Памятник индийскому философу, или Почему священность ускользает из мира
В Индии в районе города Хайдарабад 5 февраля открыли статую знаменитого индуистского философа, святого Рамануджи. Грандиозное сооружение 66 метров в высоту, которое представляет собой статую сидящего в позе лотоса, молящегося проповедника индуизма, было торжественно открыто к тысячелетию со дня его рождения.
Церемонию инаугурации статуи проповедника Рамануджи провел премьер-министр Индии Нарендра Моди.
Премьер-министр рассказал, что монумент стал символом знаний Рамануджи, его «беспристрастности и идеалов».
«Я верю, что она не только вдохновит будущие поколения, но и укрепит древнюю идентичность Индии», — сказал политик.
И добавил, что это «достойная дань уважения Шри Рамануджачарье, чьи священные мысли и учения вдохновляют нас».
И это не просто красивые слова. В Индии, при том, что индуизм исповедуют порядка 80% населения, существует проблема отпадения молодежи от живой веры. Религиозные догматы не дают ответа на вопросы, которые тревожат молодежь. И вместо глубокого понимания она получает лишь свод правил, по которым нужно жить. Этот процесс характерен не только для индуизма, но и для других мировых религий, однако в Индии ищут способы борьбы с ним. В том числе и таким способом.
Роль этой статуи — как раз в восстановлении той самой рвущейся нити времен, которую ощущает старшее поколение Индии.
Почему именно Рамануджа?
Рамануджа был известным индуистским философом-вишнуитом XI века. Он создал одну из главных традиций «бхакти», согласно которой люди равны перед Богом, а основой взаимоотношений между человеком и Богом стали доверие и любовь. Собственно, поэтому и монумент ему назвали «Статуей Равенства».
У Рамануджи особое место в истории философии Индии. Он стал одним из основателей и теологов одного из основных течений индуизма — вайшнавизма, гармонично обосновав его и в целом популяризировав индуизм.
В Южной Индии Рамануджу почитают как святого, открывшего истину всем социальным слоям кастового общества. В сущности, он противопоставил индийским гностикам, которые считали, что Брахманы как высшая каста являют собой Абсолют, которому надо поклоняться, — живого Бога и его доступность всем людям независимо от касты.
Американский исследователь индийской философии Карл Поттер отмечал особую роль философа в формировании объединяющего начала религии, он писал, что «традиция Рамануджи представляет собой одну из главных артерий, по которой философия достигла народных масс и благодаря которой вишишта-адвайта является сегодня самой сильной философией в Индии с точки зрения числа её последователей, называют они себя таковыми или нет».
Но есть и другой аспект необходимости установки памятника именно в Хайдарабаде. Он связан как с религиозной составляющей, так и с политической. А именно с тем, что в 1948 году войска Индийского Союза победили мусульман, которые в то время правили Хайдарабадом.
После того, как Индия перестала числиться британской колонией, индийские штаты стали перестраиваться и структурироваться. Индуистская часть ушла в сторону Индийского Союза, а мусульмане присоединились к Пакистану. Хайдарабад же не захотел присоединиться к Индии, хотя находился в середине материка и территориально не мог присоединиться к Пакистану.
После того, как стало понятно, что низамы Хайдарабада могут напасть на Индийский Союз в любой момент, индийской армии оставалось присоединить эту территорию себе окончательно, чтобы предотвратить дальнейшие конфликты и междуусобицы. Что и было осуществлено.
13 сентября 1948 года операция по присоединению княжества Хайдарабад началась, а 17 сентября было объявлено об их капитуляции. Излишне разъяснять, что это присоединение далось ценой большого кровопролития. Пакистан остался недоволен таким исходом, так как надеялся использовать эти территории в своих интересах. Так что статуя Рамануджи стала еще и напоминанием об объединении Индии на религиозном и политическом уровнях.
Кроме того, священность статуи Рамануджи для Индии подтверждает тот факт, что она сделана из панчалохи — меняющего цвет металлического сплава, в состав которого входит пять «священных» металлов — золото, серебро, медь, латунь и цинк. Обычно из этого священного сплава делают иконы в храмах. Здесь же из него отлили гигантскую статую.
Кстати, в Индии находится самая большая статуя мира — фигура политического деятеля ХХ века, который так же посвятил жизнь объединению страны — Сардару Валлабхаи Пателю. Эта статуя — «Статуя Единства» — вместе с постаментом достигает в высоту 240 метров, хотя в мире она не так известна, как, например, американская статуя Свободы.
И что характерно, инициатором установки «Статуи Единства» выступил премьер-министр страны Нарендра Моди, он же пожертвовал на нее из собственного кармана 41 миллион долларов.
