Вспомнить «забытые слова». Школьники ЛНР приняли участие в конкурсе чтецов
В течение двух месяцев в школах Красного Луча (ЛНР) проходил конкурс чтецов «Гражданская лирика русских поэтов XIX века». Организатором выступило «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС).
Все это время шла напряженная работа. Педагог по сценической речи разбирал с участниками выбранные произведения. Ребятам приходилось готовиться к каждому следующему уроку, знакомясь с эпохой, с биографией автора. Гражданская лирика непосредственно связана с историческими событиями и личностями. Чтобы хорошо прочитать стихотворение, необходимо проникнуться духом времени. Многим ребятам это удалось.
Те, кто прошел весь путь подготовки, записали конкурсное чтение. Жюри определило лауреатов и дипломантов.
Всего в конкурсе приняли участие 90 школьников из 13 школ городов Красный Луч и Петровское. 17 детей стали дипломантами, 14 — лауреатами.
Координатор РВС по работе со школами ЛНР Юрий Попов:
«Это уже не первое подобное мероприятие, которое нам удается организовать для школьников Красного Луча. До этого мы провели два конкурса чтецов: один — «Большое лето фронтовое текло по сторонам шоссе», второй — по произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Но впервые это получилось таким масштабным. Большое число ребят, выразивших желание участвовать, оказалось для нас неожиданным и создало определенные организационные трудности. Мы их преодолели и результат себя полностью оправдал.
Все время находясь в гуще процесса, согласовывая время проведения уроков, подготавливая записи тренировочных чтений, которые ребята присылали мне, я видел, как участники все больше и больше понимали произведения, выбранные для чтения. А стихотворения были не самые простые.
Среди авторов, чье творчество мы предложили на выбор, были и уже знакомые школьникам Александр Пушкин, Николай Некрасов, Михаил Лермонтов, Фёдор Тютчев, и новые для ребят имена — Алексей Плещеев, Владимир Бенедиктов, Михаил Михайлов, Алексей Жемчужников, Николай Добролюбов и многие другие. Всего было отобрано тридцать пять стихотворений и отрывков поэм девятнадцати авторов.
Спасибо всем ребятам, которые включились в работу по-настоящему и отнеслись к делу серьезно. Мы надеемся, что для кого-то из них мы помогли приоткрыть, а для кого-то и распахнуть пошире дверь к дарам русской поэзии. Постараемся в будущем году продолжить эту работу».
На протяжении всего подготовительного этапа со школьниками работала педагог, профессиональная актриса и режиссер Евгения Амосова. Ребята вместе с ней строчка за строчкой буквально распаковывали смысл, заложенный в стихотворениях. Когда приходило понимание, рождалось и осмысленное чтение.
Педагог по сценической речи Евгения Амосова:
«Алексей Жемчужников, поэт, чье стихотворение «Забытые слова» (На смерть М.Е. Салтыкова-Щедрина) прозвучало в конкурсе, очень точно выразил краеугольную идею, лежавшую в основании этого конкурса:
Слова священные, слова времен былых,
Когда они еще знакомо нам звучали…
Увы! Зачем же, полн гражданственной печали,
Пред смертью не успел ты нам напомнить их?
Те лучшие слова, так людям дорогие,
В ком сердце чувствует, чья мыслит голова:
Отчизна, совесть, честь и многие другие
Забытые слова.
Есть множество слов, истрепанных и обесцененных за последние десятилетия. Истрёпанных и обесцененных настолько, что, возможно, их бы лучше было забыть. Вспомнить о сути этих слов, вернуть их в изначальном значении молодым, заставить и взрослых подумать над этим — это и было задачей конкурса. Сделать то, о чём писал поэт двадцатого века, Давид Самойлов:
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло».
Своими отзывами поделились учителя школ и участники конкурса.
Ученик 9-б класса ГОУ ЛНР УВК № 2 «Берегиня» Павел Гусев:
«Рад, что мне предоставилась возможность поучаствовать в конкурсе! Надеюсь, он будет проводиться и в следующем году.
Очень приятно было пообщаться с таким прекрасным и отзывчивым человеком, как Евгения Михайловна. Было очень увлекательно послушать выступления других участников, лично их анализировать и думать над ними.
Благодарю вас за внимание, усилие и терпение!»
Учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «ХШ № 33» Наталья Карпачёва:
«Спасибо организаторам конкурса за увлекательное путешествие по необычайно интересному миру литературы. За время проведения конкурса дети познакомились с огромным количеством литературных произведений, прочитав их сами (поисковый этап), и прослушав других участников. Огромное вам спасибо за этот конкурс! За то, что он такой интересный, самобытный, современный и своевременный!
За то, что вы ставите перед собой такие глобальные цели и достигаете их. И конкурсантам всячески помогаете их достигнуть. За то, что вы не повторяетесь.
И за прекрасную организацию, очень комфортную для безумно занятых учителей и детей. Наши дети такие замечательные, открытые, трогательные, показали свои возможности понимать мир, людей, текст. Они действительно чувствуют Слово тонко и индивидуально. Спасибо большое детям! Спасибо родителям! И, конечно, чудесным профессионалам — организаторам. Этот конкурс нужен всем нам!»
