Продовольственная безопасность государства отдана под регуляцию рынка, а рынок ищет сиюминутную выгоду, не думая о последствиях

Рынок рулит? В России уменьшили посевные площади под многими культурами

Михаил Шишов. Хлебное поле. 1899
Михаил Шишов. Хлебное поле. 1899

О продовольственной безопасности говорится много и часто. И это обоснованно: без нее ни одна страна долго существовать не может, продбезопасность — важнейшая составляющая общей национальной безопасности государства. При этом решающим фактором здесь является состояние сельского хозяйства.

Недавно Росстат, оценив объемы посева множества агрокультур в России (новые регионы не учитывались), отметил падение площадей под ними — порой весьма значительное: например, в случае с рожью (минус 32,5%!), гречихой (минус 32%!), просом (минус 15%), пшеницей (5,6%), рисом (минус 4%).

Уменьшение площадей произошло и под другими культурами, правда, не столь серьезное. Угодья под картофелем, кукурузой, овощами открытого грунта российские аграрии сократили в среднем на 2%.

Комментируя положение дел, некоторые эксперты отрасли заявили, что причина лежит на поверхности и заключается в следующем: сельхозпроизводители выращивают то, что в данный момент выращивать выгоднее. То есть если производство картофеля или гречки не приносит ощутимый доход, их производить и не станут.

В нынешнем сезоне наибольшую прибыль дает выращивание масличных культур: площади под соей, подсолнечником, рапсом увеличили (+11,7%). Сахарная свекла тоже приносит прибыль — и ее посеяли больше (+2,9).

Аграрии хотят повысить рентабельность своего производства, что совершенно естественно, и поэтому делают ставку на более выгодные культуры. «Если цена на подсолнечник или рапс выше, чем на гречку, — это естественная рыночная реакция», — говорит зампред комитета ГД по аграрным вопросам Юлия Оглоблина.

Она уверена, что уменьшение посевов каких-то культур (даже гречихи) — некритично: это всего лишь небольшая корректировка структуры посевов, а о системном спаде производства речи не идет.

Часть аналитиков (в их числе и Оглоблина) утверждают, что Россия в любом случае не будет нуждаться ни в каком виде продовольствия, так как в стране большинство культур производится с лихвой. Так, в стране собирают каждый год примерно 130–140 млн тонн зерна, а общий внутренний спрос не превышает 75 млн тонн. Кроме того, Россия накопила немалый госрезерв, успокаивает политик.

Правительство рапортует об «успехах». Михаил Мишустин заявил, что Россия вносит «существенный вклад в укрепление мировой продовольственной безопасности». Отметим, что при этом, по оценкам специалистов, обеспеченность самой страны, например, плодами (куда вошли даже яблоки) и ягодами в текущем году составит не более 45%.

Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько не видит в нынешней ситуации ничего страшного. Говоря о гречихе, он отметил, что ее в текущем году выращивается меньше потому, что в предыдущие годы данной крупы произвели слишком много, отчего она упала в цене. Это, в свою очередь, повлекло снижение производства. Когда запасы иссякнут, цены вырастут — и сельхозпроизводители снова станут выращивать больше данной культуры.

А в то же время и кормовых культур в России в нынешнем сезоне выращивается гораздо меньше. Общее снижение площадей составило свыше 6%. Рыночная экономика и здесь сыграла главную роль: спрос на корма мал, так как в 2025 году поголовье крупного рогатого скота (КРС) сократилось в России почти на 4% (в сравнении с 2024 годом). И здесь неутешительный вывод напрашивается сам собой: меньше скота означает меньше молока и говядины, что не добавляет продовольственной безопасности.

Те действия, что власти предпринимают в отношении ситуации с КРС, к сожалению, видятся как минимум недостаточными. Этим летом на федеральном уровне введены специальные меры поддержки, которые, как заявляется, направлены на внедрение инновационных методов в племенную работу.

В первую очередь эти меры касаются геномной селекции, которая должна позволить быстрее выявлять и закреплять у сельскохозяйственных животных нужные качества. Государство пообещало возмещать племенным хозяйствам часть затрат на проведение генетической экспертизы племенного молодняка крупного рогатого скота.

Говорится, что мера в рамках нацпроекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» направлена на повышение темпов прироста продуктивности животных и объемов производства продукции животноводческого сектора. Вице-премьер Дмитрий Патрушев в связи с этим заявил, что в текущем году на данные цели заложили почти 500 млн рублей из федерального бюджета. По расчетам, этого должно хватить на 400 заявителей. Много это или мало для нашей страны — вопрос риторический.

Стоит отметить, что если оценивать площади возделываемых в России земель в целом, то тенденция на их сокращение идет уже несколько лет кряду. По информации Росстата, в 2025 году общая посевная площадь снизилась на 1,11% по сравнению с 2024 годом, в 2024 году по сравнению с предыдущим — на 1,2%, в 2023 году (против 2022-го) — на 1%.

Это в любом случае тревожная ситуация. России в нынешних совсем непростых геополитических условиях необходимо наращивать самостоятельность и независимость в вопросах продовольственной безопасности, а не самоуспокаиваться мыслями о госрезерве и рыночной регуляции.

На ПМЭФ-2025 была проведена сессия под амбициозным и многообещающим названием «Продовольственная безопасность России: вызовы и стратегии». Обсуждался переход от импортозамещения к технологическому суверенитету и роль науки в трансформации отрасли. Спикеры отрапортовали о развитии цифрового контроля за отраслью, а также о том, что автоматизация и искусственный интеллект якобы позволяют повысить эффективность и компенсировать дефицит кадров.

Насколько эти меры окажутся нужными и эффективными, покажет уже ближайшее будущее. Хотя некоторые оптимистичные эксперты утверждают, что Россия ни при каких условиях не будет нуждаться в продовольствии, тем не менее вспоминается, например, недавняя и очень неприятная ситуация с картофелем, когда дефицит этого продукта привел к тому, что цены на него взлетели, а властям пришлось закупать недостающие объемы важнейшего продукта в самых разных странах: от Белоруссии до Египта.

Повторения подобного совсем не хочется. Тем более что описанная ситуация — лишь весьма незначительная часть больших проблем, которые могут обрушиться на страну, если со стороны государства не будет уделяться действительно должного внимания продовольственной безопасности.

Комментарии
Загружаются...