Каких творцов будет растить российское образование?


В последнее время с именем министра образования Ольги Васильевой связаны несколько громких заявлений. Одно из них озвучено и повторено на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2017) во Владивостоке с настойчивостью, заслуживающее пристального внимания:

«Нужно воспитывать человека-творца, а не потребителя».

Несомненно, это высказывание ставит жирный крест на высказывании шестилетней давности бывшего министра образования Фурсенко о том, что недостатком советской системы образования было то, что она стремилась сформировать человека-творца, в то время как задача государства заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя

Только хочется заметить разницу в контексте слов Васильевой и Фурсенко.

Слова Фурсенко в 2011 году были сказаны в утверждающей манере как констатация факта развала советской парадигмы образования и утверждения новой, либеральной, прозападной парадигмы образования в России. Парадигмы России, проигравшей холодную войну — сервисной, подчиненной западным «партнерам». Слова Фурсенко тогда были приняты в Министерстве и на местах, в школах, как руководство к действию. Школы и образовательные учреждения быстро стали наполняться разного сорта методиками и организационными документами по максимальной либерализации образовательной среды в школах. Один только образовательный стандарт и сопутствующие ему механизмы, выпущенные правительством и утвержденные всеми ветвями власти, тому прямое подтверждение.

Если рассматривать это высказывание Фурсенко с позиции социальной войны и карты военных действий, то его высказывание о человеке-творце носило скорее статус восклицания захватчика на побежденной территории или, вернее, победившего наемника во славу своего «заокеанского полководца». Такие речи произносят, когда уже полностью разгромлены последние очаги сопротивления (за исключением, может быть, партизанских отрядов), инфраструктура обесточена, связи нет, народ склонил голову на милость победителю и уже работает «в поле» на благо победителя. Дополняет эту картину наличие вброшенных в образование огромных ресурсов по освоению расчищенного социального поля в виде методичек, учебников, программ, содержащих прямые и косвенные параметры подготовки из наших детей сервисного персонала для заокеанских творцов. Для утверждения либеральной социальной модели для нашей страны либеральные институты в виде ВШЭ и других заблаговременно подготовили огромное количество кадров, которые должны продвигать и утверждать сервисную парадигму в нашей стране. За 20 лет после развала СССР на смену делателям физической «перестройки» пришли оформители из поколения, выращенного в перестроечном либеральном угаре. Множественные насажденные институты западного образца уже наплодили в нашем обществе гигантское количество сервисного персонала — юристы, экономисты, историки, филологи, психологи, отчужденные от служения своему, но только для обслуживания бизнес-элиты разных сортов.

Теперь подумаем, как звучат в данном контексте слова Ольги Васильевой?

По-видимому, они звучат как крик отчаянья на пепелище некогда цветущего города, если не сказать хуже. Крик отчаянья Шурика, из фильма «Кавказская Пленница», в психиатрической лечебнице в беседе с доктором. Либеральная общественность и СМИ до сих пор воспринимают эти высказывания Васильевой с нескрываемым отвращением и скептицизмом. Но что имеют Васильева и Министерство образования на данном этапе своего развития?

Катастрофа перестройки за 25 лет сотворила духовную и социальную пустыню в сознании народа. И проблемы в образовании — лишь частичное отражение результатов перестройки.

Некогда мощнейшая образовательная кадровая школа либо состарилась, либо недееспособна. Большая часть дееспособного учительского состава давно переквалифицировалась в повседневные специальности и отчуждена от образования.

Учат новых детей и заведуют образовательными учреждениями дети, получившие образование и социальные ориентиры в годы государственной и смысловой катастрофы 90-х годов. Новые управленцы и учителя не понимают высших целей и задач для воспитанников, кроме как быть здоровым и просто жить. Понятие творчества как высшего человеческого качества уже давно утратило свой сакральный смысл и не культивируется с самых ранних этапов жизни.

Методическая база для подготовки человека-творца разгромлена. Методики, по которым происходит образовательный процесс сейчас, выполнены и укоренены в самый разгул прозападных реформ и не подразумевают подготовку человека-творца.

Высший менеджмент в Министерстве образования и околообразовательные организации, институты почувствовали что-то неладное и пытаются понять, как быть. Ведь вся цепочка образовательного процесса настроена по определенному руслу, выстроенному на гранты западных партнеров. Новые требования к системе образования обязательно затронут как кадровые решения, так и финансовые потоки, от которых не сможет отказаться ни одна организация.

Буквально на самом ВЭФ от лица экономических министерств и ведомств звучат радостные возгласы, что наконец-то наша страна стала отходить от нефтяной зависимости и стала интересной другим странам как поставщик зерна и продовольствия. И мы должны все понимать, что если один министр ратует за воспитание человека-творца, то другим министрам гражданин-творец не нужен до сих пор, их и так отлично кормят граждане-земледельцы и граждане-нефтедобытчики.

В общем, подготовка человека-творца после настройки системы на подготовку человека-потребителя — очень болезненная процедура для укоренившейся в системе образования прозападной элиты. Элите прямым текстом предлагается становиться ближе к своему народу — что отвратительно для прозападной элиты. Предлагается развивать в народе творчество, а вместе с ним давать народу знания и опыт управления — одно из священных функций для любой элиты. Но самое болезненное и отвратительное для нашей прозападной элиты — это истощение несметных бюджетных финансовых потоков, за которые теперь придется работать и напрягаться.

Есть основательные подозрения, что красочные и благие намерения министра образования Ольги Василевой просвещения и окультуривания нашего народа вскоре наткнутся на жесточайшее сопротивление со стороны действующей алчной бизнес-элиты.

Как будут развиваться события в дальнейшем, будем следить, потому что интрига завораживающая.