Главное среди ленинских достижений — подъем интеллектуализма в России

Ленин мечтал о человеке разнообразном — интервью


Решающая роль в развитии образования и воспитания в Советской России принадлежит Ленину, напомнила режиссер-документалист Марина Бабак.

ИА Красная Весна: Марина Михайловна, есть ли какой-нибудь эпизод в Вашей жизни, какое-то событие, которое было связано с именем Ленина, с его делами, трудами, мыслями?

— Я делала фильм «Больше света» о революции, о времени… Отбирала материалы в архиве, пыталась найти новые кадры, которые можно было найти. Очень известный портрет Ленина (К. Петрова-Водкина — прим. ИА Красная Весна) взяла за основу для фильма. Картина у меня начиналась 1917 годом, а заканчивалась 1987. Я следила за людьми, за развитием, отобрала лица людей по десятилетиям. 1917 год… люди, связанные с Лениным, с этим поколением. Потом 27, 37 и т. д. Лица удивительные, одухотворенные, затем, какие-то озабоченные, веселые и т. д. Вот что прослеживалось в выступлениях Ленина? Он мечтал о человеке разнообразном. Я стремилась [запечатлеть это в фильме].

Удивительная вещь, сейчас, когда я своим студентам показываю этот фильм, у них у всех есть желание сделать документальную картину о том, как меняются лица людей.

ИА Красная Весна: Расскажите, пожалуйста, о Вашем отношении к тому, как сейчас Ленина подают в школах, в вузах?

— Я преподаю в институте (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова, ВГИК — прим. ИА Красная Весна). Ранее я всегда готовилась к занятиям, что-то читала, куда-то ходила, какие-то выставки, в частности, было много выставок о Ленине. И ребята [студенты] ходили на эти выставки, интересовались, был перечень картин, монографий, книжек — все всё изучали. А сейчас многие, когда начинаешь разговаривать, порой даже не знают кто это…

При Ленине воспитание и образование были ключевыми. Даже [во время Великой Отечественной войны] не забывали об образовании, и это, кстати, связано с именем Сталина. Он создал новое, процедив старую школу, объединив всё в новую. А сейчас ребята, которым начинаешь рассказывать о Ленине, они говорят: «А мы не знаем, а мы не читали…» Или еще дурная фраза: «А мы это не проходили».

Да что там… Есть такая игра в А. С. Пушкина. Я говорю первокурсникам: «А теперь поиграем в Александра Сергеевича Пушкина». И у меня есть студенты, они поступили во ВГИК, а это не так просто, они мне говорят: «А мы это не проходили!» Они Пушкина не проходили, они Пушкина не читали!..

ИА Красная Весна: Получается, они полностью вне контекста?

— Да, абсолютно. И это очень обидно. Это наша история, это наша жизнь, без этого нельзя, особенно молодому поколению. Они сейчас все сидят в этом своем интернете, и у них совсем другие интересы и взгляды. Мне очень обидно, потому что не хочется, чтобы так это уходило.

Вот ребята приходят в институт, у них один взгляд. А за пять лет или, как сейчас иногда преподаю, за два года, я могу ребятам что-то донести и что-то вложить. Вот ту основу, на мой взгляд, которая необходима им.

ИА Красная Весна: Марина Михайловна, имеет ли фигура Владимира Ильича какое-либо личное значение для Вас?

— Учась в институте, я изучала ленинские работы, штудировала, конспектировала и т. д. Например, «Материализм и эмпириокритицизм» — я его знала практически наизусть. Однажды, уже работая на студии документальных фильмов, я должна была поехать в какую-то загранпоездку. Раньше нужно было проходить комиссию в райкоме. Я пришла, там сидели разные люди с разным образованием. Они задают мне вопрос: «А вы что-то знаете про Ленина?» Я им говорю: «А вы знаете что, давайте поговорим о работе „Материализм и эмпириокритицизм“!» И разложила им всю работу по деталям, по цитатам. Они, не дослушав, сказали: «Идите, идите, нам с вами все ясно». Мне это, честно говоря, по жизни помогает. Как-то я к этому обращаюсь, возвращаюсь.

ИА Красная Весна: А какая работа Ленина самая близкая для Вас?

— Когда мы учились в институте, у нас был преподаватель, который нас заставлял не просто книжки читать, а именно изучать работы. И мы учились на ленинских работах, записывали. На мой взгляд, [«Материализм и эмпириокритицизм»] — одна из самых сильных работ, она сложная для понимания, но если вникнуть, — очень интересная.

