Главные оппозиционные силы Тайваня договорились объединиться на президентских выборах, что может кардинально поменять расклад в предвыборной гонке

На Тайване перед выборами полностью изменился расклад сил?

Квентин Массейс. Неравный брак (Брачный контракт). 1525-1530
Квентин Массейс. Неравный брак (Брачный контракт). 1525-1530
Квентин Массейс. Неравный брак (Брачный контракт). 1525-1530

В единстве наша сила

Оппозиция Тайваня в лице партии Гоминьдан и Тайваньской народной партии договорилась идти на президентские и парламентские выборы единым фронтом. Они определят единого кандидата в президенты и его напарника — кандидата в вице-президенты. Долгие споры вызвал способ определения, кто из представителей от обеих партий пойдет кандидатом на высший пост на острове, а кто будет вторым номером.

В итоге стороны договорились провести анализ опросов общественного мнения, прошедших с 7 по 17 ноября, и опереться на этот анализ. Последний раунд переговоров между председателем Гоминьдана Эриком Чу и кандидатом в президенты от этой партии Хоу Юи с одной стороны и лидером Тайваньской народной партии и ее кандидатом в президенты Кэ Вэньчжэ с другой прошел при посредничестве бывшего президента Тайваня Ма Инцзю. В 2008–2016 годах он был главой острова, представляя Гоминьдан.

В итоге Гоминьдан, Тайваньская народная партия и Ма Инцзю каждый выберут своих экспертов и проведут оценку опросов общественного мнения.

Партии договорились, что если разница в результатах каждого из исследований будет больше статистической погрешности, то очко получит кандидат с большим процентом поддержки респондентов. Если разница будет меньше погрешности, по очку получат оба кандидата. 18 ноября Фонд Ма Инцзю обнародует результаты.

Далее двумя партиями будет сформирован единый предвыборный комитет. В случае победы на выборах партии сформируют коалиционное правительство и поделят министерские портфели. Правда, это не будет касаться областей обороны, иностранных дел и отношений с Китаем. Эти направления останутся прерогативой того, кто займет президентское кресло.

Довольно жесткие временные рамки для анализа опросов общественного мнения вызваны тем, что с 20 по 24 ноября должна быть проведена регистрация кандидатов. К этому моменту все вопросы относительно того, кто будет представлять оппозицию на выборах, должны быть сняты.

На данный момент лидером президентской гонки, согласно всем опросам общественного мнения, является кандидат от правящей Демократической прогрессивной партии и действующий вице-президент Лай Циндэ. Его поддержка колеблется около отметки 32,5%.

Относительно его преследователей разные опросы показывают разные результаты. В районе 22–24%, меняясь местами друг с другом, идут Хоу Юи и Кэ Вэньчжэ. Таким образом, если математически сложить результаты обоих оппозиционных кандидатов, то единый представитель оппозиции опередит Лай Циндэ.

Кто все эти люди?

Долгое время на политическом олимпе Тайваня властвовали две партии — Гоминьдан и Демократическая прогрессивная партия (ДПП). Среди основателей последней много диссидентов, которые отбывали тюремные сроки во время авторитарного режима Чан Кайши.

Однако в 2019 году тогдашний мэр Тайбэя Кэ Вэньчжэ основал Тайваньскую народную партию. Он позиционирует себя и свою партию как третью силу, альтернативную «синей» коалиции Гоминьдана и «зеленой» коалиции ДПП. По его мнению, настало время, когда единство тайваньского народа особенно важно и больше нет возможности разбирать разногласия между двумя политическими силами.

С одной стороны, он поддержал в свое время действующего президента Тайваня от ДПП Цай Инвэнь. С другой стороны, не раз критиковал ее действия, в том числе во внешней политике. Гоминьдану тоже доставалось от Кэ Вэньчжэ за его «прокитайскую» позицию.

Главный вопрос внешней политики Тайваня — его отношения с Китаем — являются главным отличительным признаком позиций двух главных политических сил на острове. Гоминьдан придерживается принципа «одного Китая», и другой вопрос, какая форма правления и государственного устройства у него должна быть. В этом состоит его давний спор с Коммунистической партией Китая. Однако по вопросу о территориальной целостности Поднебесной у Гоминьдана с КПК разногласий нет. Это зафиксировано в так называемом «консенсусе 1992 года».

ДПП же является ярым сторонником независимости острова и его права идти своим путем, отличным от пути Китая. Эту разницу в политических позициях двух главных партий Тайваня хорошо понимают и подчеркивают на материке. В заявлениях китайских властей всегда порицается не народ Тайваня, а лишь сепаратистские силы, которые поддерживает Запад.

