ЕС принял очередной пакет антироссийских санкций, Европарламент призвал запретить импорт российских энергоносителей. Однако не все страны Европы в восторге от этих призывов

Санкционный бумеранг Европы — и кто хочет его избежать

Изображение: Арина Берсенева © ИА Красная Весна
Газовая труба
Газовая труба

Власти Европейского союза (ЕС) утвердили 8 апреля очередной, уже пятый по счету, пакет санкций. Новые ограничения включают запрет на предоставление доступа в порты ЕС судам, зарегистрированным под флагом России, запрет на экспорт полупроводников и ряда других товаров, а также запрет на импорт древесины, цемента, удобрений, морепродуктов и спиртных напитков.

Одним из самых значимых пунктов нового санкционного пакета стал, пожалуй, запрет, касающийся импорта российского угля. Власти ЕС хотят запретить покупку, импорт или передачу российского угля и других твердых ископаемых видов топлива в ЕС начиная с августа 2022 года.

Как сообщается, в Евросоюзе на долю российского угля приходится порядка 54% импорта. Причем в 2021 году он увеличился почти на 11%, до порядка 50 млн тонн в год. Откуда Евросоюз собирается получать уголь в таких объемах — пока не сообщается.

Ранее, 7 апреля, Европарламент одобрил резолюцию с призывом к европейским властям полностью запретить импорт российского газа, нефти, угля и ядерного топлива. Однако пока что не все страны Европы решили очертя голову кинуться в омут антироссийских ограничений. И энергетика, по-видимому, один из основных камней преткновения в данном вопросе.

Венгрия

7 апреля глава венгерского МИД Петер Сийярто заявил, что страна выступает против введения эмбарго на поставки энергоносителей из России, включая топливо для атомных электростанций.

Последнее важно для Венгрии в силу поставок топлива для АЭС «Пакш». По словам министра, введение запретов и санкций в области ядерной энергетики — это «красная черта» для правительства страны, поскольку оно намерено гарантировать энергетическую безопасность Венгрии.

Нынешние заявления являются продолжением позиции венгерских властей, не желающих вводить санкции на поставки российских энергоносителей. Это неудивительно, учитывая, что 85% всего потребляемого в Венгрии газа поставляется из России. Также 64% поставок в Венгрию нефти приходится на Россию.

В сентябре 2021 года Венгрия заключила с «Газпромом» два долгосрочных контракта сроком на 15 лет. Они предусматривают поставки в общей сложности 4,5 млрд кубометров газа в год по трубопроводам через Австрию и Сербию.

Сербия

Последняя также не горит желанием вводить санкции против России. Похоже, что желание не касается политических вопросов в широком смысле, учитывая, что Сербия проголосовала за исключение России из Совета по правам человека ООН. В конце концов, внешнеполитический курс Сербии предусматривает вступление в Евросоюз.

Однако когда речь идет о санкциях, как минимум, в экономике, власти страны стремятся сохранить дружеские отношения с Россией. При том что внешнее давление на Сербию со стороны стран Запада никто не отменял. По словам президента Сербии Александра Вучича, его страна проголосовала против России в Генассамблее ООН из-за угрозы санкций в отношении нее самой.

При этом он еще раз подчеркнул уже ранее высказанную позицию, что Сербия не вводит санкции против России.

Босния и Герцеговина

Босния и Герцеговина также не ввела антироссийские санкции. По-видимому, во многом благодаря позиции сербской общины. В конце марта член президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик заявил в интервью «Известиям», что страна не планирует введение каких-либо ограничений против России.

При этом БиГ проголосовала против России по вопросу членства в СПЧ. Однако, по словам Додика, это было сделано без учета позиции Республики Сербской. Додик заявил, что президиум БиГ не уполномочивал боснийского посла при ООН голосовать за принятие западной резолюции о приостановке членства России в Совете по правам человека.

