Продолжая политику контроля ключевых морских коридоров и проливов, Великобритания и впредь намерена играть ключевую роль в регулировании мировой торговли по морским путям

Великобритания корректирует концепцию морской державы

Филипп Якоб де Лютербург. Поражение испанской армады 8 августа 1588 года. XVIII в.
Филипп Якоб де Лютербург. Поражение испанской армады 8 августа 1588 года. XVIII в.

Великобритания в своей внешней политике традиционно делает упор не на мощные военные контингенты в странах влияния, а на обеспечение контроля за ключевыми точками и путями поставок военной и гражданской продукции, основное внимание уделяя морям.

В новых военных стратегиях идея морской державы получила новое звучание, поскольку Великобритания намерена не уступать в конкурентной борьбе за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

ИА Красная Весна предлагает частичный перевод статьи «Процветание Британии: важность морей», опубликованной 15 ноября британским Советом по геостратегии, который разрабатывает направления внешней политики Великобритании в сопредельных с Россией странах и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.


Экспортная стратегия Великобритании ставит целью рост объема экспорта до 1 триллиона фунтов стерлингов к 2030 году, в настоящее время он превысил допандемийный уровень и составляет 882 миллиарда фунтов стерлингов. Из этой суммы 425 миллиардов фунтов стерлингов приходятся на товары, а 423 миллиарда фунтов — на услуги, что на 18% и 14% соответственно больше, чем за тот же период прошлого года. Действительно, в истории Великобритании никогда не было времени, когда стоимость британского экспорта услуг превышала 400 миллиардов фунтов стерлингов. Основываясь на этом успехе, Великобритания может даже достичь цели в 1 триллион фунтов стерлингов раньше, чем 2030 году.

Великобритания является пятым по величине экспортером в мире, вторым по величине экспортером услуг и восьмым по величине производителем товаров. Великобритания также по-прежнему поддерживает торговлю со своими крупнейшими торговыми и инвестиционными партнерами, США и Европой, причем с последней отношения поддерживаются во многом благодаря Виндзорскому рамочному соглашению. Действительно, Великобритания остается вторым по величине получателем прямых иностранных инвестиций в Европе. Но Великобритания добилась успеха не только в Европе. После «смещения фокуса» внешней политики в сторону Индо-Тихоокеанского региона в «Комплексной стратегии» была изложена серия британских политических решений, которые представляют собой стремление правительства и общества добиться успеха в этом регионе.

В августе 2021 года Великобритания стала «партнером по диалогу» Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и примерно через два месяца заключила самое важное в мире стратегическое соглашение с США и Австралией через AUKUS. С тех пор она вступила в «квазиальянс» с Японией посредством Хиросимских соглашений, создав основу для ускорения реализации Глобальной программы боевой авиации по созданию самолетов-невидимок шестого поколения. Великобритания также стала в 2023 году первой европейской державой, которая присоединилась к Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнерстве, на долю которого приходится почти 15% мирового валового внутреннего продукта. Все это в совокупности предоставляет Великобритании богатые возможности стратегического сотрудничества, торговли и инвестиций.

Получение стратегических и торговых преимуществ на море

Укрепление торговых, цифровых и финансовых отношений является предпосылкой глобального процветания. Но процветание зависит от безопасности. А безопасность зависит от силы. Необходимо помнить, что 96% всей торговли Великобритании осуществляется по морским путям, а 99% глобальных финансовых транзакций и самого интернета осуществляется по подводной сети кабелей. Поскольку Великобритания является архипелагом и глобальной морской, торговой и инвестиционной державой, для нее вполне естественно обратить внимание на океаны, где около 70% населения проживает в пределах 200 километров от береговой линии.

По этой причине Королевский флот имеет основополагающее значение для торгового, финансового, научного и технологического успеха Великобритании. В данный момент оба британских авианосца находятся в море (один возглавляет многонациональную группу кораблей в Северной Атлантике), в то время как прибрежная группа реагирования (Юг) курсирует в Восточном Средиземноморье. Развертывание новой авианосной ударной группы в 2025 году, основанное на развертывании авианосной ударной группы 2023 года, продемонстрирует британское лидерство от Евроатлантики до Индо-Тихоокеанского региона. Это поможет укрепить новые торговые соглашения с Австралией, Новой Зеландией и Японией.

Однако у Британии есть и другие карты в рукаве. В 1904 году адмирал Джеки Фишер сказал, что «мир заперт на пять ключей… Сингапур. Кейптаун. Александрия. Гибралтар. Дувр». Сегодня можно было бы добавить Панамский канал, Ормузский пролив и другие, но старая истина продолжает оставаться таковой. Владение базами и объектами вблизи морских узких мест может стать стратегическим преимуществом — они действуют как порталы между мировыми океанами — и в интересах морской державы обеспечить свободные и открытые океаны, по которым идет глобальная торговля.

Примечательно, что спустя почти 120 лет после заявления Фишера Великобритания все еще имеет влияние на некоторые из этих узких мест: пролив Ла-Манш, Гибралтарский пролив, Суэцкий канал (с национальных баз на Кипре) и Малаккский пролив через логистический центр в Сингапуре, который поддерживает Соглашение пяти держав по обороне между Великобританией, Сингапуром, Малайзией, Австралией и Новой Зеландией. Великобритания также контролирует Магелланов пролив с Фолклендских островов.

Заключение

Использование британских оборонных активов и публичной дипломатии для обеспечения торговли и финансов в частном секторе дает ту самую свободу, которая необходима для успешной торговли. Когда так много людей во всем мире сталкиваются с таким количеством проблем, важно помнить, что каждый успешный экспорт и инвестиция вносят вклад во внутреннее процветание, которое исцеляет и связывает Великобританию, а также дает большую надежду и процветание еще многим зарубежным странам.

Эти отношения взаимной поддержки являются ключом к британскому процветанию в этом крайне противоречивом мире. Сегодня Великобритания с равными возможностями смотрит на рынки Азии, Северной Америки и Европы. Комплексная стратегия и его обновленная версия сбалансировали интересы Великобритании в Евро-Атлантике с интересами в Индо-Тихоокеанском регионе, в том, что можно назвать «горизонтальной геостратегической плоскостью», то, что происходит в одном театре, влияет на другой. Другими словами, они неделимы. И британское процветание зависит от обоих.