Пожар в Ростове-на-Дону: пепелище под будущую застройку?
Больше недели прошло со дня крупного пожара, произошедшего в Ростове-на-Дону 21 августа. «Это пожар невиданной силы, такого в Ростове не помнят старожилы», — так оценил происшествие губернатор Ростовской области Василий Голубев. Как любое крупное ЧП техногенного характера, пожар поставил перед чиновниками и простыми жителями города множество вопросов. Что стало причиной возгорания? Кто виноват и в чьих интересах центр города-миллионника превратился в пепелище? А также что делать, чтобы такие пепелища не разрастались на ростовских улицах? Предлагаем вспомнить хронологию событий и разобраться в части поставленных вопросов.
Хронология
О пожаре сообщили в диспетчерскую ГУ МЧС по Ростовской области 21 августа в 12:52. По адресу улица Нижегородская, 33 произошло возгорание частного дома. Подразделения прибыли на место происшествия через 6 минут. Уже в 13:05 был объявлен ранг пожара № 3, а в 13:07 — ранг № 4. Работам по ликвидации пожара мешал сильный ветер порывами до 15 м/с и плотная застройка. Горение происходило на площади в 5 тысяч кв. м. Из близлежащих зданий были эвакуированы более 650 человек.
В домах взрывались газовые баллоны, что также способствовало быстрому развитию пожара, как позднее рассказал заместитель начальника ГУ МЧС по Ростовской области Ярослав Гладченко в интервью «Московскому Комсомольцу».
К вечеру в городе были развернуты четыре пункта временного размещения, где оборудовали спальные места, подвезли воду, организовали горячее питание. На территории всей области был введен режим чрезвычайной ситуации.
В 18:53 в МЧС сообщили, что пожар был локализован на площади 10 тысяч кв. м. Место пожара оцепили для предотвращения мародерства.
На следующий день в 06:49 открытое горение было ликвидировано, сообщили в ГУ МЧС по области. Первого и единственного погибшего обнаружили в 12:10 при разборе завалов и проливке территории. В 13:21 МЧС объявило о полной ликвидации пожара. Общая группировка, привлеченная к ликвидации пожара, составила 2066 человек личного состава и 231 единицу техники. Тушением пожара занимались также 7 вертолетов, совершивших 166 водосбросов (915 тонн воды).
Причины
Уже 21 августа появилась первая информация о возможных причинах возгорания. На сайте правительства области предположили, что возгорание началось в ветхом доме на улице Нижегородской, в котором никто не проживал. А далее огонь из-за сильных порывов ветра перебросился на близлежащие строения и соседний квартал.
22 августа пожарная лаборатория ГУ МЧС по Ростовской области объявила свою версию пожара. «Основная версия — занесение постороннего источника зажигания», — заявил глава регионального МЧС Валерий Синьков.
Началось бурное обсуждение причин пожара в социальных сетях, в разговорах ростовчан, в СМИ. Многие граждане уверены, что был устроен поджог, чтобы вынудить жильцов покинуть район, а выжженную территорию застроить. Местные жители утверждают, что по их домам не раз ходили крепкие мужчины, требующие продать земельные участки. К тому же в районе уже не раз вспыхивали пожары.
Так, Валентина Лившиц рассказала Lenta.ru о том, что 3 августа к ней приходили «черные» риелторы и предлагали за бросовые цены приобрести дома ее семьи. По ее словам, «гости» заявили, что уже купили соседние участки, а в течение двух недель они должны договориться с остальными жителями района — таков уговор с городской администрацией.
Людмила, жительница старинного дома на улице Седова, сообщила «Московскому Комсомольцу», что к ее подруге Светлане с переулка Чувашского накануне пожара «приходили плечистые мужчины в черных костюмах. Говорили, что кварталы на Театральном спуске будут застраиваться, и предложили за ее участок 2,5 миллиона рублей. Дом у подруги капитальный, но он непрошеных гостей не интересовал. „Нам важна земля, все здесь пойдет под снос“, — услышала Светлана от посетителей».
«Со строптивыми решили разобраться, подпустив „красного петуха“», — заявила «МК» Валентина, проживавшая в доме на улице 7 Февраля.
Также Lenta.ru приводит пример участка семьи Багдасарян, который сгорел через четыре дня после визита к Лившиц. Пожарный Ярослав Гладченко, руководивший тушением, рассказал, что «уже в ходе тушения пожара стало ясно, а позже это подтвердили эксперты: причина — поджог. Там огонь одновременно возник в трех разных местах, не связанных между собой».