А что касается «Статуи Равенства», Рамануджи, то ее спроектировали в специальном фонде, созданном к 1000-летию философа, после чего контракт передали китайской корпорации. Строительство обошлось в 1000 крор, это примерно $130 миллионов, собирали деньги всем миром, построили за счет пожертвований преданных.
История его создания была следующая. В 2014 году индийский аскет Чинна Джияр придумал отметить 1000-летие учения Рамануджи, соорудив ему статую. Так и сделали, расположив ее на 34 акрах земли (около 0,14 кв. км) в городе Хайдарабаде.
Впрочем, получилась не совсем статуя, а скорее храмовый комплекс, состоящий из собственно статуи Рамануджи, 108 Дивьядешамов, или образцовых храмов, и образовательной галереи.
Сам Чинна Джияр заложил первый камень в основание статуи. Она была построена корпорацией Aerosun в Китае, а потом переправлена в Индию.
Статуя стоит на фундаменте здания, которое называется Бхадраведи высотой 54 фута (около 16 метров). В основании расположен зал для медитации, где установлена небольшая статуя Рамануджи, изготовленная из 120 кг золота, которая символизирует годы его жизни.
На первом этаже — площадью 6000 квадратных метров — изображена жизнь и философия Рамануджи. Храм для ежедневного богослужения расположен на втором этаже площадью 27 870 квадратных метров. На третьем этаже, на площадях в 1365 кв. м, расположена Ведическая цифровая библиотека и исследовательский центр. Кроме того, там есть театр Omnimax, где можно увидеть жизнь Рамануджи, и библиотека древнеиндийских текстов.
В постамент встроена цифровая библиотека, где можно посмотреть древние индийские рукописи, почитать старинные тексты и ознакомиться с деятельностью Рамануджи.
Философ, в основном, привел в упорядоченный вид учение о Боге (Вишну), о душе, о спасении и о миросозидании, проделав огромную работу.
Священность труда
Есть одна интересная история, связанная с именем этого философа. Она о том, что мудрость и книги — это конечно хорошо, но есть что-то большее.
Для Рамануджи было великим счастьем, что удивительный преданный — Канчипурна (один из его первых учителей, общение с которым было осложнено тем, что Канчипурна принадлежал к низшей касте) пришел к нему в дом как гость. Предложив ему удобное место, он сказал: «Ваш приход сюда — большая удача для меня, и я рассматриваю ее как частицу безграничной милости Господа Варадараджи, который послал вас для того, чтобы вы наставляли меня. Вы, должно быть, слышали о моем изгнании из школы Ядавапракаши. Теперь я понимаю, что не следует сожалеть об этом, потому что я приму своим гуру и учителем вас». (Рамануджи ушел из школы, разочаровавшись в отношении некоторых учителей к Богу. Например, однажды учитель, объясняя строчку из священных текстов, сравнил глаза Бога с задом обезьяны, что вызвало большое горе у юного Рамануджи.)
Канчипурна ответил: «Рамануджа, это невозможно, потому что я шудра и невежественный человек, не знающий священных писаний. Я просто живу, оказывая небольшое служение Господу Варадарадже. Как брахман, вы мой господин, а я ваш слуга».
В ответ Рамануджа сказал, что Канчипурна — самый мудрый человек из всех, кого он знает. И если факт знания священных текстов может привести лишь к гордыне, а не преданности, то оно ничего не стоит.
«По вашему служению Господу я могу видеть, что вы в совершенстве знаете заключения всех священных писаний», — сказал юноша и упал к стопам преданного Канчипурны, выражая ему свое почтение.
Святой Канчипурна сказал на это: «Я испытываю блаженство, видя вашу глубокую преданность Господу. Каждый день вы должны приносить кувшин воды в храм для служения Шри Варадарадже». Он отметил, что именно таким путем можно быстро обрести милость Бога, и все желания исполнятся. Выразив, что такое простое, незатейливое действие — подношение кувшина воды в храм каждый день — и есть настоящее служение Богу.
Священность простого труда на протяжении истории воспевалась людьми в разные эпохи и в разных странах. В ХХ веке в нашей погубленной стране — Советском Союзе — труд тоже был священен. Священная война была выиграна в том числе и при помощи Священного самоотверженного Труда всего народа.
Сейчас же время Труда практически ушло, и взамен пришло время бездельников. Поэтому и священность всё дальше ускользает от нас, уступая место пустоте и потребительству.
Связь индийцев с их символами и идеалами достойна уважения. Как бы мы ни относились к Востоку, эти черты — преемственность, верность, вера, способность идти до конца за этой верой — они напоминают нам о чем-то забытом нами, может спящем внутри нас. О том, о чем мы должны вспомнить.
(теги пока скрыты для внешних читателей)