«Они сражались за Родину». О тех, кто мог не сделать, но сделал и победил
«Глядите, сыны, какой туман стоит кругом. Таким же туманом черное горе висит над народом нашим. Это горе люди и ночью спят — не заспят, и днем через это горе белого света не видят. А мы с вами об этом должны помнить завсегда».
Среди всех фильмов про Великую Отечественную войну я выделяю именно «Они сражались за Родину», ибо в нем показано, что тяготы военной жизни не могут сломить русский дух. В этой картине все сложности простые солдаты преодолевают сплоченной командой, оставляя место для юмора и маленьких человеческих радостей, даже в столь тяжелое время.
Фильм режиссера Сергея Бондарчука снят по одноименному роману Михаила Шолохова. По сюжету, летом 1942 года стрелковый полк отступает к Сталинграду, по пути вступая в бои и отражая атаки фашистских захватчиков.
Актерский состав поражает своим мастерством и глубиной. Невозможно смотреть в эти лица и не верить. Для актеров этого фильма война — не рассказы и документальные материалы, а суровое прошлое, детские и юношеские годы. Морщины и шрамы, мозоли на грубых руках — это не грим. Сергей Бондарчук и Юрий Никулин были солдатами советской армии. Не понаслышке эти люди знают, что такое идти к победе через муки.
В картине нет пафоса, искусственного напускного патриотизма, потому что это фильм не о Великой Победе, а о сложном пути, когда впереди лишь неизвестность, о простых людях, которые своей кровью, ценой своей жизни добились этой победы. На фоне патриотических хроник мы совсем забываем о людях. О тех, кто мог не сделать, но сделал, о человеческих слабостях, о человеческой уязвимости.
«Русский солдат, конечно, все вытерпит, но и у него ведь терпелка не из железа выструганная» — цитата из фильма.
Сколько силы и открытости русской души отражено в маленьких диалогах, шутливых разговорах, рассказах. Не возникает и мысли, что это кем-то написано, будто снято с языка простого русского человека.
Во время просмотра возникает чувство грусти, но вместе с тем и полного понимания, светлой надежды. Герои фильма мечтают о человеческом счастье, понятном каждому из нас. О счастье, которое им недоступно из-за войны, которую каждый из них так ненавидит. Вокруг смерть, а рядовой Николай Стрельцов (в исполнении Вячеслава Тихонова) с отчаянной надеждой сжимает в руках последнее письмо ушедшей от него жены.
Фильм очень точно режиссерски и актерски выстроен: каждая интонация, каждый жест и кадр внушают непоколебимую веру. Картина яркая, вызывает эстетическое восхищение. Операторская работа Вадима Юсова на высоте: крупные планы, сцены сражений выглядят очень естественно, кадры обретают объем, структуру, все очень живое и настоящее. Лица, взятые крупным планом, глаза полны мужества и боли.
Сцена, в которой еле живой Иван Звягинцев (Сергей Бондарчук) лежит в окопе и говорит с военной медсестрой, снята так, что не может не вызывать слез. Девчонка, совсем юная, сдерживая истерику, изо всех сил тащит солдата, кричит ему: «Миленький, потерпи!» Вот она, храбрость и сила русской женщины. Огромная ноша в годы войны лежала на хрупких женских плечах.
Герои фильма прекрасно понимали, что могут никогда больше не вернуться домой, но с большими надеждами раз за разом вступали в бой.
«Солдаты, Родина никогда не забудет ни подвигов ваших, ни страданий»
После просмотра этого фильма Великая Отечественная война воспринимается уже иначе. Но неизменно то, что подвиг людей, рядовых солдат, всех тех, в память о ком создан этот фильм, бессмертен. Кинолента Сергея Бондарчука — то, что я обязательно покажу своим детям, чтобы они понимали, какие великие люди жили и сражались за Родину. Очень важно помнить об этих людях всегда, а не только один раз в году.
Полина Сухорукова, 16 лет, студентка Столичного профессионального колледжа.