К статье Сергея Кургиняна «О коммунизме и марксизме — 77» в № 223

Причины Великой французской революции

В статье «О коммунизме и марксизме-77» Сергей Кургинян обсуждает эпоху, непосредственно предшествовавшую Октябрьской революции. И сравнивает эту эпоху с так называемым старым порядком (Ancien Régime) во Франции — периодом, предшествовавшим Великой французской революции. Об этой эпохе, как говорит Кургинян в статье, великий французский историк Алексис де Токвиль сказал: «Французская буржуазная революция останется лишь темным местом для тех, кто не захочет видеть ничего, кроме нее; свет, способный ее прояснить, надо искать во времени, которое ей предшествовало. Без четкого представления о старом обществе, его законах, его порядках, предрассудках, его убожестве и величии никогда не станет понятно, что же делали французы в течение шестидесяти лет, последовавших за его падением».

О чем еще пишет Токвиль, говоря о старом порядке?

Токвиль, раскрывая в своем труде «Старый порядок и революция» причины, приведшие к Великой французской революции, указывает, что одной из основных причин было отсутствие политических свобод у рядовых граждан. А именно — устранение рядовых граждан от участия в управлении собственным поселением или городом.

С одной стороны, потеряв опыт управления общественным хозяйством, крестьяне не смогли предвидеть тех или иных последствий своих политических действий, отмечает Токвиль. Поэтому, когда литераторы, заменившие дворян, ранее контролировавших общественное мнение, взялись за критику существующего порядка и предложили способы изменения государственного устройства, третье сословие откликнулось, так как не могло предвидеть всех ужасов революции. Если бы крестьяне обладали политической сознательностью, возможно, революции не было бы.

С другой стороны, сама власть потеряла чувство реальности. Людовик XVI до конца своих дней был уверен, что единственная угроза для его престола могла исходить только от дворянства, но никак не от третьего сословия.

Интересен тот факт, что революция уничтожила только институты, связанные с монархией, сама же структура управления государством осталась — за вычетом монарха и дворянства. Административную централизованную власть Франция унаследовала от старого порядка.

Токвиль отмечает, что среди основных причин Великой французской революции можно также выделить крестьянскую собственность на землю и потерю контроля над землей со стороны дворянства. Дворяне уже не владели землей, но при этом получали налог с нее, и от этого налога нельзя было откупиться. Крестьянин получал землю в собственность, но при этом обязан был платить налог господину, а это существенно обостряло чувство несправедливости, ведь дворяне уже могли не выполнять своих обязанностей по несению воинской службы и заботе о крестьянах. Получается, что польза от дворянства была минимальная, но при этом все предыдущие льготы сохранялись. Так дворянство превратилось в класс-паразит.

Еще в 1750 году крестьяне даже и не думали о борьбе за свои права. Монарху достаточно было провести ряд масштабных реформ, и этим бы дело и закончилось. Однако бездействие Людовика XVI и продолжение порочной политики, направленной на пополнение казны за счет продажи неисчислимого количества должностей, способствовало разжиганию в третьем сословии готовности начать борьбу за собственные права.

Масло в огонь подливал и прогрессирующий инфантилизм дворянства, вызывающий ненависть и презрение со стороны крестьян, которые даже придумали соответствующую кличку для формальных господ — кобчик, — что еще раз подчеркивало обмельчание привилегированного сословия.

Токвиль дает широкую картину процессов, предшествовавших Великой французской революции, которые были неявны для современников и их непосредственных участников. Его труд весьма важен для полноценного понимания Великой французской революции как поворотного момента всей человеческой истории.