Epic бьется не за процент от дохода, и не за доступность своей системы оплат, и уж конечно, не за более низкие цены для пользователей.

Epic вынесла Apple приговор: война — это мир, свобода — это Fortnite

Приписывается Гансу Креллу. Битва под Оршей. 1524-1530
Приписывается Гансу Креллу. Битва под Оршей. 1524-1530

Годовой оборот игровой индустрии в 2020 году составил $174,9 миллиарда. Это больше чем кино и музыкальная индустрия вместе взятые. Единственный конкурент игр в финансовом плане — порнография. Но так как это полукриминальная сфера и её обороты прямо нигде не регистрируются, а приблизительные оценки экспертов редко превышают $100 миллиардов, вполне вероятно, что она уже позади.

Финансовая емкость игровой индустрии, по самым скромным оценкам, удвоилась за пять лет. Естественно, на фоне такого роста сфера интерактивных развлечений привлекла внимание самого широкого круга инвесторов. А самые энергичные и смелые компании в сегменте, на фоне такого тренда, не против устроить передел несколько забронзовевшего в последние годы рынка.

Самый интересный его кусок — это цифровые экосистемы, являющиеся одновременно системами цифровой дистрибуции контента, т.е. местом, где любое поддающееся оцифровке произведение, будь то книга, песня, фильм, игра или программный продукт, могут быть куплены или получены в аренду. Они становятся местом, где постоянное создание и приобретение новых продуктов является естественным и почти не зависящим от владельцев таких систем процессом, и приносят им доходы уже самим фактом своего существования.

История вопроса

Самые крупные и известные экосистемы с точки зрения игр — это PlayStation Network, принадлежащия Sony, Xbox game pass от Microsoft, консоль Nintendo Switch, Apple AppStore, Google Play, принадлежащий Alphabet Inc. и практически монополист в играх на персональных компьютерах сервис Steam, принадлежащий компании Valve Inc.

Их и решило немного подвинуть руководство амбициозной Epic Games, создателя и владельца трехмерного игрового движка Unreal Engine, используемого в ряде популярных игр, а также разработчика и издателя бесплатного и чрезвычайно успешного многопользовательского проекта в самом популярном на сегодня жанре «королевской битвы» (также созданного на этом движке) — Fortnite. Ведь помимо вышеперечисленного, Epic Games сделала и продвигает свой сервис цифровой дистрибуции — Epic Games Store.

Сервис заработал 6 декабря 2018 года, спустя почти 15 лет после начала работы Steam и после того, как почти все крупные издатели уже попытались сделать свои подобные сервисы и не добились в этом больших успехов. Однако, в отличие от других издательств, Epic стала действовать предельно агрессивно и решительно.

Изображение: (cc) Sergey Galyonkin
Стенд Fortnite на выставке Electronic Entertainment Expo 2018
Стенд Fortnite на выставке Electronic Entertainment Expo 2018

Сразу было объявлено, что комиссия для разработчиков и издателей, размещающих свои игры в Epic Games Store (далее — EGS), составит всего 12%, в то время как стандарт для индустрии, задаваемый магазином Steam, был 30%. Более того, компания гарантировала тем разработчикам, которые выпускали игры на Unreal Engine, принадлежащем Epic, отмену сбора с продаж за пользование этим движком.

Сам Unreal Engine был доступен любому желающему бесплатно. Однако если вы продаете нечто, что создано с его помощью, то обязаны платить 5%-ные отчисления с доходов от этих продаж в пользу Epic. Вот эти 5% и прощались.

Нужно больше эксклюзивов!

Затем компания стала активно скупать права на хотя бы временную эксклюзивность ряда ожидаемых игр в своем сервисе. Первой такой игрой стала Metro Exodus (игра, созданная по мотивам известного романа Дмитрия Глуховского «Метро 2033»), и хотя объявление ее эксклюзивом для EGS в последний момент стало скандалом, так как многие уже предоплатили ее на других платформах и не хотели получать ее теперь только в EGS пусть и дешевле, — за ней последовали и другие игры. Постепенно количество людей, установивших себе службу цифровой дистрибуции от Epic, стало расти.

