1. Политическая война
  2. Конфликт США и России
Перевод ИА Красная Весна /
Россия не может позволить себе поражение, как и не может быть уверена в победе

РФ и США встретятся по Украине — каков расклад сил? Мнение

Константин Крыжицкий. Украинская ночь. 1895
Константин Крыжицкий. Украинская ночь. 1895

Белый дом подтвердил, что переговоры России и США по вопросам безопасности пройдут 10 января. Встреча, ключевой темой которой называют ситуацию на Украине, должна пройти без украинских политиков. Безусловно, эти переговоры являются одним из самых ожидаемых событий в будущем году.

Диалог двух стран станет закономерным итогом беседы президента США Джозефа Байдена с российским президентом Владимиром Путиным, прошедшей 7 декабря. Именно ситуация на Украине стала главной темой в общении между двумя лидерами. 17 декабря МИД РФ опубликовал проекты договоров по обеспечению правовых гарантий безопасности со стороны США и НАТО. Однако в США и ЕС сказали, что согласны отнюдь не со всеми предложенными пунктами. Так, глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель в интервью Welt заявил, что требования России о прекращении расширения ЕС и НАТО на восток являются «неприемлемыми».

Свое видение разворачивающегося процесса вокруг Украины представил Джордж Фридман — эксперт в области геополитики, создатель частной разведывательно-аналитической организации «Stratfor». Приводим перевод статьи «Россия, США и Украина: состояние дел», опубликованной 28 декабря на портале проекта Geopolitical Futures.

Россия, США и Украина: состояние дел

Во время переговоров между странами наступает «затишье» перед началом взаимных угроз. Точно так же обстоит дело сейчас между США и Россией, планирующими вскоре провести переговоры по ситуации на Украине и ряду других вопросов. Москва опубликовала свой список требований — скорее, список пожеланий — чтобы попытаться определить повестку дня. Но в конце концов повестка дня определяется реальностью. Краткий обзор действий России в текущем году — хорошее начало для понимания этой реальности.

Россия пытается вернуть себе «буферы» (приграничные территории, зоны влияния — прим. ИА Красная Весна), утраченные после распада Советского Союза. Эти «буферы», наиболее важные из которых находятся в Восточной Европе, защищают Россию от потенциального нападения. В прошлом атаки зачастую возникали неожиданно, поэтому Россия хочет их предотвратить заранее, не дожидаясь возникновения угрозы. Необязательно, чтобы «буферы» были частью Российской Федерации; ей просто необходимо понимать, что они не враждебны (или не заняты враждебными силами).

Таким образом, деятельность России в прошлом году была предсказуемой. Когда на Южном Кавказе разразилась война между Азербайджаном и Арменией, Россия направила миротворческие силы и, обладая огромным влиянием в регионе, построила систему отношений, в которой заняла лидирующую позицию. В Центральной Азии Москва построила сеть аэродромов, и этот процесс только ускорился после ухода США из Афганистана. В Белоруссии Россия полностью доминирует в правительстве Александра Лукашенко.

Это были важные шаги для восстановления влияния России на территории своих «буферов», но ни одна из этих стран так не важна, как Украина. Ее огромные размеры позволяют вражеским силам маневрировать, а эта маневренность вынуждает обороняющихся рассеивать силы. В сфере военных действий Украина дает России время. Уходящий год — а на самом деле и годы ранее — были сфокусированы именно на ситуации на Украине.

В Москве с самого начала понимали, что нужно прийти к соглашению с Вашингтоном. Также [в России] понимали, что Соединенные Штаты, как и все страны, подходят к столу переговоров только тогда, когда это необходимо. Вашингтон доволен структурой, образовавшейся на месте бывшего Советского Союза. А Россия — нет. Таким образом, России пришлось поставить под угрозу интересы Америки в регионе, особенно на Украине.

Следующим логическим шагом было очевидное сосредоточение российских войск у украинской границы. Развернув массированные бронетанковые силы, [Россия] казалось, была в состоянии быстро захватить Украину. Проблема, конечно, заключалась в том, что такую большую страну, как Украина, хоть и можно захватить, но нельзя это сделать быстро.

