В сложившемся положении в Сирии под угрозой находятся фактически все военные успехи последних лет. То, что не удалось боевикам, могут cделать санкции

Год без войны. Почему в Сирии сейчас хуже, чем во времена активных боев?

Бонна Леон. Арабские шейхи в горах. 19 век
Бонна Леон. Арабские шейхи в горах. 19 век
Бонна Леон. Арабские шейхи в горах. 19 век

Активные боевые действия в Сирии закончились больше года назад. Казалось бы, за это время экономическая ситуация в стране должна была улучшиться. Однако происходит прямо обратное.

Экономическое положение в Сирии сейчас во многом хуже, чем в годы активных боевых действий. Почему так получилось и может ли Россия помочь своему главному союзнику на Ближнем Востоке?

Экономические проблемы САР

Вопрос быстрой конвертации военных успехов в экономические стоит на повестке неслучайно. Если с терроризмом в Сирии в основном покончено, то экономическая ситуация остается сложной.

Страна находится под жесточайшими санкциями США, выраженными в так называемом «законе Цезаря». По этому закону любому гражданину или бизнесу, желающим участвовать в восстановлении разрушенной Сирии, фактически запрещено иметь дело с правительством страны.

О тяжелом положении дел в сирийской экономике говорят многие. Например, согласно исследованию британского журнала The Economist, сирийская столица Дамаск в 2021 году возглавила список самых «некомфортных» для проживания городов мира.

Исходя из отчета турецкого аналитического центра Jusoor, в стране всё еще не преодолен и даже развивается транспортный кризис. А без стабильно работающего транспорта ни о каком восстановлении экономики не может идти и речи.

Как отмечает востоковед Игорь Димитриев, экономическая ситуация в Сирии сейчас хуже, чем во время войны.

«Работы нет, а кто при работе, тот получает копейки. Производство по большей части стоит. Те отрасли, которые были локомотивом сирийской экономики — производство одежды, медикаментов, продуктов питания, — хромают на обе ноги», — отмечает специалист.

Причина такого положения вещей, по мнению Димитриева, в потере правительством Сирии территорий за Евфратом, откуда поступали хлопок и зерно, и в потере нефтяных и газовых месторождений.

«Многие промышленные районы вокруг Алеппо, Дамаска, Хомса, Хамы были ареной боевых действий. Санкции не позволяют завозить сырье и инвестировать в восстановление производственных мощностей», — подчеркивает специалист.

Помощь России

22 июня Сирию посетила делегация правительства РФ. Российских дипломатов во главе с вице-премьером России Юрием Борисовым встретили в Дамаске на высшем уровне.

После переговоров с президентом Башаром Асадом Борисов сказал, что Москва и Дамаск сделают «всё возможное для того, чтобы максимально быстро конвертировать наши совместные военные успехи борьбы с терроризмом в стабильную экономическую ситуацию во благо процветания всего сирийского народа».

В сложившейся ситуации в Сирии под угрозой находятся фактически все военные успехи последних лет. То, что не удалось сделать боевикам, могут сделать санкции. В этой связи приезд российской делегации в Дамаск и разговор о необходимости быстрой конвертации военных успехов в экономические как никогда актуален.

По итогам переговоров было сказано, что Россия и Сирия планируют подписать соглашение о долгосрочном экономическом сотрудничестве. В рамках соглашения планируется развитие сирийской энергетики, промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

Отдельно оговорено, что будет модернизироваться сирийский порт Тартус, и именно в плане его транспортных и торговых возможностей. Хотя там, помимо этого, находится база военно-морского флота России.

Всё это вселяет надежду, что Сирии удастся выйти из экономического кризиса в ближайшее время. Иначе может оказаться, что военные успехи — недостаточны, чтобы удержать стабильность сирийского государства. А на алтарь этой стабильности были принесены как Россией, так и Сирией большие жертвы.