К чему приведет мировой дефицит микросхем? События за неделю
Что случилось?
Дефицит микросхем в мире начался в конце 2020 года. Наиболее остро он ощущался в автомобилестроительной отрасли. Volkswagen, Ford, Toyota, Honda, Chrysler, Nissan, General Motors и другие компании были вынуждены сократить объемы производства из-за нехватки микроэлектронных компонентов. Также о нехватке чипов для выпуска своей продукции заявили некоторые производители смартфонов — Samsung, Xiaomi и Realme.
На прошедшей неделе вновь пришли неутешительные новости от потребителей микроэлектронных компонентов. Немецкие Volkswagen и BMW сообщили, что из-за нехватки комплектующих вынуждены остановить часть своих заводов. BMW остановит производство в Оксфорде с 30 апреля по 5 мая, в Регенсбурге до 6 или 7 мая.
Volkswagen остановит производство в Мексике с 6 по 19 мая. Более того, компания заявила, что напряженная ситуация с поставками микросхем сохранится еще несколько месяцев.
В целом автопроизводители, мнение которых собрал The Wall Street Journal, предполагают, что кризис с поставками продлится весь 2021 год. Причем второй его квартал в этом плане окажется тяжелее первого. Только потом ситуация должна начать выправляться.
Проблемы из-за нехватки комплектующих испытывают не только автопроизводители. На прошедшей неделе американская Apple предупредила, что выручка от продаж планшетов iPad и персональных компьютеров Mac будет ниже ожидавшейся из-за дефицита чипов. В целом выручка компании будет ниже заложенной в планы на 3-4 млрд долларов.
Американская AMD, которая, помимо процессоров, поставляет еще и видеокарты для компьютеров, объяснила отсутствие роста нормы прибыли в первом квартале 2021 года ростом затрат на комплектующие, вызванным их дефицитом.
Кто виноват?
Специалисты называют несколько главных причин разразившегося мирового кризиса поставок микросхем.
Во-первых, дефицит вызван последствиями эпидемии коронавируса. Из-за введения режима самоизоляции многие люди по всему миру были переведены на удаленную работу. Для организации для них рабочих мест на дому потребовалось много техники, в основном ноутбуков и средств связи. То же самое произошло и в сфере образования. В опубликованном на этой неделе исследовании компании IDC сообщается, что рынок хромбуков, в основном используемых в образовании, по сравнению с первым кварталом 2020 года, вырос в 3,5 раза.
Чтобы удовлетворить растущий спрос на микросхемы для этих сегментов мирового рынка электроники, производители чипов перераспределили свои мощности и стали выпускать продукцию именно для них. В том числе и за счет уменьшения объемов поставок для других заказчиков, например, для автопроизводителей. Тем более, что во время эпидемии коронавируса спрос на автомобили упал, заводы уменьшили объемы выпускаемой продукции и соответственно объемы заказов на микросхемы.
После того, как восстановился спрос на автомобили, автопроизводители, стремясь увеличить объемы производства, захотели увеличить объемы заказов на микроэлектронные комплектующие, но поставщики уже не могут предоставить эти объемы.
Есть поставщики микросхем для автомобильной промышленности, которые специализируются только на производстве этого вида продукции. И ко всем другим причинам дефицита чипов добавились проблемы у этих производителей.
В феврале 2021 года в Техас пришли аномальные морозы. В результате повысилось энергопотребление, которое вызвало перебои в поставках электроэнергии и массовые отключения. От них пострадали и производственные комплексы в Остине, занимающиеся изготовлением микросхем. Samsung, голландская NXP и немецкая Infineon вынуждены были остановить производство, и оно еще не вышло на прежний уровень. При этом NXP и Infineon специализируются как раз на поставках электроники для автомобильной промышленности. Компании намерены восстановить производство к июню.
Еще одной аварией, повлиявшей на ситуацию с поставками микросхем для автопроизводителей, стал февральский пожар на производстве японской Renesas. По оценке главы Ford Джима Фарли, Renesas поставляет до двух третей всех чипов, потребляемых мировой автомобильной промышленностью. Поэтому ее способность держать объемы производства на определенном уровне сильно влияет на ситуацию с поставками микросхем автопроизводителям. Renesas пообещала вывести производство на пострадавшем заводе на полную мощность к концу мая.
Третьим фактором, повлиявшим на мировые поставки чипов, по мнению специалистов и участников рынка, стали американские санкции против китайских высокотехнологичных компаний.
В мае 2019 года США ввели санкции против Huawei, обвинив ее в сотрудничестве с китайскими властями и в том, что она предоставляет им сведения, передаваемые по сетям с помощью ее оборудования. Санкции запрещали американским компаниям поставлять Huawei какую-либо продукцию. В том числе Qualcomm больше не могла поставлять китайской компании свои процессоры для смартфонов.
Через год, в мае и июле 2020 года, были введены новые санкции, которые запрещали поставки Huawei уже не только продукции американских фирм, но и других компаний, которые используют при работе американские технологии. Это означало прекращение поставок любых микросхем. Вступление санкций в полную силу было назначено на сентябрь 2020 года.