С военной точки зрения, у Соединенных Штатов не очень хорошее положение [в регионе]. У них нет значительного контингента на Украине, а любое вливание сил может привести к длительной и потенциально неудачной войне. НАТО не терпит такой конфронтации на пороге. Помимо ограниченных вооруженных сил, модель НАТО трансформировалась в модель ЕС, а модель ЕС трансформировалась в модель, девизом которой является мир и процветание.

НАТО может быстро развернуть силы с небольшими потерями, но тот тип сражения, который предлагает Россия, не представляет интереса для ЕС, за исключением нескольких стран — в первую очередь Польши. Россия рассчитывала, что США не будут действовать, а если они начнут действовать, то их действия расколют европейцев. НАТО будет проводить учения и планировать свои действия в Брюсселе, но крайняя осторожность европейских стран ограничит коллективные действия.

С американской точки зрения, во вмешательстве в дела Украины нет краткосрочного интереса, не говоря уже о том, чтобы вести еще одну потенциально проигрышную войну на большом расстоянии с сомнительными союзниками. Но есть долгосрочная опасность. Американская стратегия в период холодной войны заключалась в том, чтобы помешать России установить гегемонию над Европой. Такая гегемония свяжет российские ресурсы и рабочую силу с европейскими технологиями и производством, создав огромную сверхдержаву, которая сможет бросить вызов США в Атлантике.

Это была долгосрочная угроза, а с долгосрочными угрозами нужно было бороться быстро и дешево. Советская угроза присутствовала всегда, но она была заблокирована относительно невысокой ценой и поэтому была политически приемлемой на Западе, особенно когда западные страны прикрывались антисоветской идеологией и принципами либеральной демократии.

Нынешняя ситуация на Украине воссоздает эту долгосрочную угрозу. Русские считают Соединенные Штаты непредсказуемо безжалостными — они никогда не знают, когда США предпримут какие-то действия, и опыт холодной войны показал, что США готовы развернуть огромные силы.

России было необходимо заставить США ограничить свое присутствие на Украине без риска получить серьезный ответ. Ей пришлось продемонстрировать свое влияние с помощью силы, не вполне заслуживающей доверия, чтобы добиться переговоров, но не широкомасштабных ответных действий. И Вашингтон не мог вести переговоры, не продемонстрировав убедительного ответа на российскую угрозу. Это было сложно для обеих сторон.

В конце концов, обе стороны осознали слабость российской стратегии по отношению к США. Боевые бронемашины, подобные тем, которые Россия отправила к границе с Украиной, потребляют огромное количество топлива. Бронетанковая дивизия в вооруженных силах США использует около 600 000 галлонов топлива в день, когда находится в движении, а Россия развертывает несколько дивизий, за которыми должна будет следовать бесконечная вереница заправочных машин, поступающих из обширных топливных хранилищ. В лучшем случае это сложно. В худшем — это главный способ вести войну на истощение, поскольку США, уставшие от российских возможностей в сфере противовоздушной обороны, будут запускать крылатые ракеты издалека (Россия, конечно, может их сбить, но потери будут огромными).

Решение России вести бронетанковую войну с участием нескольких дивизий будет зависеть от того, насколько она уверена в том, что США будут участвовать [в такой войне], насколько уверена Москва в том, что США выберут выигрышную стратегию, насколько она уверена в своих собственных оборонительных системах и насколько она уверена в том, что сможет политически выдержать даже временное поражение. Русские не участвовали в наступлении с участием нескольких дивизий с 1945 года. Они не могут жить с потерей «буферов». Они не могут жить с поражением.

На войне поджидает множество уязвимостей, многие из которых обнаруживаются в неудобное время. Цена, которую Россия заплатит в случае неудавшегося вторжения, значительна с точки зрения внутренней политики и международного авторитета. Цена поражения США будет меньше. Их авторитет будет подорван, но геополитический императив не будет потерян.

Русские знают это гораздо лучше меня. Так что предстоящие переговоры кое-где сорвутся. Российские войска будут в полной боевой готовности, но Россия не может позволить себе поражение, как и не может быть уверена в победе. В конце концов русские получат ситуацию, когда они сели [за стол переговоров] напротив американцев на равных, и весь остальной мир это увидит. За уступку позиции для Америки будут последствия, и европейцы в сотый раз провозгласят конец американского могущества. И история будет продолжаться.