Ограничение интернета, пожары в Арктике и атомный «Прорыв». Неделя в Сибири

Ограничение интернета
На прошлой неделе власти Иркутской области объявили об ограничении скорости мобильного интернета в ряде районов в связи с усилением антитеррористической защиты. Ограничения затронут порядка десяти районов, скорость мобильного интернета там снизится до 256 килобит в секунду.
«Ограничение высокоскоростного мобильного Интернета — необходимая мера в рамках антитеррористического законодательства», — пояснил первый заместитель губернатора Иркутской области Роман Колесов.
По словам чиновника, данная мера применяется для обеспечения безопасности жителей и важной инфраструктуры.
На неделю раньше аналогичные ограничения на мобильный интернет ввели в Кемеровской области. Но и там, где официальных объявлений о замедлении мобильного интернета не было, ситуация мало чем отличается. На перебои мобильной связи и интернета жаловались жители Красноярского и Алтайского краев, Новосибирской, Томской, Омской областей.
Подобные ограничения, конечно, доставляют неудобство гражданам. Но в условиях ведущейся войны они вполне закономерны. Это новая реальность, под которую людям так или иначе придется перестраивать свою жизнь.
В этом смысле нужно напомнить, что 1 июня в Иркутской области, которая находится очень далеко от фронта, Украина совершила диверсию с использованием дронов. Беспилотники доставили в регион в грузовике, а затем дистанционно, через мобильный интернет, запустили и атаковали ими объекты стратегической авиации.
Читайте также: Первая атака дронов, убийство подростков и новые предприятия. Неделя в Сибири
Лесные пожары в Арктике
Лесные пожары — привычная проблема сибирских регионов. В этом сезоне очень тяжелая ситуация с пожарами была в Забайкальском крае, с ними боролись практически три месяца, с середины апреля по середину июля. На прошлой неделе обсуждалась проблема с пожарами в Туве. Россельхоз даже рекомендовал региону ввести режим ЧС федерального значения.
Но проблема лесных пожаров оказывается актуальна и для таких территорий, как арктическая зона Сибири. Ученые ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» опубликовали статью под названием «Мощность теплоизлучения от пожаров арктической зоны Сибири в зависимости от метеоусловий», в которой представили результаты анализа спутниковых данных за последние 23 года.
Исследование показало, что в Арктике рост среднегодовых температур идет вдвое быстрее, чем в остальной части планеты. А это непосредственно влияет на возникновение пожаров, которые в свою очередь усиливают деградацию вечной мерзлоты и выбросы парниковых газов. В результате изучения данной проблемы ученые сделали вывод, что частота лесных пожаров в арктической зоне будет только нарастать.
«С учётом текущих климатических трендов можно ожидать, что роль высокоинтенсивных пожаров в Сибири будет усиливаться, а следовательно, повышаться тяжесть послепожарных эффектов», — заявил к. т. н., старший научный сотрудник Института леса им. В. Н. Сукачева ФИЦ КНЦ СО РАН Евгений Пономарёв.
Эх, дороги…
На прошлой неделе Росстат, Росавтодор и «РИА Рейтинг» опубликовали рейтинг качества автомобильных дорог, который показывает, что ситуация в этом вопросе в Сибири далека от идеальной.
Согласно рейтингу, наилучшее качество дорог в Сибири — в Кемеровской области. При этом данный регион занимает 15-ю строчку в рейтинге, доля дорог, отвечающих нормативным требованиям, в нем составляет 70,3%.
В первой половине рейтинга представлены еще лишь три сибирских региона: Красноярский край (23 место), Хакасия (24 место) и Новосибирская область (39 место). Остальные регионы Сибири расположились в худшей половине рейтинга.
Самое плохое качество дорог среди сибирских регионов — в Алтайском крае. Он занимает 79 место в рейтинге, нормативное состояние обеспечено на 37,9% дорог.
Возникает очень простой вопрос: а в чем дело? Если существуют нормативные требования к состоянию дорог, то почему они не выполняются? Да так, что некачественными оказываются чуть ли не две трети дорог в регионе. Причина в завышенных нормативах? Но ведь во многих регионах как-то умудряются им соответствовать. В той же Кемеровской области смогли обеспечить нормативное состояние 70% дорог. Значит, проблема в чем-то другом?
Атомный «Прорыв» и другие события в экономике
На прошлой неделе Росатом доставил очередные компоненты для строящегося в Северске Томской области новаторского реактора БРЕСТ-ОД-300 (Быстрый Реактор ЕСТественной безопасности или Быстрый Реактор Естественной безопасности со Свинцовым Теплоносителем). Доставленные компоненты для турбоагрегата реактора имеют внушительный вес — под 300 тонн, их доставляли по Северному морскому пути, рекам Обь и Томь.
Строительство БРЕСТ-300 на быстрых нейтронах реализуется с лета 2021 года в рамках проекта «Прорыв», консолидирующего проекты по разработке реакторов большой мощности на быстрых нейтронах, а также новых видов топлива и материалов. Всё это делается в рамках технологий замкнутого ядерного топливного цикла.
Реактор БРЕСТ является еще одной моделью реакторов на быстрых нейтронах, его устройсво отличается от уже работающих в стране реакторов БН. Ученые считают, что БРЕСТ должен быть более безопасным и исключит любые аварии, требующие эвакуации населения.
Развитие технологий замкнутого ядерного топливного цикла — крайне важное направление в науке и технике нашей страны. Пока Россия находится на передовых позициях в этой сфере. Разработками ЗЯТЦ активно занимаются и в Китае, поскольку потребность в энергии у страны очень высокая. Есть успехи в этой области и у Японии, и в Европе.
На прошлой неделе крупнейший производитель цемента «Цемрос» объявил, что с 1 октября введет четырехдневную неделю на своих предприятиях из-за снижения спроса на свою продукцию. Эта ситуация затронула и Сибирь, поскольку в состав холдинга входит Ачинский цементный завод в Красноярском крае.
По словам генерального директора завода Олега Турищева, на сокращенную рабочую неделю отправят управленческий и инженерно-технический персонал. Четырехдневку планируется сохранять до конца 2025 года.
В Алтайском крае правительство региона решило продать 100% акций АО «Промышленный» — старейшего животноводческого предприятия региона. Оно было создано почти 100 лет назад и занимается выращиванием крупного рогатого скота.
Многие годы предприятие занимало лидирующие позиции в развитии животноводства на Алтае. Но в последнее время его состояние ухудшилось. Поэтому власти региона решили обеспечить предприятию новые возможности с помощью частных инвесторов.
По словам губернатора Алтайского края Виктора Томенко, частный инвестор создаст из предприятия современный сельскохозяйственный комплекс. К такому заявлению, как и к решению регионального правительства, есть один вопрос. Если частный инвестор может вложить свои средства, преобразить предприятие и вместе с этим еще и получить для себя прибыль, то почему то же самое не может сделать государство? Это какая-то загадка капиталистической экономики, которую понять сложно.