У меня в библиотеке есть все ленинские работы, полное собрание сочинений. И мне доставляет удовольствие иногда это перелистывать.

ИА Красная Весна: Каков, по Вашему мнению, главный вклад Ленина в историю России и, быть может, всего, мира?

— Я много наукой занимаюсь, режиссурой, мне кажется, самое главное — это подъем интеллектуального в отношениях, интеллекта людей. Больше интеллигенции стало. Другое дело, что она бывает разная. Но, в большей степени, это люди, которые изучают очень много всего и за все берутся.

И мне кажется, что именно это самая важная ленинская идея, что ее нужно брать и ею заниматься. Уж я не говорю про «учиться, учиться и учиться». Вот что самое главное на мой взгляд! А сейчас всякие ЕГЭ — это не учеба. Я все жду, когда все изменится и будет другое, но, к сожалению, ничего не меняется. Это очень сужает мышление. А вот тот подъем постреволюционный, то мышление, которое было заложено в революцию, — это было очень важно!

ИА Красная Весна: Если перенестись в наше время, на Красной площади ежегодно проходит парад Победы и также ежегодно, начиная с середины нулевых, драпируют Мавзолей Ленина. Каково Ваше отношение к этому?

— Я считаю, что это неправильно. Это абсолютно неверно и неправильно. Точно так же, как хотели убрать красные звезды с башен Кремля.

Я была потрясена, когда приехала в первый раз в Ватикан и узнала, что там, в Базилике, лежит женщина, бывшая папой римским. И никто ее не вынимает, никто не пытается убрать или что-то против нее написать. Все приходят туда, смотрят… ну вот было так — и было.

Почему нам надо закрывать на это глаза, драпировать, почему нам нужно об этом молчать? Мне кажется, это недостаток нашего менталитета. Я считаю, что это неверно. Ленин — это наша гордость! Это наше все!

ИА Красная Весна: Марина Михайловна, что стоило бы прочитать молодежи, чтобы лучше понять каким был Владимир Ильич?

— Что бы я ни сказала, ничего они смотреть и читать не будут. Нужно, чтобы это было в семье, чтобы было изначально в родителях. Например, мой дедушка был соратником Ленина, и я с этим росла, я это знала. Хотя второй дедушка, по маминой линии, был из «графьёв». И как-то все уживалось в семье. И все об этом знали, все об этом говорили, и ничего страшного не происходило. А сейчас прямо страсти-мордасти, если вы говорите про Ленина, то вы враг народа. Да это что такое? Это ужас какой-то! Вот что страшно.

ИА Красная Весна: А в советское время имя Ленина порою использовалось недобросовестными партийцами для достижения собственной узкой выгоды…

— Я скажу честно, я никогда не была членом партии. Я была режиссером, сейчас профессор, но не была членом партии. Потому что видела, кто сидит на партсобрании, — карьеристы. Они чего-то хотели и чего-то добивались. Но это против моего естества. Когда активисты из парторганизации говорили мне, что надо вступать в партию, я отвечала: «Да, надо». Но никогда не вступала.

У меня был случай, когда надо было спасти студию, «горела» прогрессивка (оплата труда в СССР сверх оклада — прим. ИА Красная Весна) и т. п. И меня просили одну свою картину сделать… пойти наперекор совести. Если бы я была членом партии, мне бы сказали: «Вы обязаны, вы член партии — вы обязаны это сделать!»

А тогда меня вызвали в партбюро, и секретарь нашей партийной организации сказал: «Знаешь, я тебя прошу, у нас „горит“ студия, если ты это не сделаешь, то мы все потеряем зарплату, прогрессивку, кучу всего. Я тебе даю честное партийное слово». На что я ответила: «Я тебе верю. И только от того, что ты мне это говоришь — я готова». Я действительно пошла и сделала что нужно, потому что ясно понимала — этот человек не карьерист, как остальные. Вот это важно. Если бы все люди понимали, что ты должен делать все не для того, чтобы куда-то пропихнуться или протиснуться…

ИА Красная Весна: И еще один вопрос, он о нашем будущем. Как Вы считаете, в XXI веке, в XXII веке и дальше имя Ленина будут забывать или оно останется популярным?

— Мне кажется, будет в памяти всех, потому что все равно какая-то часть людей это помнит, знает, вспоминает и в семьях, и в институтах. Нет, мне кажется, это не забудется.

ИА Красная Весна: Марина Михайловна, спасибо за интересную беседу!