Словакия

Около 85% от всего газа, поступаемого сейчас в Словакию, поставляется из России. Поэтому неудивительно, что в начале апреля министр экономики Словакии Рихард Сулик заявил, что власти страны будут придерживаться прагматичной позиции. Он также допустил оплату за российский газ в рублях. Однако в позиции властей страны явно прослеживается непоследовательность по вопросу запрета российского газа.

Позже премьер-министр страны Эдуард Хегер заявил о необходимости «уважения договорных условий» и оплаты в евро. Кроме того, премьер-министр отметил, что в вопросе покупки газа из России Словакия «будет действовать в единстве с другими странами Евросоюза».

Что это по факту будет означать, если в ЕС уже есть страны (Литва), которые полностью отказались от российского газа, а другие наотрез отказываются это делать — неясно. Власти Словакии планировали обсуждать с Катаром варианты поставок газа для замены российского сырья. Однако маловероятно, что в ближайшее время это будет осуществлено.

В начале марта министр Сулик заявил, что если ЕС примет решение отказаться от российских энергоносителей, то Словакия будет его выполнять. В начале апреля он же заявил, что поддерживает диверсификацию поставок топлива, но для этого необходимо несколько лет, отметив, что «поставки газа нельзя остановить».

Германия

Как передает германский телеканал Die Welt, ФРГ выступает резко против введения немедленного запрета на импорт российских энергоресурсов. В частности, от введения немедленного запрета предостерегла глава МИД страны Анналена Бербок.

В конце марта министр экономики, вице-канцлер Германии Роберт Хабек заявил, что введение эмбарго на поставки энергоносителей из России может поставить крест на процветании ФРГ.

«Я давал присягу и не могу рисковать процветанием своей страны», — заявил Хабек, добавив, что в Германии отсутствует инфраструктура для импорта газа и нефти иными способами.

Австрия

Схожие настроения наблюдаются и в соседней Австрии. Глава МИД Австрии Александер Шалленберг заявил 4 апреля, что идет работа над новым пакетом санкций, но в то же время предупредил, что санкции не должны возвращаться бумерангом к тем, кто их вводил.

«Это касается газа. Надо быть здесь реалистами», — сказал Шалленберг радиостанции «О-1».

Ранее, 31 марта, канцлер Австрии Карл Нехаммер заявил на встрече с журналистами, что страна не будет выступать за эмбарго на поставку российских нефти и газа. По его словам, зависеть от российских нефти и газа — «ужасное чувство», но его работа «заключается в обеспечении безопасности поставок».

Франция

Во Франции в апреле должны состояться президентские выборы, и главные претенденты на этот пост разошлись во мнениях относительно необходимости антироссийских санкций.

Нынешний президент Эммануэль Макрон заявил, что Париж продолжит оказывать санкционное давление на Москву. Кандидат в президенты Франции от партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен призвала не вводить санкции против России, которые в большей степени вредили бы самим странам Запада. Особенно против российского сырья.

Как сообщил телеканал Die Welt, Франция не высказалась определенно по вопросу немедленного запрета на российские энергоресурсы. Руководитель французского энергетического концерна ENGIE Жан-Пьер Кламадье отметил, что республика могла бы найти замену примерно половине импорта газа из России, «но остальную часть пришлось бы компенсировать сокращением потребления».

Санкционный бумеранг

На фоне введения очередного пакета санкций в Европе традиционно звучат предупреждения о том, что антироссийские ограничения ударят по экономике самих европейских стран, вводящих эти ограничения.

Так, например, итальянская газета La Repubblica написала, что антироссийские санкции негативно скажутся примерно на 1 млн предприятий страны, в которых работают более 5 млн человек. Больше всего пострадают сферы перевозок и деревообработки Италии. А оператор газотранспортной системы Латвии Latvijas Gaze заявил 7 апреля, что отказ от импорта газа из России может вызвать в Латвии энергетический кризис.

Но услышат ли эти голоса власти зависимой от США Европы, впавшей в санкционный ажиотаж? Похоже, что в ближайшее время этого не случится. Сколько ни рассуждай про необходимость самому не попасть под удар своих же ограничений, но пока что страны Европы продолжают прыгать на санкционных граблях.