«Это уже второй поджог за месяц», — рассказывает местный житель Борис Лившиц «Аргументам и Фактам». «Первый произошел 7 августа примерно в том же месте».
В публикациях СМИ появляется и разная информация о строительных компаниях, которые могли быть заинтересованы в получении сгоревшей территории.
Lenta.ru напомнила, что еще в 2004 году московская фирма «Мегаполис» собиралась построить на Театральном спуске торговый центр и купила несколько участков. Но городская администрация разрешение на строительство не выдала. Сотрудники «Мегаполиса» рассказали Lenta.ru, что от этих участков фирма избавилась после 2014 года.
Валентина Лившиц заявила Lenta.ru, что к ней приходили представители фирмы «Меркурий-2000». Но в фирме утверждают, что никакого давления на граждан не было, а они лишь узнавали, на каких условиях граждане готовы продавать участки. Life сообщает, что сотрудники компании «Меркурий-2000» могли лишь собирать информацию в интересах крупнейшего застройщика Ростова — корпорации «Вертол-Девелопмент», которая строит на Театральном спуске жилой комплекс «Тихий Дон».
Местные жители утверждают, что уже не менее трех лет обращаются в различные инстанции по поводу угроз и по вопросу будущего района. Однако власти эту информацию не подтверждают. Старший помощник прокурора Ростовской области по правовому обеспечению и взаимодействию с общественностью Ирина Сливина рассказала Lenta.ru, что было только одно заявление в прокуратуру от группы жителей Театрального спуска 16 августа, но других заявлений в период с 2015 по 2017 год, по ее словам, не поступало.
Журналист ИА REGNUM Андрей Маленький приводит еще один аргумент в пользу того, что причиной пожара мог стать поджог. Он отмечает в своем материале, что владельцы квартир, комнат и нежилых помещений в домах становятся собственниками земельных участков, на которых дома расположены, только после постановки участка на кадастровый учет. По данным Росреестра, на 1 июля только половина от 60,1 млн земельных участков имеет координатное описание границ. «Всё это означает, что имущественные права людей не защищены должным образом, а земельные споры могут продолжать разрешаться противоправным способом», — считает автор.
Различные ведомства и официальные лица не отвергают версию поджога.
Губернатор Василий Голубев еще в день пожара отреагировал на заявления жильцов: «Надо самым серьезным образом отрабатывать эту версию. Люди указывают на то, что к ним были обращения, угрозы. Каждому из них пришлось объяснять, что правоохранительные структуры примут исчерпывающие меры по расследованию данной ситуации».
На следующий день Василий Голубев обратился к городским властям с предложением не застраивать территорию, где произошел пожар: «Вчера многие пострадавшие обращались ко мне, высказывали версию поджога в интересах застройщиков. Люди информировали, что к ним неоднократно обращались разного рода риелторы, предлагали продать жилье по низкой цене. С этой информацией нельзя не считаться».
Начальник ГУ МВД по Ростовской области Олег Агарков, по сообщению «Интерфакса», заявил: «В СМИ обсуждается множество версий произошедшего — поджог, неосторожное обращение с огнем, хулиганские действия. Я призываю не делать скоропоспешных выводов». Также он отметил, что те риелторы, которые якобы приходили к жителям, выявлены и допрошены, а из риелторских компаний изъяты документы.
26 августа пресс-служба Кремля сообщила: «Глава МЧС Владимир Пучков по телефону доложил президенту о ходе ликвидации пожаров и их последствий в Волгоградской области и Ростове-на-Дону. Министр не исключил вероятности поджогов». Президент Владимир Путин поручил службам выяснить причины пожара.
Начальник Южного регионального центра МЧС России Игорь Одер заявил, что «специалисты изучают причины пожара, рассматривают две версии: неосторожное обращение с огнем, а также поджог», — сообщает «АиФ».
Лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский считает, что для предотвращения деятельности «черных» риелторов «необходимо на законодательном уровне запретить застройку территории, где сгорели частные дома. Иначе такой способ „освобождения“ земли и дальше будет использоваться криминалом», — передает слова политика портал 161.ru.
