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. Он считает, что большой ядерной войны ждать не нужно. Однако локальные конфликты у российских границ возможны, и это вписывается в американскую стратегию.

Политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян охарактеризовал действия США в отношении России как «стратегию анаконды». Суть ее состоит в попеременном наращивании конфронтации и ослаблении давления. Усиление конфликта чередуется с договоренностями на условиях ухудшения позиций противника. Таким образом, шаг за шагом противник США приходит в безвыходную ситуацию при любом развитии событий и проигрывает. Победитель диктует любые условия либо вовсе уничтожает противника.

«Каждый раз внутри этой разрядки встроены ситуации, которые делают наше положение всё хуже и хуже. А этот небольшой „циклик“ псевдоразрядки — он тут же превращается в новое напряжение. Это очень привычная англосаксонская стратегия, которая на протяжении ста лет осуществляется», — объяснил Сергей Кургинян.

Таким образом, все эксперты сходятся в одном: ситуация вызывает серьезное беспокойство. Последует ли за этим витком напряженности разрядка или пойдет дальнейшая эскалация, во многом зависит от результатов переговоров лидеров России и США, которые пройдут 16 июня в Женеве.