Наконец, для ускорения этого процесса Epic стала на регулярной основе бесплатно раздавать игры, выкупая их у издателей. Иногда довольно крупные и известные проекты. Но стратегический ход, на который решились в Epic ради качественного прорыва с целью захвата рынка, назывался «Проект «Свобода», и мало кто ожидал от сложившейся ситуации такого поворота событий.

1984 и «Проект «Свобода»

Изображение: Цитата из ролика Apple
Большой брат по версии Apple
Большой брат по версии Apple

«Проект «Свобода» не был публичным. О нем узнали совсем недавно, во время слушания по иску Epic к Apple о нарушении свободной конкуренции и антимонопольного законодательства. В сущности, иск является реализацией одной из частей «Проекта «Свобода». Здесь надо коротко напомнить, в чем история и суть происходящего.

Еще зимой 2019 года в Epic Games решили начать атаку на сервисы цифровой дистрибуции, собирающие тридцатипроцентную комиссию с платежей, проводимых внутри приложений — Apple Store и Google Play. Компания ввела «пожизненную» скидку размером в 20% при покупке внутриигровой валюты Fortnite V-Bucks напрямую у Epic через ее собственную платежную систему.

Введенная скидка при этом не коснулась версий игры для iOS и Google Play. Дело в том, что Apple не позволяет устанавливать приложения на iOS, минуя App Store, если только ваш iPhone не взломан. Правила же App Store не позволяют осуществлять прямые платежи из приложений, кроме как через систему Apple Pay.

С Google Play ситуация была несколько иной, т. к. Epic, которую не устраивала тридцатипроцентная комиссия Google Play, не спешила добавлять туда Fortnite. Ведь формально Android — открытая операционная система и позволяет устанавливать любые приложения или магазины приложений, чем Epic и пользовалась, предлагая скачать клиент игры через собственный загрузчик, доступный на сайте Epic.

Это, однако, было связано с регулярно возникающими техническими сложностями, проблемами безопасности, а также появлением препон формального и технического характера, вследствие очевидного недовольства Google действиями Epic. В результате 22 апреля 2020 года, после очевидного взрывного роста количества пользователей смартфонов и потребления мобильного контента, по причине вводимой повсеместно самоизоляции, Epic добавила Fortnite в Google Play на условиях Alphabet.

Это было логичным шагом, так как в противном случае игра просто бы потеряла существенную часть казуальной аудитории, составлявшей большинство новых игроков пришедших на волне пандемии. Но согласившись с условиями монополистов в сфере мобильных экосистем, Epic не смирилась с ними.

13 августа компания выпустила обновление и в официальном заявлении сообщила, что теперь делает доступными платежи через свою платежную систему и для пользователей App Store и Google Play, «чтобы позволить всем нашим игрокам легко и безопасно совершать финансовые операции». Apple и Google ответили незамедлительно — Fortnite была удалена из цифровых систем дистрибуции обеих компаний в тот же день.

В Epic были готовы к такому развитию событий. Сразу после удаления игры, на канале Fortnite в YouТube был опубликован ролик под названием Nineteen Eighty-Fortnite c тегом #FreeFortnite.

В нем обыгрывался вошедший в историю рекламный ролик Apple 1984 года, сделанный к выходу первого Macintosh и в свою очередь адресующий к роману «1984» Джорджа Оруэлла и борьбе со «Старшим братом», ограничивающим свободу. Одновременно с этим был подан иск о нарушении свободной конкуренции и антимонопольного законодательства в адрес и Apple и Alphabet.

Империя наносит ответный удар

И игровая и экспертная общественность, и, конечно, СМИ всколыхнулись от произошедшего. Много кто был недоволен политикой Apple и других держателей цифровых платформ, много кто негативно высказывался и даже осуждал тридцатипроцентную ставку отчислений с продаж на этих платформах, но никто не мог даже представить себе, что можно вступить с ними в открытое противостояние.

