Российские атомщики в феврале: новые станции, производства и планы
Новые атомные станции
За последние два года в России в эксплуатацию введены три новых атомных блока. При этом несколько событий произошло феврале: 1 февраля был запущен блок № 4 Ростовской АЭС, а 19 февраля успешно завершились испытаниями блока № 1 перед энергопуском на Ленинградской АЭС.
Энергоблок ЛАЭС — уже второй в России и мире реактор поколения 3+. Первый — блок № 6 на Нововоронежской АЭС. Он был запущен в 2016 году и подключен к электросети в 2017 году.
Сейчас огромную популярность в мире приобретают малые атомные реакторы. Они применимы для небольших городов, в удаленной и труднодоступной местности, подходят для островов, буровых платформ, могут помещаться на мобильных устройствах. Малые АЭС дешевле традиционных станций, а их модульность позволяет достаточно быстро возводить станцию и расширять при необходимости. К малым модульным реакторам проявляют интерес и страны-новички, и страны, давно использующие атомную энергетику. Поэтому производитель, который сможет предложить рынку широкую линейку проверенных на практике моделей малых АЭС, окажется лидером в новом сегменте. Лицензированием малых атомных установок занимаются канадцы, англичане, американцы, китайцы, корейцы и др.
В России малыми реакторами занимаются давно, и есть много примеров их практического применения. Один из самых обсуждаемых сегодня вариантов использования малых реакторов — плавучая АЭС (ПАЭС). 27 февраля глава Росатома Алексей Лихачев сообщил, что плавучая АЭС будет запущена в этом году.
Новость эта достаточно важная. Ведь наш главный конкурент на этом направлении — Китай — также планирует окончить строительство своей ПАЭС в 2018 и спустить ее на воду в 2019 году. Поэтому примечательно, что сроки ввода в работу нашей ПАЭС сокращены.
Новая энергетика
20 февраля дочерняя структура Газпромбанка — «ГПБ-Ветрогенерация» — купила 49,5 % акций проектной компании «ВетроОГК» (входит в Росатом), реализующей проект по строительству ветропарков в России. Сделку можно считать финансированием самого крупного в РФ проекта по ветроэнергетике. При этом контрольное управление остается за Росатомом.
Большой новый проект Росатома — ветроэнергетика. Наличие первого крупного именно инвестора, а не кредитора — это важный шаг для развития данного направления.
Новые производства
В последние несколько лет Росатом активно включился в неядерную деятельность. Госкорпорация считает, что имеющиеся производственные мощности и опыт сотрудников можно успешно применить для новых производств. При этом потенциал на традиционных — ядерных рынках — уже почти выбран и сильно увеличиваться не будет. Поэтому нужно искать новые направления.
Спектр обозначенных в феврале новых производств был крайне разнообразен.
12 февраля в Росатоме сообщили, что создана специальная компания для развития трехмерной печати. Производственные площадки под аддитивные технологии расположены в Новоуральске. Уже разработан опытный образец промышленного 3D-принтера второго поколения. При этом сообщается, что его стоимость будет на 20 % ниже зарубежных аналогов, а характеристики — выше.
13 февраля REGNUM сообщил, что предприятие Росатома — Атомэнергомаш — в 2017 году заключило контракты на поставку следующей продукции неядерного бизнеса: оборудование котельного и турбинного остова для заводов по термической переработке отходов, оборудование для двух малых ГЭС и выпарных установок для соледобычи в Калининградской области.
15 февраля первый заместитель руководителя Росатома Кирилл Комаров, губернатор Московской области Андрей Воробьев, глава Саратовской области Валерий Радаев и президент Республики Татарстан Рустам Минниханов подписали соглашение о создании межрегионального кластера «Композиты без границ». Проект предполагает создание полной технологической цепочки производства полимерных композитных материалов: сырья, различных видов химических волокон, полуфабрикатов на их основе и конечной продукции для потребителя.
Глава Архангельской области Игорь Орлов 17 февраля сообщил, что при участии Росатома на Новой Земле в 2021 году начнется добыча руды на свинцово-цинковом месторождении «Павловское».
Новые материалы
Особое внимание нужно обратить на успехи в разработке новых материалов. К сожалению, в этой области Россия пока отстает, например, от Европы.
