Вдруг понравится? Есть ли жизнь после коронавируса и, если да, то какая
Когда я начинал работать на телевидении, спрашивал в недоумении своего руководителя на мастер-классах: «Зачем освещать теракты, ведь они не приносят ничего, кроме депрессии?» Понятно, какой был ответ: не освещаешь — тебя нет среди конкурентов.
То же и с коронавирусом: хороший специалист может подсчитать, от какого количества просмотров СМИ придется отказаться, перестав освещать распространение «болезни века». Никто и не отказывается.
Крупнейший эксперт по Китаю, профессор ВШЭ Алексей Маслов вскоре после того, как все началось, в январе, указал на источник панических сообщений: гонконгские и находящиеся за пределами КНР блогеры, а также вбрасываемые в соцсети сообщения от студентов, туристов и тому подобное. Похожесть панических сообщений оставляла мало сомнений в том, что у кампании есть субъект. Всё было похоже на сетевые технологии «оранжевых революций».
Кстати, многие фейковые посты в китайском интернете сопровождались надписью: «Жители Гонконга, сопротивляйтесь! Жители Китая — за революцию!»
Виновата власть, китайская, российская или еще какая-то, скрывающая от общества масштабы эпидемий. Майдан с комфортом размещается в Сети и начинает «баламутить воду» гораздо больше, чем после тысяч звонков о минированиях. Слить в интернет «телефонные переговоры девушки, чей родственник работает в правительстве», согласитесь, проще, чем организовывать массовые звонки в суды, школы и детские сады.
Теперь мы знаем о десятках миллиардов долларов, потерянных мировой экономикой, и в частности китайской.
Но главное не это. Коронавирус заставляет представителей мирового политического истеблишмента менять то, что, казалось бы, ничто не могло изменить — поведенческие стереотипы — отказаться от рукопожатий и объятий… Навести такой «шорох», который ранее мог присниться разве что в страшном сне.
Из учебников известно: государственное руководство, СМИ и культура являются ориентирами для общества — в плане поведенческих норм, языка и прочего. И здесь то, насколько «страшной болезни» удалось сдвинуть норму, впечатляет.
Пресловутая толерантность, родитель-1 и родитель-2 вместо мамы и папы, ЛГБТ-персонаж в мультфильме, который увидит весь мир, стремление к тому, чтобы дети рождались из пробирки, — после этого нужно говорить о постповедении. Поведении постчеловека.
Коронавирус в один прыжок совершил то, для чего потребовались бы десятилетия, сотни учебников и сотни тысяч учителей. Появилась железная причина не вести себя по-человечески. Сейчас так надо. Надо потерпеть. Вы попробуйте. Вдруг понравится?
Общество потребления не только навязали. Его приняли. Точно так же можно принять нечто после него. Под благовидным предлогом самоизоляции человеку предлагается оргия эгоизма с индустрией, начиная от доставки питания и заканчивая телемедициной. К этому его и готовили. И если в той жизни, какая была, он вынужден был хоть как-то взаимодействовать с другими, то «дивный новый мир» освобождает его от этого неудобства. В этом смысле то, что происходит сейчас, можно рассматривать как некую «прививку»: познай, что можно и так.
А значит, при следующем эксцессе дозу можно будет усилить. А потом еще. И еще. В последние десятилетия могло казаться, что потребительский «человейник» — беспроигрышный вариант для его создателей. Система, которая безошибочно идет к самоуничтожению, и остается только спокойно досмотреть — дождаться, пока это произойдет. Коронавирус лично мне показал, что долго ждать авторы проекта не намерены и решили «подкинуть в топку дровишек».