Отношения с Западом очень важны для Тайваня, поэтому представители всех политических сил острова строят с США как главным представителем этого Запада те или иные связи. США являются главным поставщиком вооружений на остров. Сейчас Тайвань ждет от США поставок оружия на $19 млрд.

Все три главных кандидата в этом году съездили в США: в апреле Кэ Вэньчжэ, в августе по пути из Парагвая Лай Циндэ и в сентябре Хоу Юи. Во время приезда на остров со всеми ними встретилась руководитель Американского института на Тайване Лора Розенбергер. При этом она отдельно подчеркнула, что ее встречи нельзя назвать смотринами кандидатов в президенты.

Для США в их противостоянии с Китаем очень важна позиция политических сил, претендующих на власть на Тайване, в отношении КНР. Хоу Юи как представитель Гоминьдана и Лай Циндэ как представитель ДПП в своих предвыборных высказываниях озвучили традиционные позиции своих партий.

Кэ Вэньчжэ как человек новый, от которого с нетерпением ждали, как он сформулирует свою позицию по отношению к большому соседу, заявил, что готов на переговоры с КНР, если она проявит к этому интерес. По словам Кэ Вэньчжэ, предложение по поводу переговоров должен делать Китай. При этом он подчеркнул, что предлагаемая КНР схема «одна страна, две системы» не находит отклика на Тайване. Необходимо определить, является ли принцип «одного Китая» политическим или экономическим.

Экономическая составляющая может стать предметом обсуждений, считает Кэ Вэньчжэ. С политической же точки зрения сделать большего по сравнению с тем, что есть сейчас, вряд ли получится.

С Китаем связана и история вокруг еще одного кандидата в президенты, о котором мы пока еще не говорили. Основатель крупнейшего в мире сборщика электроники Foxconn, который выполняет заказы, в частности, по сборке iPhone для американской Apple, Терри Гоу в 2019 году вступил в ряды Гоминьдана, чтобы попробовать свои силы в борьбе за президентский пост. Тогда он не смог преодолеть барьер праймериз, и кандидатом от партии на выборах 2020 года стал другой человек.

Теперь Гоу решил выдвинуться как независимый кандидат и собрал почти миллион подписей в свою поддержку. Согласно опросам общественного мнения, он занимает четвертое место в сердцах тайваньцев с поддержкой всего в 7,5%.

Будучи близким к оппозиционному Гоминьдану, он получил в свой адрес обвинения, что своим выдвижением только распыляет оппозиционные силы. Под этим же углом зрения некоторые аналитики на Тайване рассматривают и действия Китая касательно Foxconn.

В отношении дочерних предприятий компании в Китае была инициирована налоговая проверка. Эксперты предположили, что Китай, не заинтересованный в рассредоточении оппозиционных сил на Тайване и победе ДПП на выборах, решил надавить на одного из оппозиционных кандидатов. Как попытку вмешаться в выборный процесс расценил эти действия китайских властей и кандидат от правящей партии Лай Циндэ.

В ответ на просьбу прокомментировать действия китайских властей в отношении Foxconn представитель управления по делам Тайваня Чжу Фэнлянь заявила, что Китай призывает тайваньские компании признать социальную ответственность бизнеса и сыграть позитивную роль в развитии мирных отношений по обе стороны Тайваньского пролива.

В итоге вопросов стало больше

До объединения сил Гоминьдана и Тайваньской народной партии наиболее вероятной казалась победа на президентских выборах Лай Циндэ. Теперь по ее поводу возникают серьезные сомнения.

Интересно будет посмотреть, как будет формулироваться позиция по главному китайскому вопросу у теперь уже объединенной оппозиции Тайваня. Традиционно это главный вопрос на выборах президента и парламента острова.

Экономические вопросы и внутренняя политика являются предметом обсуждения во время предвыборных кампаний на местном уровне. Здесь лидером является Гоминьдан. Год назад партия выиграла местные выборы. 14 муниципалитетов из 21 возглавили ее представители.

Однако этот успех мало что значит на президентских выборах. В 2020 году произошло то же самое. Местные выборы осенью 2018 года Гоминьдан выиграл, а президентские в январе 2020 проиграл.

Смог ли Кэ Вэньчжэ как третья сила и что-то среднее между Гоминьданом и ДПП оттянуть достаточное количество голосов у последней и теперь объединить их с главным оппонентом правящей партии? Согласятся ли эти избиратели на подобную операцию? Ответы на эти вопросы станут ясны 13 января, когда состоятся президентские и парламентские выборы на Тайване.