«МК» передает слова депутата Госдумы от Ростовской области Николая Коломейцева. Представитель КПРФ уверен, что причина трагедии в аффилированности администрации со строительной мафией: «У нас в Ростове уже десять лет поджигают дома. Это случилось в свое время в Первомайском районе, во Втором поселке Орджоникидзе, на улице Соколова, в Кировском районе, в Ленинском районе. Я написал по этому поводу десять депутатских запросов. И сейчас дома на Театральном спуске загорелись одновременно в трех местах — от Ясной Поляны до Грибоедова. Женщина, которая попала в больницу, рассказывала же во всеуслышание, что к ней трижды приходили так называемые агенты. Предлагали за копейки купить ее участок, потом пригрозили: будете гореть. С моей точки зрения, это финишная точка беспредела ростовской строительной мафии. Когда должной ответственности никто не несет, так и происходит».
Версия поджога также обсуждалась на телевидении. 27 августа в программе «Итоги недели» ведущий Андрей Кондрашов рассказал о том, что «трущобы» (так называют это место жители Ростова-на-Дону — прим. ИА Красная Весна) площадью в 10 тысяч кв. м являются «лакомым куском для черных риелторов». Он отметил, что это место находится в центре донской столицы, где поблизости «расположены модные бары, магазины, рестораны», а «земля в этом районе драгоценная».
«Боятся тут не индивидуальных риелторов. Боятся крепких мужчин, которые действуют и говорят жестко якобы от имени крупных компаний», — заявил корреспондент программы «Итоги недели», добавив, что «для Ростова поджоги стали обыденностью».
Депутат Гордумы Ростова-на-Дону Анатолий Котляров пояснил корреспонденту телепрограммы: «К сожалению, есть в Ростове такой стиль, но не всегда здания выгорают. Иногда просто людей принуждают по тем или иным основаниям выселиться или продать свое (жилье — прим. ИА Красная Весна)».
Однако вчера, 30 августа, в соцсетях и некоторых СМИ стала обсуждаться еще одна версия произошедшего. Через несколько дней после поджога на Youtube появилось два видеообращения, где люди в масках от имени «Русского Освободительного Движения» берут ответственность за поджог в Ростове-на-Дону.
На одном из них человек в балаклаве на фоне красного флага с желтым «коловратом» (квазисвастическое изображение, популярное у националистов-«родноверов») искусственно искаженным голосом говорит об «успешной террористической акции» и утверждает, что поджог в центре Ростова — это «удар русского национального подполья». «Мы вернулись на родину с Донбасса, мы переходим в наступление», — говорится в ролике. Впервые ролик упоминается в соцсетях 25 августа. Позже он был заблокирован администрацией Youtube и перезалит на другом канале 28 августа.
В другом видеообращении, опубликованном 24 августа на только что созданном Youtube-канале, присутствует уже группа молодых людей в камуфляжной одежде с оружием в руках: «Мы русские националисты, в России мы состояли в разных патриотических движениях и организациях. Отвергнув потоки лжи, льющиеся с телеэкранов, мы отправились на Донбасс... Здесь мы воевали в разных подразделениях украинских войск… Теперь мы объединились и обращаем свой взор на Отчизну... Девятый вал русской смуты еще впереди. Слава Руси!» — заявляет их лидер.
Ряд сторонников «уменьшительного национализма», в частности член НДП Андрей Афанасьев (именно его именем назван канал, на котором появилось второе видео), заявили в соцсетях об «антиязыческой» провокации.
Обозреватель Life Владислав Мальцев называет и другие версии авторства видео. Он указывает на членов украинской группировки «Азов», которые «с конца 2016 года активно уверяют украинскую общественность в наличии у них связей с некоей подпольной сетью на юге России» и на лиц, «связанных с сугубо коммерческими интересами местных застройщиков» с целью «пустить следствие по ложному следу».
Последствия
В результате пожара, согласно информации ГУ МЧС Ростовской области, пострадали 118 жилых домовладений, в которых проживали 218 семей. Погиб один человек. По информации «Московского Комсомольца», это инвалид первой группы Владимир Лавренев, который проживал на переулке Чувашском. Он передвигался на одной ноге и не смог выбраться из дальней комнаты. Всего, по данным МЧС, в медицинские учреждения обратились 58 человек, 9 из которых были госпитализированы.
24 августа губернатор Ростовской области обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой выделить региону более 605 млн рублей на ликвидацию последствий пожара. На выплату разовой материальной помощи, согласно информации на сайте правительства области, к этому дню было направлено почти 14 млн рублей. Еще 50 млн рублей предстоит выделить из областного бюджета на аварийно-восстановительные работы. Однако средств региона не хватит, чтобы область сама ликвидировала все последствия.
