Экологический ущерб от строительства в Волго-Ахтубинской пойме оценивается в 11,4 млрд рублей

Уничтожение дубов у Волгограда приведет к иссушению территории. Интервью

Христиан Эрнст Бернгард Моргенштерн. Дубы у воды. 1832
Христиан Эрнст Бернгард Моргенштерн. Дубы у воды. 1832

В Волгоградской области вновь на повестке дня оказалась проблема существенной трансформации природных сообществ Волго-Ахтубинской поймы в связи со строительством трассы, соединяющей Волгоград и Волжский по пойменной территории. Вырубкой дубрав в пойме заинтересовался глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.

Корреспондент ИА Красная Весна побеседовал на эту тему с сопредседателем Социально-экологического союза, заместителем председателя координационного совета по экологическому благополучию Общественной палаты России Александром Фёдоровым.

ИА Красная Весна: Александр Вячеславович, Вы были одним из участников посвященной этому вопросу научной конференции, прошедшей в Волгограде в октябре 2021 года. Однако региональные власти проигнорировали приглашения ученых.

Не могли бы Вы как представитель научного сообщества пояснить, в чем значимость территории Волго-Ахтубинской поймы, и чем опасно нарушение сложившихся на ее территории природных сообществ?

Александр Федоров: Это территория уникальная для России, когда в степных условиях сохранился значительный лесной массив с богатейшим разнообразием животных и растений, около 80 видов из которых как особо редкие и нуждающиеся в охране занесены в Красные книги, как региональную, так и в федеральную и даже международную. Ничего подобного в нашей стране больше нигде нет. И благодаря уникальности этой территории Волго-Ахтубинская пойма внесена в список ключевых орнитологических территорий. Такие территории есть по всему миру, они выделяются как имеющие особое значение для сохранения разнообразия птиц.

Кроме того, эта территория признана биосферным резерватом ЮНЕСКО, то есть это подчеркивает еще большую ценность для сохранения биоразнообразия по сравнению с другими территориями. Это территория, где протекают Волга и Ахтуба, где до сих пор пока еще встречаются осетровые. Это последний крупный участок Волги, имеющий незарегулированный русловой сток.

То, что Волгу перекрыли плотинами, особенно Волжской плотиной в Волгоградской области, привело к тому, что были отрезаны до 100% нерестилищ у белуги, 80% — у осетра и 40% — у севрюги, из-за чего сейчас эти ценные животные, возникшие во времена динозавров, находятся на грани исчезновения. Мы сейчас губим последнее местообитание этого вида.

Климат в последнее время меняется, и если мы сейчас будем там вырубать леса, менять условия существования живой природы — мы их потеряем навсегда, они больше никогда не восстановятся. Потому что природный мир поймы — дар людям, случайно сохранивший напоминание тех времен, когда климат был более умеренным и прохладным. Если сейчас мы будем рубить и как-то серьезно нарушать ландшафт, то какие бы леса мы потом там ни пытались посадить, какие бы деньги на это ни тратили, восстановить его никак не получится, потому что природные условия изменились. Он станет как вся округа — степью.

Можно, конечно, сделать там что-то типа городского газона или пригородного сада, который требует непрерывного ухода с непонятным результатом. Но это безумие с точки зрения и природы, и денежных затрат. Поэтому вот то, что сейчас там есть, это подарок судьбы, который достался нам благодаря вековому развитию, когда эту территорию не трогали.

Вот сейчас собираются построить эту дорогу, кроме того, собираются построить комплекс плотин на Ахтубе, который дойдет до самой Астрахани. Уже выделены средства на строительство первой очереди этого комплекса плотин. Поэтому речь идет о разрушении уникального природного комплекса.

ИА Красная Весна: Региональные СМИ пытаются маргинализировать протест против вырубки дубрав, создавая картину, в которой против уничтожения дубов выступают только «велоактивисты и владельцы коттеджных поселков». Как вы можете это прокомментировать?

Александр Федоров: Это неправда. Категорически возражает против строительства этой трассы и комплекса плотин Российское географическое общество (РГО), о чем говорил на конференции председатель комиссии по экологии этого общества академик Александр Чибилёв.

Резко возражает против этого все «заповедное» сообщество: это руководители заповедников и национальных парков, ученые отраслевых институтов Академии наук и специалисты в области сохранения природы, которые обращались и вот сейчас опять снова обращаются к президенту и правительству о необходимости сохранения этого неповторимого природного участка, не имеющего себе равных во всей России.

При этом, как было подсчитано специалистами, предварительный экологический ущерб от строительства этой трассы оценивается в 11,4 млрд рублей. Кто, каким образом и когда будет компенсировать этот ущерб, неизвестно.

ИА Красная Весна: Можно ли для неспециалистов расшифровать понятие «экологический ущерб». Чем это грозит?

Александр Федоров: Поменяются микроклиматические условия в окрестностях поймы в Волгоградской области, потому что вырубка лесов приведет к большему иссушению территории. Это также приведет к повышению риска чрезвычайных ситуаций, связанных с весенним половодьем.

Лес — это всегда некая буферная функция. Он выравнивает температуру, выравнивает водный режим, аккумулируя избыток влаги и увлажняя воздух в сухой период. Лес является домом для растений и животных. Без леса все эти функции выполнять будет некому. У волгоградцев будет более засушливый климат (он и так с каждым годом становится все суше), у них снова станет еще меньше мест для отдыха.

Ну и плюс — это совершенно безумные траты из бюджета: во-первых, на строительство никому не нужной дороги, ущербного с экологической и убыточного с экономической точек зрения комплекса плотин, во-вторых, причиненный ущерб, который невозможно компенсировать.

ИА Красная Весна: То есть может непредсказуемо измениться климат?

Александр Федоров: Волго-Ахтубинская пойма, как губка впитывает, пропускает волжские воды и обеспечивает жизнь богатому миру природы. Уничтожение большого лесного массива приведет к нарушению в первую очередь водного баланса этих территорий. К чему такие нарушения могут привести в отдаленной перспективе, предсказать крайне сложно.

Ведь климат периодические меняется: то более теплый, то более холодный, то более влажный, то более сухой. И в случае увеличения водности Волги может произойти ситуация, подобная той, что возникла в Сочи при строительстве объектов олимпиады. Там фактически перекрыли устье реки Мзымта, и она каждый год устраивает им там теперь наводнения. Там была сделана попытка перекроить законы природы, и вот результат.

Если водность Волги увеличится, это также может привести к масштабным последствиям: и к размыву дороги, и к сложностям функционирования Волго-Камского каскада ГЭС. Например, в прошлом году было много воды в Каме и Волге в период половодья. И было серьезное подтопление многих территорий с ущербом домохозяйствам и инфраструктуре. Поскольку не смогли должным образом отрегулировать сбросы воды в каскаде ГЭС.

То есть еще раз подчеркиваю: данный проект экономически неэффективен (нулевая окупаемость затрат), с транспортной точки зрения бесполезен (трасса упирается в тупик, не имея продолжения), а экологически — крайне вреден (более 11,4 млрд руб. некомпенсируемого никем ущерба уникальному природному комплексу России).