Голландские судовладельцы еще больше обеспокоены, поскольку Нидерланды поддержали обстрелы Йемена. Теперь корабли с голландским флагом могут подвергаться большему риску

Как Нидерланды вступили в борьбу за безопасность в Красном море

Джозеф Кристиан Лейендекер. Пиратский груз.1897
Джозеф Кристиан Лейендекер. Пиратский груз.1897

16 декабря 2023 года СМИ сообщили, что голландские грузовые суда не будут проходить через Красное море, поскольку повстанцы из движения хуситов начали обстреливать корабли, которые, по их мнению, могут иметь отношение к Израилю. Хуситы заявили, что не прекратят атаки до тех пор, пока Израиль не прекратит операцию в секторе Газа.

С конца ноября повстанцы-хуситы неоднократно атаковали в Красном море корабли. В результате многие судоходные компании, в том числе крупнейшие — Maersk (Дания), MSC (Швейцария), Hapag-Lloyd (Германия), CMA CGM (Франция), BP Plc (Британия) изменили маршруты своих судов из-за этих нападений. В качестве альтернативы они выбрали маршрут вокруг южной Африки, что добавляет к длительности транспортировки от 7 до 20 дней.

Голландские импортеры авокадо из Кении, имбиря из Китая, винограда из Индии и многих других продуктов питания с каждым днем становятся все более нервными. Опасная ситуация в Красном море означает, что корабли задерживаются на несколько дней, а срок годности перевозимых ими продуктов неумолимо истекает.

По данным исследовательского агентства Clarksons, количество контейнеровозов, курсирующих через Красное море, сократилось более чем на 90%. Более длительное время транспортировки не только усложняет перевозку продуктов питания, но и делает их доставку более дорогой. Цены на перевозку стремительно растут с декабря. Перевозка продукта морем теперь обходится в два раза дороже, чем два месяца назад.

Миссия по защите судов в Красном море

По словам директора Королевской ассоциации судовладельцев Нидерландов (KVNR) Аннет Костер, совсем недавно казалось, что только израильские корабли или корабли, связанные с Израилем, небезопасны, но теперь компания беспокоится и атаки кажутся ей случайными. Она утверждает, что для некоторых атакованных судов связь с Израилем «трудно найти» и это еще больше усложняет ситуацию.

Костер отметила, что считает военное сопровождение судов, которое уже предложили несколько стран, действенным. «Когда несколько лет назад Иран атаковал танкеры в Ормузском проливе, такая тактика помогла», — пояснила она.

В заявлении минобороны США от 19 декабря 2023 года говорится, что голландские военные согласились принять участие в международной операции по защите грузовых судов, следующих через Красное море и Аденский залив. Министерство обороны Нидерландов подтвердило свое участие.

«Атаки на суда в Красном море подрывают свободу судоходства и представляют собой серьезную угрозу для морского транспорта и экипажей. Под руководством США Нидерланды и многие партнеры-единомышленники объединяют усилия для обеспечения свободного и безопасного судоходства», — написала министр обороны Нидерландов Кайса Оллонгрен на странице в соцсети Х (бывший Twitter). Она сказала, что Нидерланды начнут с предоставления двух штабных офицеров для операции.

Как заявил министр обороны США Ллойд Остин, к операции под названием «Сад процветания» также присоединятся Бахрейн, Канада, Франция, Италия, Норвегия, Сейшельские острова, Испания и Великобритания. Заявленная цель — обеспечить «свободу судоходства для всех стран и укрепление региональной безопасности и процветания».

Остин осудил нападения хуситов как нарушение международного права, направленное против моряков, и угрозу международной торговле.

«Красное море является важнейшим водным путем, который имеет важное значение для свободы судоходства, и крупным торговым коридором, облегчающим международную торговлю. Страны, которые стремятся отстаивать основополагающий принцип свободы судоходства, должны объединиться, чтобы решить проблему, связанную с запуском этим негосударственным субъектом баллистических ракет и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) по торговым судам многих стран, законно пересекающим международные воды», — написал министр в заявлении.