Оценка произошедшего у большинства экспертов сводилась к желанию Epic сделать дополнительный пиар Fortnite, создав вокруг игры побольше шума. Из того как интенсивно стали развиваться события, мало у кого возникли сомнения, что действия компании не были спланированы, но в чем заключался план и какова их цель, помимо сомнительного пиара, никто сформулировать не мог.

Более того, в Apple не собирались молча переносить выходки обнаглевшего разработчика. Корпорация подала встречный иск о недобропорядочном поведении и полностью удалила из App Store аккаунты Epic, включая инженерный, связанный с размещением Unreal Engine, поставив под угрозу удаления все сделанные на нем игры.

Epic, в результате работы адвокатов, удалось убедить судью отклонить исковое и добиться приказа, восстанавливающего ее аккаунт и не позволяющего удалить другие игры на Unreal Engine, однако получить соответствующее решение по Fortnite, до вынесения решения по иску, Epic добиться не смогла.

И хотя у пользователей Apple осталась возможность играть в установленную версию Fortnite и даже восстановить ее, если она была хоть раз установлена ранее, никакие новые обновления Fortnite, ни на Mac, ни на App Store, выйти уже не могли. В результате игроки на этих платформах оказались изолированны от остальных игроков, т. к. кроссплатформенная игра может осуществляться только в рамках одной версии.

За вашу и нашу свободу

Изображение: Цитата из ролика Epic
Большой брат по версии Epic
Большой брат по версии Epic

Всё это стало дополнительным аргументом Epic в публичном противостоянии против Apple, и обвинении ее в лишении пользователей «права на свободу выбора и свободный доступ к информации в рамках условий открытой конкуренции». Apple со своей стороны предложила Epic вернуть Fortnite в App Store в любой момент, но только при согласии на соблюдение текущих правил магазина, включающих эксклюзивность Apple Pay.

Тим Суини, исполнительный директор Epic, ответил публичным отказом делать что-либо подобное из принципиальных соображений и еще раз напомнил, что владельцы устройств имеют право самостоятельно выбирать, что и откуда устанавливать на свои устройства, и Apple в этой ситуации «лишает их неотчуждаемой свободы».

В этом, по-видимому, вся суть «Проекта «Свобода». Epic бьется не за процент от дохода, и не за доступность своей системы оплат, и уж конечно, не за более низкие цены для пользователей.

Epic нужен легальный, подкрепленный правовыми инструментами выход на все возможные, прежде всего мобильные, платформы. Для того чтобы ее кроссплатформенный бесплатный движок (который, как мы помним, автоматически приносит 5% с продаж любого продукта на его основе) мог послужить там основой для создания Метавселенной (Metaverse).

Такая цифровая экосистема второго порядка — гибрид виртуальной и дополненной реальности, в которой будет действовать своя экономика, вестись своя социальная, творческая и культурная жизнь, пусть и со всеми ее ограничениями, — будет полностью находиться в руках Epic. В ней никто не сможет регулировать игровую жизнь кроме Epic, ни юридически, ни как-то ещё.

Что дальше?

Подготовка к рассмотрению этого дела длилась почти год, и в начале мая начались слушания, которые шокировали и журналистов, и других участников индустрии. Но эта история заслуживает отдельного повествования.

Безотносительно того, как шел судебный процесс и прения сторон, и вне зависимости от того, каким будет решение судьи, — а оно будет непростым, и вынесено по всей видимости будет не скоро — становится очевидно, что интерактивное цифровое виртуальное пространство не является больше только зоной эскапизма или маргинальности.

Интерактивное виртуальное пространство, хотим мы этого или нет, становится центральным элементом современной цивилизации, определяющим и информационную повестку, и финансовые потоки. Это значит, что бои за это пространство будут становиться все более беспощадными и накаленными, а амбиции их участников будут выходить далеко за рамки экономических интересов.

Человеку-потребителю в этом пространстве вряд ли светит что-то хорошее, вне зависимости от того, кто победит в этих боях. По крайней мере, если он не увидит эти бои, их смысл и свое в них место.