В оставшееся время, с мая по сентябрь, Huawei начала в больших объемах скупать микросхемы, чтобы сделать запас, на котором бы могла продержаться хоть какое-то время. Это внесло свою лепту в формирование дефицита чипов.
Также начали закупать микросхемы в повышенных объемах и конкуренты Huawei, стремясь произвести больше продукции, чтобы иметь возможность занять позиции на рынке, освобождающиеся с неизбежным ослаблением Huawei. Это явилось еще одним фактором, повлиявшим на баланс спроса и предложения на рынке.
Что делать?
Столкнувшись с дефицитом микросхем и с тем, как он влияет на работу промышленности, в том числе автомобильной, правительства разных государств начали составлять пакеты мер по обеспечению бесперебойных поставок чипов. США, Китай, Евросоюз и Япония объявили о готовности выделить серьезное финансирование на расширение существующих производств и на строительство новых.
При этом есть несколько подходов к решению этой проблемы. Можно пригласить крупнейшие компании, мировых лидеров полупроводникового производства — тайваньскую TSMC, корейский Samsung, международную GlobalFoundries — построить новые фабрики на своей территории. А можно обратиться к местным компаниям.
Для США эти пути во многом совпадают, поскольку крупные производители у Соединенных Штатов есть свои. Intel уже объявила о том, что выделила 20 млрд долларов на строительство двух новых фабрик в США.
Иностранные компании также намерены расширять производство в Соединенных Штатах. TSMC еще в 2020 году согласилась построить новую фабрику, если получит финансовую помощь от американских властей. Собирается расширять производство в Техасе и Samsung.
Что же касается Европы, то таких же крупных игроков в Старом свете нет. Еврокомиссар по внутренним рынкам Тьери Бретон на прошедшей неделе встречался с главой Intel, находящимся с визитом в Европе, Патом Гэлсингером, а также с главой европейского отделения TSMC Марией Марсед. Он также заявил, что уже 22 страны из 27 государств, входящих в ЕС, изъявили готовность участвовать в решении проблемы обеспечения региона полупроводниковой продукцией местного производства.
Гэлсингер во время переговоров с немецким руководством заявил, что Германия была бы подходящим местом для размещения новой фабрики Intel. Однако компания готова начать ее строить, если получит государственную поддержку в объеме 8 млрд евро.
У сторонников привлечения крупных иностранных компаний для разворачивания новых производств микросхем есть и противники в европейской элите. Им не нравится идея опереться на зарубежные фирмы. Более того, есть сомнения в том, что Европе так нужно новое крупное производство с передовыми технологиями. Они особо важны для производства микросхем для мобильных устройств — смартфонов и планшетов. Однако в ЕС нет крупных производителей такой продукции.
Альтернативой строительству производства с новейшими технологиями является создание альянса из европейских компаний-поставщиков чипов STMicroelectronics, NXP, Infineon, куда мог бы войти и производитель оборудования для производства чипов ASML. Сторонники этой идеи предлагают использовать схему «значимый проект общеевропейских интересов» (Important Project of Common European Interest, IPCEI). Тогда страны ЕС могли бы финансировать его по более простым внутригосударственным правилам, а компании смогли бы работать вместе напрямую. Сообщение о начале проработки этой идеи также появилось на прошедшей неделе.
В риторике руководства стран, решивших обеспечить себя надежными поставками чипов, постоянно присутствуют слова об избавлении от зависимости от производителей из Юго-Восточной Азии. И имеется в виду не только и не столько Китай. Два из четырех ведущих мировых изготовителей микросхем на заказ — тайваньские компании TSMC и UMC. Тайвань не может остаться в стороне от обсуждения дефицита микросхем.
В риторике тайваньских игроков рынка и СМИ, например, портала Digitimes, присутствует отповедь западным коллегам. Так, министр экономики острова Ван Мэй-хуа заявил на прошедшей неделе, что вряд ли TSMC будет строить в Европе фабрику с передовыми технологиями. Здесь необходимо напомнить, что на Тайване действует закон, запрещающий тайваньским полупроводниковым компаниям размещать за пределами страны производства, работающие с двумя последними поколениями технологий. За границей можно использовать только более старые техпроцессы.
Также тайваньские производители отреагировали на намерение Intel выйти на рынок изготовления микросхем на заказ в рамках концепции IDM 2.0. Раньше Intel в основном производила чипы собственной разработки на продажу и не брала заказы на изготовление чужих микросхем. Теперь же компания намерена открыть доступ к своим производственным мощностям другим фирмам, то есть составить конкуренцию TSMC и UMC. Портал Digitimes со ссылкой на источники в тайваньской полупроводниковой отрасли на прошедшей неделе выразил скепсис относительно возможностей Intel на этом поприще.
Тайваньские производители указывают на то, что эта бизнес-модель является новой для компании, и поэтому Intel навряд ли составит серьезную конкуренцию лидерам отрасли. Клиенты едва ли согласятся перейти под крыло Intel, если та не предложит свои услуги по ценам, сильно ниже, чем у конкурентов. А этого компания, по мнению источников портала, не сможет сделать в ближайшее время из-за больших расходов на интеграцию всех цепочек процессов и построения своей экосистемы.