Защита переходит в наступление

Вступив в коалицию, Нидерланды уже в следующем месяце стали участниками ответной атаки на Йемен.

12 января Соединенные Штаты и Великобритания в ответ на нападения повстанцев на корабли в Красном море нанесли удары по десяткам объектов повстанцев-хуситов в Йемене. Президент США Джо Байден и премьер-министр Великобритании Риши Сунак заявили, что провели военную операцию при поддержке Нидерландов, Австралии, Канады и Бахрейна.

Уходящие министр иностранных дел Брюинз Слот и министр обороны Оллонгрен написали в письме в Палату представителей, что Нидерланды политически поддерживают операцию и оказывают ей «неоперативную военную поддержку».

По словам представителя США, бомбардировка «оказала существенное влияние на способность хуситов атаковать корабли в Красном море».

Уходящий премьер-министр Нидерландов Рютте заявил, что американо-британские действия направлены на деэскалацию ситуации в Красном море. Он отметил, что Нидерланды «как традиционно морская страна придают большое значение праву на свободный проход» и поддерживают эту операцию. По словам Рютте, нападения хуситов в Красном море являются «явным нарушением международного права и представляют угрозу морскому персоналу и торговым потокам».

Сейчас голландские судовладельцы еще больше обеспокоены, поскольку Нидерланды поддержали обстрелы Йемена. Корабли с голландским флагом теперь могут подвергаться большему риску.

«Мы опасаемся худшего. Как так получилось, что Нидерланды являются единственной страной ЕС, которая поддержала это нападение, а остальная Европа — нет? В результате мы попали под увеличительное стекло больше, чем другие страны», — говорит Костер.

Голландские судоходные компании пока продолжают осуществлять обходной путь, что неизбежно будет иметь последствия для цен на импортируемые фрукты и товары.

Судовладельцы требуют разрешения на вооружение

Голландские судовладельцы в письме к минобороны попросили, среди прочего, о возможности наличия на борту вооруженной охраны. Королевская ассоциация голландских судовладельцев (KNVR) подтвердила это.

По словам Костер, владельцы судов пока избегают плыть по Красному морю, но хотят вернуться на этот маршрут как можно быстрее.

«Когда над районом Красного моря, где ракеты сбрасываются с неба, будет выставлена защита, мы хотим также иметь возможность плавать туда вооруженными», — отметила она, добавив, что команды безопасности на кораблях должны защищать экипаж от повстанцев, пытающихся проникнуть на корабль.

Плыть туда неразумно

Министр обороны Нидерландов в ответ на выступления судовладельцев заявила, что страна активно действует в Красном море для защиты международного морского судоходства, но заходить туда сейчас опасно.

«Мы говорим о крылатых ракетах, о дронах с вооружением. С ними приходится иметь дело иначе, чем с вооруженными пиратами на небольших лодках. На данный момент существует серьезная угроза и плыть туда сейчас неразумно», — сказала Оллонгрен.

Пока, по словам голландского министра, Нидерланды движутся в направлении сокращения военного потенциала хуситов, работая с другими странами.

На текущий момент результаты работы коалиции во главе с США весьма посредственные, те компании, которые изменили свои маршруты, так и продолжают плыть в обход африканского континента. Несмотря на атаки военной инфраструктуры хуситов, «Ансар Алла» продолжает наносить удары по судам. Йемен заявил, что на данный момент движением хуситов было атаковано 34 корабля Израиля, США и Великобритании, и что бойцы достигли того, что израильские корабли больше не ходят в Красном море.

16 февраля Евросоюз объявил, что запустит с 19 февраля операцию Aspides («Щиты») в Красном море. Насколько более результативной, чем действия США, она окажется — сказать сложно, но первоначальный срок европейской операции уже заявлен — один год. То есть в Евросоюзе ожидают, что европейским судоходным компаниям еще год придется возить свои товары в обход? Нам представляется, что операция Израиля в секторе Газа может быть закончена раньше, и тогда международные усилия для устрашения хуситов к радости Евросоюза окажутся уже ненужными.