Основы выборной системы Германии

Изображение: Кайсин Сергей © ИА Красная Весна
Германия
Германия

2 мая исполняется ровно 50 дней с того момента, как в Германии было окончательно сформировано новое правительство и выбран канцлер, которым в четвертый раз стала Ангела Меркель.

Выборы в бундестаг состоялись ещё в сентябре 2017 года, однако немецкими партиям потребовалось более четырех месяцев, чтобы договориться о том, какие политические силы в итоге сформируют новое правительство. Тот факт, что в Германии на протяжении такого длительного срока не могли выбрать канцлера и утвердить кабинет министров, является свидетельством политического кризиса в стране.

Чтобы разобраться, какие причины у этого политического кризиса, нужно понимать, как работает выборная система ФРГ. Она имеет множество нюансов, в частности, из-за сильного влияния регионов на федеральную политику. Поэтому в данной статье хотелось бы сделать обзор основных принципов работы этой системы, а также выборов в немецкий бундестаг.

История современной Германии начинается с 1949 года — момента создания Федеративной Республики Германии (ФРГ). Номинальным главой государства является президент, который исполняет представительские функции, например, представляет страну на международной арене. Также в исключительных случаях (например, во время политических кризисов) президент Германии обладает более серьезными полномочиями. Однако политический курс страны определяет канцлер ФРГ, который назначает министров и формирует из них правительство. Канцлер также является главой правительства.

В Германии установлена представительная форма демократии. Это означает, что население напрямую не выбирает главу государства и правительства, а голосует за представителей своих политических интересов — членов различных политических партий. Так, на парламентских выборах граждане ФРГ голосуют за партии, которые формируют бундестаг — нижнюю палату парламента.

В выборах могут участвовать все граждане, достигшие 18 лет, на основе всеобщего равного избирательного права. Бундестаг избирается сроком на четыре года. На такой же срок избирается канцлер.

На выборах в бундестаг отсутствует минимальный порог явки, необходимый, чтобы считать выборы состоявшимися. Однако на протяжении всей истории ФРГ в голосовании принимало участие абсолютное большинство граждан страны. Так, процент явки на парламентских выборах в Германии ни разу не был ниже 70%, а в среднем за все выборные годы он составляет около 82%.

Первоочередной целью депутатов вновь сформированного бундестага является избрание канцлера. Помимо этого, бундестаг осуществляет законосовещательную и законодательную функции, а также контролирует правительство.

Формально кандидатуру канцлера предлагает номинальный глава государства — президент Германии, а бундестаг голосует за или против этой кандидатуры. При этом депутаты обычно голосуют в соответствии с решениями, принятыми внутри их партий. Но так как голосование является тайным, то проверить за кого проголосовал каждый конкретный депутат не представляется возможным. Голосование вопреки решению партии обычно не случается, однако, такая теоретическая возможность также может сыграть свою роль во время политического кризиса.

Выборы канцлера считаются состоявшимися, если за его кандидатуру голосует абсолютное большинство депутатов бундестага. Если кандидат не получает абсолютного большинства, то бундестаг имеет возможность выдвинуть другого кандидата и устроить повторное голосование. Но за всю семидесятилетнюю историю существования ФРГ этого не случалось. То есть выдвижение президентом страны кандидатуры канцлера на голосование бундестага обычно происходит только после того, как исход голосования становится ясным (например, в результате партийных соглашений).

Как правило ни одна из партий, прошедших в бундестаг, не набирает абсолютного большинства голосов, и поэтому несколько партий формируют коалицию.

Для описания коалиционных правительств часто применяется цветовая система, которая воспринимается несколько проще, чем комбинации аббревиатур названий партий. Каждой партии соответствует определенный цвет: ХДС/ХСС — черный, СвДП — желтый, СДПГ — красный, Левым — красный с малиновым оттенком, Зеленым (что неудивительно) — зеленый и АдГ — синий. Так для описания, например, коалиции «ХДС/ХСС + СвДП + Зеленые» используются такие названия, как «Черный светофор» или «Ямайка» (по цветам флага Ямайки — черный, желтый и зеленый).

Также для обозначения коалиции нескольких партий используются названия, характеризующие суммарный процент голосов, которым располагает коалиция. Так, коалицию двух партий, набравших наибольшее число мандатов, принято называть «большой коалицией». Двумя крупнейшими партиями ФРГ являются ХДС/ХСС и СДПГ. В недавней истории Германии политический союз этих двух партий, формировал большую коалицию в бундестаге в 2005-2009, а также в 2013-2017 годах. «Большая коалиция» в итоге была сформирована и по результатам последних выборов.

В противовес большой коалиции часто происходит формирование «малой коалиции», в которой участвует одна из крупных и одна из малых партий. При этом вторая крупная партия, не вошедшая в коалицию, таким образом переходит в оппозицию. Важным для понимания, однако является то, что «малая коалиция» обладает абсолютным большинством голосов в бундестаге.

Если же коалиция партий, выдвигающих канцлера, не обладает большинством голосов бундестага, то речь идет о так называемом «правительстве меньшинства». Отметим, что подобного правительстве меньшинства в послевоенной истории Германии ещё не было.

Ещё одной альтернативой выбору канцлера коалицией большинства и формированием правительства меньшинства являются перевыборы, то есть роспуск вновь избранного парламента и повторение выборов. В целом перевыборы бундестага раньше срока в истории ФРГ уже случались, однако ещё ни разу не происходили сразу после первых выборов. Примером перевыборов является 2005 год, когда тогдашний канцлер ФРГ Герхард Шредер попросил бундестаг вынести ему вотум недоверия и провести новые парламентские выборы на год раньше положенного срока.

О том, какие процессы стоят за текущим политическим кризисом в Германии и как именно обстоит ситуация с бундестагом, избранным в сентябре 2017 года, — в следующей статье.