Вторым вероятным конкурентом гегемонии тайваньских компаний на рынке контрактного производства чипов является Китай, также намеренный вкладывать огромные средства в развитие отрасли. На прошедшей неделе руководство острова предприняло ряд серьезных шагов против материкового конкурента.
Во-первых, власти Тайваня обвинили Китай в развязывании экономической войны против полупроводниковой индустрии острова. Основными пунктами обвинения стали кража технологий и переманивание специалистов. По мнению тайваньских властей, Китай делает это, чтобы избежать серьезных трудностей, которые могут быть вызваны американо-китайской технологической войной.
В качестве ответных мер на прошедшей неделе тайваньское министерство труда запретило местным компаниям по поиску персонала оказывать услуги китайским компаниям. Все объявления о работе в Китае должны быть удалены с сайтов компаний. Нарушителей ждут штрафы. Если нарушение будет касаться поиска специалистов из полупроводниковой отрасли, штраф будет выше.
Исключение оставлено для тайваньских компаний, имеющих производство на материке, например, той же TSMC или сборщиков продукции для Apple — компаний Foxconn и Pegatron. Они должны переоформить отношения с рекрутинговыми компаниями, чтобы работать через свои дочерние компании в Китае, которые будут внесены в особый список.
Сами же тайваньские компании намерены расширять собственное производство. На прошедшей неделе и TSMC, и UMC объявили о выделении миллиардов долларов на строительство новых производственных мощностей. TSMC потратит 2,89 млрд долларов на расширение фабрики в Нанкине. UMC выделит 2,3 млрд долларов на расширение фабрики на Тайване. Вообще компания намерена сделать 3,6 млрд долларов капитальных вложений в течение трех лет. У TSMC эта сумма составляет 100 млрд долларов.
Для решения проблемы поставок чипов для автомобильной промышленности можно поменять приоритеты у исполнения заказов, как предлагает Intel. Можно ускорить ввод в строй новых мощностей, которые начали строить некоторое время назад, как предлагает Samsung.
А можно и начать новое строительство, сделав многомиллиардные вложения. Однако в этом пункте есть одно «но».
Qui bono
Новые производственные мощности, на строительство которых сейчас выделяются миллиарды долларов, смогут начать серийный выпуск продукции только через 2-3 года, в 2023-24 годах. То есть исправить нынешнюю ситуацию они не помогут. Игроки отрасли, комментируя действия властей, неоднократно обращали на это внимание. Этот же довод использовали тайваньские производители в своей риторике против Intel на этой неделе. Об этом говорил руководитель американского производителя процессоров для мобильных устройств Qualcomm Криштиану Амон, комментируя инициативы американского президента Джо Байдена по выделению 100 млрд долларов на строительство новых производств в США.
Огромные средства на развитие производства компании тратили и до возникновения дефицита микросхем. Отличие нынешней ситуации в том, что пришел удобный момент, когда часть этих вложений можно покрыть за счет государственных субсидий. Вряд ли можно обвинять ведущие мировые компании в преднамеренной организации дефицита чипов, чтобы получить дополнительные средства от государства. Если пожар на фабрике Renesas гипотетически мог возникнуть в результате поджога, то аномальные холода в Техасе — вряд ли дело рук человеческих.
Но не будь такого острого дефицита, вряд ли бы государства озаботились выделением сотен миллиардов долларов на полупроводниковую отрасль, в которой и так вращаются огромные деньги. Разве что США еще прошлым летом в рамках кампании по возвращению промышленности на свою территорию обещали TSMC и другим компаниям субсидии. Теперь этим занимаются и другие страны.
Понятно, что в результате дефицита чипов больше всех выиграют производители микросхем и оборудования для их производства. Например, корейский производитель памяти SK Hynix на прошедшей неделе заявил, что в первом квартале увеличил объем продаж на 18% по сравнению с прошлым годом. Выручка североамериканских производителей оборудования для полупроводниковой промышленности третий месяц подряд бьет рекорды. В марте они выставили счета покупателям на сумму 3,27 млрд долларов.
В условиях растущего спроса на технику после спада эпидемии коронавируса спрос на комплектующие для нее также будет расти, а поэтому все участники цепочки поставок, в том числе и производители конечных устройств могут рассчитывать на свою долю электронного пирога. Продажи смартфонов, персональных компьютеров, планшетов, хромбуков, средств связи сильно растут по сравнению со временами до появления коронавируса. Об этом говорят квартальные отчеты, которые многие компании представили на прошедшей неделе.
Моментом же, который касается всех покупателей электроники, в том числе читателей данного материала, является то, что все перечисленные факторы: и дефицит чипов, и многомиллиардные вложения, и торговая война между Китаем и США, и природные катаклизмы единственно гарантированным образом скажутся на одном — на ценах на конечную продукцию. Все участники процесса, высказывающиеся на данную тему, сходятся на одном — цены будут расти.
(теги пока скрыты для внешних читателей)