По факту пожара сотрудники отдела полиции № 7 УМВД России по городу Ростову-на-Дону возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 167 УК РФ «Умышленные уничтожение или повреждение имущества, совершенного путем поджога».
Кроме того, Следственным комитетом РФ проводится доследственная проверка по факту гибели мужчины во время пожара и возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 293 УК РФ (халатность), подозреваемыми по которому проходят должностные лица органов исполнительной власти, коммунальных служб и органов, обязанных обеспечивать пожарную безопасность в Ростове-на-Дону.
Помощь погорельцам
22 августа стало известно, что каждый пострадавший от пожара получит по 30 тысяч рублей из областного бюджета и по 20 тысяч — из средств городской администрации. В первые дни за помощью обратились 692 ростовчанина. «Финансовая помощь пострадавшим не ограничится только этой единовременной материальной помощью. Сейчас в Минфине и Минстрое области определяют размер компенсаций за утраченное имущество и жилье», — заверил губернатор Василий Голубев.
По словам Дмитрия Медведева, им подписано решение о выделении денежных средств по линии федерального бюджета для оказания помощи всем пострадавшим. 29 августа в оперативном порядке были выделены бюджетные ассигнования из резервного фонда правительства России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 79,125 млн рублей, сообщает сайт правительства Ростовской области.
Не остались в стороне от горя, постигшего жителей сгоревших домов, и простые ростовчане. Через несколько часов после начала пожара в сети Интернет запустили хештег #помогиРостов, с помощью которого нуждающиеся в помощи находили тех, кто готов им помочь. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий призвал всех верующих организовать сбор средств в помощь пострадавшим при пожаре в Ростове-на-Дону. Сбор средств проводился в школах, детских садах и иных государственных учреждениях. В склад гуманитарной помощи превратился даже продуктовый магазин, расположенный в непосредственной близости от пепелища.
Помощь прибывает и из других регионов России. 28 августа в региональное отделение «Российского движения школьников» доставили 1,5 тонны гуманитарного груза из Татарстана. Ребята из республики Татарстан собрали учебные принадлежности, канцтовары, школьную форму и другие вещи, необходимые ростовским школьникам.
Кроме материальной помощи погорельцам предоставляется бесплатная юридическая помощь в специальном центре на Станиславского, 302, где также ведут прием депутаты Гордумы и областного Заксобрания. Решается вопрос об освобождении пострадавших во время пожара от уплаты транспортного и жилищного налогов.
29 августа президент Владимир Путин на совещании с Голубевым в Анапе потребовал, чтобы документы погорельцам оформлялись бесплатно и без волокиты: «Конечно, не должно быть тех сбоев, я аккуратно сказал бы, с которыми мы столкнулись совсем недавно, имея в виду требование оплаты каких-то справок и прочих документов, когда мы сами выдаем деньги из государственной казны для оказания помощи, с людей еще собирают деньги на оформление каких-то справок».
Также решается вопрос о восстановлении сгоревших домов и строительстве домов для погорельцев на прежнем месте. «С каждым поработаем индивидуально и спросим мнение: хотят люди восстанавливать свои дома либо согласятся переехать. У них будет право выбора. Если человек пожелает восстанавливать это жилье, он сможет это сделать. Если решит, что место непригодно для проживания, будем рассматривать возможность предоставления ему другого жилья. Решение будет приниматься жителями, и власти будут на это ориентироваться», — сказал Василий Голубев.
Аномально жаркое лето в Ростовской области завершилось аномально крупными пожарами. Ростовский пожар стал лакмусовой бумагой, которая одновременно оценила состоятельность городских служб, отзывчивость ростовчан и условия, в которых приходится жить части жителей донской столицы, владеющих такими заманчивыми и такими убогими квадратными метрами.
Кто виноват в пожаре, определять теперь будет следствие, где жить погорельцам — местная администрация и донское правительство, а вот кто определит, что дальше делать с такими же трущобами, стоящими на «золотой земле» — большой вопрос, оставшийся без ответа. Если им не задаться сейчас, то не пройдет и года, как заполыхает новое большое пламя.
Ответ на вопрос о том, что собой представляет ростовское пожарище — явление мафиозной «концентрированной» экономики или акцию по политической дестабилизации — еще предстоит найти. В любом случае, ЧП такого масштаба становится для российского населения признаком новой социальной реальности. А эта реальность неизбежно заставит сознание российского общества меняться под себя, если ей не оказывать сопротивление. И, говоря образно, постепенно превратит это сознание в «пепелище под новую застройку», выжигая в нем память о прежней жизни.