Глава Курчатовского института Михаил Ковальчук 8 февраля рассказал о новых созданных институтом сплавах, имеющих повышенную радиационную стойкость. Новые материалы уже используются в моделях станций АЭС-206, ВВЭР-ТОИ. Это позволяет увеличить срок службы АЭС до 80–100 лет. Кроме того, разработан метод по восстановлению прочности корпусов реакторов после окончания срока службы. Это уникальный режим обжига, который не применяется нигде в мире и позволяет сэкономить миллиарды за счет продления службы АЭС.
27 февраля в пресс-службе особой экономической зоны Татарстана «Алабуга» сообщили, что в 2020 году там будет запущен завод Росатома по производству ПАН-прекурсоров — основного сырья для производства углеводородного волокна. Общий объем инвестиций составит 6,9 млрд рублей.
Углеволокно — очень важный материал для атомной энергетики. Он, например, применяется для производства центрифуг для обогащения урана. В России работы в этой области активно начались несколько лет назад, и сейчас уже видны некоторые положительные результаты.
Медицина
Отдельным направлением деятельности Росатома является ядерная медицина. Это направление уже стало визитной карточкой России в зарубежных переговорах. Поэтому строительство новых производств в России является очень важным.
21 февраля Росатом сообщил об инвестировании 6 млрд руб. в строительство в Подмосковье завода по производству препаратов для лечения онкологических и аутоиммунных заболеваний. Это может позволить Росатому в перспективе, лет через 10, контролировать существенные сегменты фармотрасли.
Восстановление профессиональных компетенций
8 февраля по данным Energyland Росатом открыл центр подготовки сварщиков на базе завода «Атоммаш» (Волгодонск) и государственного научного центра ЦНИИТМАШ (Москва). В центре подготовки будут проводиться двухнедельные курсы повышения квалификации для 120 специалистов в год. Кроме того, планируется разработка большого количества коротких обучающих программ и подготовка к чемпионатам WorldSkills. Также 12 февраля в Росатоме сообщили, что приняли участие в проекте Профстажировка. В рамках проекта на предприятиях Росатома создано около 100 предложений о стажировке для более чем 1 тысячи студентов.
После распада Советского Союза атомная отрасль потеряла много высококвалифицированных работников, деградировали школы и направления подготовки кадров. Однако с началом масштабного строительства станций в России и по всему миру возникла необходимость в поиске новых возможностей для восстановления профессиональных компетенций. Росатом активно работает на этом направлении. Как отмечают в госкорпорации, результатом ведущейся работы, в том числе, стала победа Росатома третий год подряд на соревнованиях WorldSkills Hi-Tech.
Новый ядерный топливный цикл
Закончить обзор хочется новостью о встрече главы Росатома Алексея Лихачева с президентом России Владимиром Путиным, которая состоялась 27 февраля. Одна из самых интересных частей доклада была посвящена быстрым реакторам — основному элементу, необходимому для замыкания ядерного-топливного цикла (ЗЯТЦ).
Алексей Лихачев заявил о том, что в 2020-е годы в России планируется создание реактора на быстрых нейтронах мощностью «не менее 1200 мегаватт». Также он рассказал о преимуществах замкнутого топливного цикла:
«Использование традиционных тепловых и быстрых технологий позволяет многократно вовлекать в топливный цикл уже отработавшее ядерное топливо.
Три огромных плюса.
Первое — в быстрых реакторах мы кратно снижаем риск инцидентов, повышаем уровень безопасности.
Очень важный момент — вовлекая многократно в топливный цикл наше сырье, мы уже существующую сырьевую базу, грубо говоря, делаем бесконечной, то есть практически на тысячи лет нам будет достаточно уже сделанных наработок добытого урана.
И, конечно же, уровень высокоактивных отходов, которые необходимо захоранивать, тратя достаточно большие средства, мы фактически приведем к нулю, и у нас будет так называемый эквивалентный радиообмен с природой: сколько забрали радиоактивности у нее, столько и будем возвращать».
Подытожим, что одним из проектов отрасли по замкнутому ядерному топливному циклу (ЗЯТЦ), помимо уже работающих в России быстрых реакторов БН-600 и БН-800, является проект «Прорыв». В рамках этого проекта планируется отработать всю цепь ЗЯТЦ, чтобы далее перейти к промышленному использованию быстрых реакторов и начать строить такие реакторы по всему миру. 15 февраля Сибирский химический комбинат в Северске (СХК) сообщил, что в 2018 году на проект «Прорыв» планируется выделить 4 млрд рублей. На строительство быстрого реактора БРЕСТ-300 из них пойдет полмиллиарда.