Ученица 8 класса ГОУ ЛНР «КШ № 11» Анастасия Козак:
«Хотелось бы поблагодарить за организацию такого конкурса. С вашей помощью мы многое узнали и многому научились. Спасибо за ваш кропотливый и своевременный труд!»
Учитель русского языка и литературы ГОУ ЛНР «КШ № 11» Галина Гордиця:
«Позвольте выразить искренние слова благодарности организаторам конкурса чтецов за прекрасную возможность пробудить у школьников интерес к гражданской поэзии, за возможность глубже познакомиться с творчеством русских поэтов. Спасибо, что последовательно учили наших воспитанников особому искусству — выразительному чтению.
Понять содержание стихотворения в целом и отдельных его фраз, слов, прочувствовать замысел и настроение автора терпеливо и настойчиво учила Евгения Михайловна Амосова. Ее комментарии по истории создания произведений, исторические справки вызывали неподдельный интерес у участников и побуждали их к самостоятельному поиску ответов, вдумчивому прочтению стихотворений. Пусть не всё у всех сразу получалось (возможно, это огорчало Вас), но труд педагога был не напрасным. Она находила время, чтобы проанализировать чтение каждого участника, дать ценные советы, доходчиво объяснить сложные моменты.
Хочется отметить, что вся команда организаторов конкурса работала четко и слаженно. В группе ВК своевременно была нужная информация, напоминания, объявления. И за это хочется особенно поблагодарить Юрия Анатольевича — бессменного внимательного координатора и неравнодушного энтузиаста.
Спасибо всем за организацию и проведение конкурса.
Ученик 8 класса ГОУ ЛНР «КШ № 11» Дмитрий Стекольников:
«Уважаемые организаторы! Огромное Вам спасибо за этот конкурс чтецов! За то, что он такой интересный и современный! За то, что вы помогли мне достигнуть поставленной цели и добиться желаемого результата! Мне очень понравилась его организация и идея, а также забота об участниках. Участвовать в вашем конкурсе — действительно большая радость для меня».
Список произведений конкурса:
1. Александр Боровиковский «К судьям»
2. Александр Одоевский «Струн вещих пламенные звуки»
3. Александр Пушкин «Бородинская годовщина»
4. Александр Пушкин «Во глубине сибирских руд…»
5. Александр Пушкин «Два чувства равно близки нам…»
6. Александр Пушкин «Клеветникам России»
7. Александр Пушкин «Медный всадник». Вступление
8. Александр Пушкин «Олегов щит»
9. Александр Пушкин «Поэту»
10. Александр Пушкин «Свободы сеятель пустынный…»
11. Алексей Жемчужников «Забытые слова»
12. Алексей Жемчужников «Конь Калигулы»
13. Алексей Плещеев «Вперед без страха и сомненья»
14. Алексей Хомяков «Подвиг есть и в сраженьи. Подвиг есть и в борьбе»
15. Василий Жуковский «Певец во стане русских воинов». Отрывки на выбор
16. Василий Курочкин «На могиле Д. И. Писарева»
17. Владимир Бенедиктов «И туда»
18. Гавриил Державин «Осень. Во время осады Очакова». Отрывок
19. Гавриил Державин «Снигирь»
20. Кондратий Рылеев «Иван Сусанин»
21. Леонид Радин «Смело, товарищи, в ногу»
22. Михаил Лермонтов «Бородино»
23. Михаил Лермонтов «Два великана»
24. Михаил Михайлов «О, сердце скорбное народа»
25. Николай Добролюбов «Еще работы в жизни много»
26. Николай Некрасов «Гимн»
27. Николай Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» — песня Гриши Добросклонова
28. Николай Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Русь»
29. Николай Некрасов «Н. Г. Чернышевский» («Пророк»)
30. Николай Некрасов «Памяти Добролюбова»
31. Николай Некрасов «Сеятелям»
32. Николай Некрасов «Школьник»
33. Николай Огарев «Студент»
34. Федор Глинка «Военная песнь»
35. Федор Тютчев «Два голоса»
Дипломанты:
1. Алиса Лимарева
2. Анастасия Козак
3. Артем Назаренко
4. Артем Лешанов
5. Глеб Лысак
6. Даниил Кулаков
7. Диана Григорьева
8. Иван Комлев
9. Инна Карцева
10. Катя Рыбкина
11. Максим Михайлов
12. Матвей Бодрых
13. Полина Безуб
14. Полина Головачева
15. Руслана Любимова
16. София Кулинцова
17. Юлия Бережная
Лауреаты:
1. Анастасия Чернявская
2. Ангелина Минасян
3. Ариадна Евпатченко
4. Виктория Чернокозинская
5. Дмитрий Стекольников
6. Елена Жолос
7. Елена Шикалова
8. Ирина Михайлова
9. Каролина Рева
10. Ксения Водолазская
11. Марк Котенко
12. Ксения Яценко
13. Павел Гусев
14. Станислав Васин