Уолл-стрит вновь будет купаться в деньгах, но долго такое счастье длиться не сможет

Что будет с экономикой США при президенте Байдене?

Изображение: Константин Ерёмин © ИА Красная Весна
Доллары
Доллары

Практически все американские газеты и телеканалы сообщили о победе кандидата от Демократической партии Джо Байдена на выборах президента США. Это вполне естественно, если учесть, что владельцы этих СМИ и спонсоры Демократической партии — одни и те же компании.

Вообще говоря, эти сообщения о победе Байдена были преждевременными, если принять во внимание открывающиеся факты по массовым фальсификациям в спорных (и не только) штатах, а также подавляющее большинство республиканцев в Верховном суде (6 из 9 судей), где, скорее всего, в итоге и будет решена судьба выборов.

Как говорится, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не бюллетенями. Но мы рассмотрим гипотетическую возможность президентства Байдена, точнее, его вероятные действия в экономической сфере.

Понимая, какие круги в американской элите стоят за демократами, нетрудно сделать вывод, кому в первую очередь будет помогать самоизбранный президент, используя печатный станок федерального резерва (других экономических инструментов в США практически не осталось).

В первую очередь это банковский сектор. Рентабельность транснациональных банков давно находится в районе нулевой отметки, а в последние годы резко ушла в минус, и дело тут даже не в эпидемии: «коронавирус» у них длится с 2008 года. Именно тогда они подсели на искусственную вентиляцию счетов, когда без постоянного притока свеженапечатанных долларов их бросает в естественную кому.

Все эти Citigroup, Goldman Sachs, Morgan Stanley и прочие GPMorgan-ы требуют огромных средств на поддержание своей инфраструктуры. Миллионы банковских клерков по всему миру каждый месяц ждут свою довольно немаленькую зарплату (по отношению к уровню зарплат внутри стран). И если в предыдущие десятилетия они зарабатывали, финансируя предприятия реального сектора, а те, в свою очередь, производили большее количество продукции и продавали ее на расширяющемся рынке, то с 2008 года этот ресурс закончился: рынки Восточной Европы были полностью захвачены, а другого платежеспособного населения, не входившего в западный капиталистический мир, на планете больше не было. Поэтому последние 12 лет транснациональные банки финансируют промышленность по остаточному принципу, и то по большей части для перевоза ее за пределы развитых стран, чтобы за счет более низкой оплаты труда бороться с инфляцией.

Всё это время их основная прибыль добывалась в спекуляциях с активами, на фондовом и финансовом рынках. ФРС последнее десятилетие хоть и не явно, но постоянно поддерживала рынок акций. Триллионы ничем не подкрепленных долларов от программ количественного смягчения опосредованно перетекали на фондовые рынки.

Придя к власти, Дональд Трамп практически переподчинил себе руководство федерального резерва. Он заставил его печатать деньги не под выкуп акций проблемных банков, а также их сомнительных продуктов в виде всяких деривативов, долговых обязательств и прочей ерунды, а на поддержание акций промышленных компаний и компаний реального сектора экономики. Именно за это его так ненавидят финансисты.

В случае прихода к власти Байдена Уолл-стрит опять начнет купаться в деньгах, промышленность будет финансироваться только для перевоза ее остатков из США в Мексику и Юго-Восточную Азию. Проблема для Америки и всего мира в том, что долго такое счастье длиться не может, мир до сих пор не отошел от 6 трлн долларов, напечатанных США с начала этого года. Еще 2–3 трлн он просто не выдержит.

Возможности фондового и финансовых рынков по утилизации избыточных долларов не безграничны, уже сейчас там надут крупнейший за всю историю пузырь, после крушения которого кризис 2008 года и Великая депрессия покажутся майским дождиком перед смерчем.

Трампа, в случае продолжения его политики, обрушение тоже ждет, но у него оно будет размазано по времени, и в приоритете будет спасение промышленности и реального сектора. Сделать это Трамп сможет, только пожертвовав крупными банками.

Подытоживая, можно сказать, что спокойное правление маловероятного президента Джо Байдена продлится год-полтора максимум. Потом, как говорится в известном мультфильме: «Те из вас, кто останутся в живых, позавидуют мертвым».