Тот, у кого в душе «Гори, гори, моя звезда», может оказаться заведомо менее растерян, чем «носитель» гигабайтов роликов YouTube shorts

Какую «песню затянем»? Русский романс — попытка возвращения

Борис Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина (фрагмент). 1922
Борис Кустодиев. Портрет Федора Шаляпина (фрагмент). 1922

Исторические события приводят в движение внутренний мир человека. Заставляют его отвечать на происходящее. В конце концов, от того, каким будет этот ответ, зависит, пройдет ли эта общность то или иное испытание или нет. И то, каким будет ответ на исторические события, определяется накопленным душой из того, что передали родители, из культурной традиции и так далее.

Когда говорят о кризисе в российском обществе, не в последнюю очередь имеют в виду именно то, какой отклик вызвала спецоперация во внутреннем мире людей. У страны не оказалось цельной культуры, которая могла вызвать необходимую реакцию. Не оказалось внятных духовных оснований, идеологии.

Поселившуюся в России пустоту хорошо передает известная песня, исполненная всем артистическим бомондом. Душу, которую рвало на части в «Рюмке водки на столе», уже одолела усталость и она поёт «Встанем», хотя вставать с дивана у нее явно мало желания.

Тот, кто был убежден, что все, в том числе и культуру, должны делать профессионалы, могут увидеть хотя бы то, что нас эти профессионалы кинули.

И причем здесь русский романс, которому посвящена заметка?

Василий Тропинин. Гитарист. 1823
Василий Тропинин. Гитарист. 1823

Классики, которых проходили в школе, говорили о богатстве народной души. Так вот это богатство ведь и может дать ответ на кризисную общественно-политическую ситуацию.

Сила, как знает любой человек, обладающий минимальным чутьем, не в крике, не в оре. Сила в том, как кто-то садится за стол, кладет себе еду, завязывает шнурки и т. д. И тот, у кого в душе «Гори, гори, моя звезда», может оказаться заведомо менее растерян, чем «носитель» гигабайтов роликов YouTube shorts.

Русский романс родился в браке русской культуры и европейской (прежде всего, французской), совсем не задержавшись в «городской культуре» и выйдя из нее в село и деревню. А в 21 веке — в интернет и мегаполисы.

Поп-культура сдвигает поиски в андеграунд. Русский романс востребован у современных исполнителей. Недавний пример — проект «Роковой романс», представивший в сети свой первый альбом «Все, что было». Это резко осовремененный взгляд на романс, что-то похожее на классику в электронном исполнении. Певица свободно исполняет сложные партии, все сделано в качественном, объемном, современном звучании.

Почему-то музыканты решили исполнять именно романсы, что еще раз напоминает нам о традиции как роднике, из которого можно напиться: и там — кто выпьет полкружки, кто зачерпнет больше. Главное, что этот родник существует.

Кстати, в отношении романсового материала в равной степени значимы и ноты и традиция их исполнения, которая предполагает и серьезные вокальные данные и особое погружение в материал.

В Древней Греции запрещали так называемый лидийский лад, считая, что он размягчает душу и ведет к пороку. Романс, конечно, не размягчает. Он душу согревает.

Константин Коровин. Дама с гитарой. 1911
Константин Коровин. Дама с гитарой. 1911

Русский романс сочетает в себе неторопливый славянский лиризм, под стать просторам страны, трагическое чувство, свойственное нашему народу поэтическое мироощущение. Именно поэтому романсы стали частью высокой культуры: их исполнял Шаляпин, другие крупнейшие артисты, они вошли в классический академический репертуар.

Вряд ли все это было бы возможно, если бы не фольклорные корни романса.

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит…

Подобное пели задолго до Петра I.

Одна из потребностей человека — выражение душевных переживаний: светлых, трагических — и каждый народ, каждая культура находит для этого оптимальные средства.