Скандал с госзаказом на ремейки советских киношедевров. Что это было?
Странное письмо Министерства просвещения Министерству культуры, переданное «в рабочем порядке», со списком 30 шедевров отечественного кинематографа, с которыми необходимо познакомить юное поколение, сильно взбудоражило и общественность, и профессиональную киносреду.
5 июля Союз кинематографистов поведал, что в письме от департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры РФ, в котором содержатся предложения Министерства просвещения РФ от 28.06.2024 № АЗ-1397/06, приведен список фильмов, на которые следует сделать ремейки.
Согласно Большому толковому словарю русского языка, «ремейк» — это «фильм, являющийся новой версией ранее снятого фильма» (от англ. remake — переделка).
В тот же день пресс-служба Минпросвещения заявила: «Информация о ремейках отечественных фильмов не является достоверной. В рабочем порядке Минкультуры был передан список шедевров отечественного кинематографа, знакомство с которыми представляется важным для воспитания юного поколения. Предложение также содержит идею возможной новой экранизации произведений классиков с использованием современных средств отечественного кинематографа».
Отметим, что ни одна из сторон не выложила текст самого письма Минпросвещения. Хотя, казалось бы, покажи оригинальный текст — и все своими глазами увидят твою правоту и заклеймят клеветников. Но нет, Минпросвещения ограничилось комментарием для СМИ, полностью проигнорировав на своем официальном сайте тему, так всколыхнувшую общество.
Это уже наводит на нехорошие мысли. Но не будем торопиться. В конце концов, если сильно захотеть и очень постараться, можно интерпретировать недоразумение в пользу чиновников-просветителей. Хотя их двусмысленное опровержение этому отнюдь не способствует.
Тем не менее предположим, что Минпросвещения вовсе не подразумевало, что современных российских детей невозможно познакомить с шедеврами советского кинематографа в их оригинальном виде, а нужно сделать это «с использованием современных средств отечественного кинематографа». И что слова о «новой экранизации произведений классиков с использованием современных средств отечественного кинематографа» относятся только к литературным произведениям. А то, что половина перечисленных ими авторов большинству граждан вообще неизвестна, не мешает считать их «классиками». Ведь для того и министерство, чтобы просвещать нас, малограмотных.
Однако тема государственного заказа на ремейки советских фильмов была вброшена в информационное пространство — и оно взорвалось. Причем довольно неожиданно.
Даже те ресурсы, где новости о запретах и ограничениях в культуре всегда сопровождаются ворчанием в комментариях о неоправданной и невыносимой цензуре государственных органов, захлестнула волна возмущения идеей подобных ремейков. Судя по всему, тут чиновники реально перегнули палку и пересекли некую невидимую, но всеми ощущаемую черту.
Журналисты бросились опрашивать известных людей, чтобы, как полагается, представить читателям обе точки зрения на вопрос. И с трудом смогли найти одного человека, который высказался об идее создания ремейков советских киношедевров положительно. Этим человеком оказался режиссер Сарик Андреасян, который хоть и привык за последние годы к критике, но, судя по всему, не обрадовался перспективе быть адвокатом данной идеи.
«Моему сыну 11 лет, он понятия не имеет, кто такой Эйзенштейн, и не смотрел его фильмы. И когда кто-то переснимет фильм [Эйзенштейна „Александр Невский“], он посмотрит, а Эйзенштейна смотреть не будет. Надо принять эти вещи, мир изменился. Ну как можно смотреть фильм, которому 100 лет, когда вы уже смотрели, я не знаю, „Властелина колец“? Ну как? Ну неужели мы слепые?» — поделился своими мыслями режиссер.
Поскольку в данном случае журналистка застала Андреасяна врасплох и он, по его собственным словам, разнервничался, мы не будем придираться к сказанному. Отметим лишь, что категорически несогласны с режиссером — как и большинство граждан нашей страны, которые в пух и прах разгромили предложение наделать ремейков лучших отечественных кинофильмов.
Критика этой идеи разнообразна, глубока, мудра, остроумна и — главное — справедлива. Но есть одно но. Безудержное создание ремейков советских фильмов и мультфильмов уже началось. Его не скрывали, нет, но старались особо не выпячивать.
Зачем они это делают? И чем это грозит?
(Продолжение следует…)