Одаривание папы римского индейской святыней возмутило индейцев
Визит Папы Римского Франциска в Канаду и его извинения перед канадскими аборигенами за неприглядные действия католической Церкви по ассимиляции их детей в школах-интернатах вызвали неоднозначную реакцию среди канадских индейцев. В частности, судя по постам и комментариям индейцев в соцсети Facebook (организация, деятельность которой запрещена в РФ), далеко не всем понравилось, что папе был преподнесен в дар священный для индейцев головной убор из орлиных перьев, который могут носить лишь имеющие высокий статус в племенных нациях.
Сообщается, что это был дар вождя нации кри Уилтона Литтлчайлда, бывшего члена Комиссии по установлению истины и примирению (КИП). В детстве он провел 14 лет в школах-интернатах. Индейский головной убор был преподнесен папе римскому 25 июля во время его пребывания в местечке Масквацис (неподалеку от города Эдмонтон в провинции Альберта), где когда-то была школа-интернат для детей индейцев из племени эрминескин-кри. Бывшее заведение было одним из крупнейших в Канаде. Там в присутствии индейцев папа Франциск произнес покаянную речь, а перед этим посетил местное кладбище, где среди прочих, по словам организаторов, возможно, похоронены и останки учеников школы-интерната.
Однако, покаянная речь папы римского и его молитвы на местном кладбище не вызвали умиления у индейцев, а поступок вождя Литтлчайлда и вовсе побудил многих на резкие высказывания о том, что головной убор из перьев был вручен главе римско-католической Церкви незаслуженно.
Вот как описывает свои эмоции по поводу облачения папы римского в индейский головной убор Раймонд Коллинз Робинсон на своей странице в соцсети Facebook (организация, деятельность которой запрещена в РФ): «Папа выглядит так, что мне не передать словами и не постигнуть увиденное. Ему надели самую священную вещь, которую полагается носить только избранным людям, заслужившим право носить такую узнаваемую символическую сакральную церемониальную одежду — головной убор. Как смеет кто-то или даже важное лицо водружать такой исполненный особого значения культовый предмет на человека, не заслужившего даже прикоснуться или приблизиться к такой сакральной вещи, по которой опознают тех, кто вправе говорить от нашего имени — коренных жителей Черепашьего острова (американского континента, — прим. ИА Красная Весна)»_.
Робинсон подчеркнул абсурдность происходящего — дар был вручен тому, кто возглавляет организацию, приложившую в прошлом много усилий по искоренению в индейских детях всего индейского, и применявшую бесчеловечные методы ради достижения этой цели.
По словам Робинсона, кри по происхождению, он сам является одним из тех выживших, которые обучались в индейских школах-интернатах, поэтому он считает себя вправе высказаться по поводу произошедшего. Он напоминает о многих детях, доведенных до смерти в этих заведениях, или пропавших без вести после того, как были определены туда. А теперь осуществляется поиск всех пропавших индейских детей с помощью спецсредств и при непосредственном участии коренных жителей.
«…Пока мы проводим поиск наших пропавших детей с помощью радиолокатора, мы осмеливаемся возложить один из наших самых ценных священных традиционных элементов одежды на человека, который олицетворяет все ужасающее… по отношению к нашему народу и против него; я, во-первых, не оправдываю и не поддерживаю этот жест, оказанный этому человеку…», — заявил Робинсон.
По его мнению, оказание такой чести тому, кто этого не заслуживает — _«постыдный поступок. Это унижает память наших детей, которые так и не вернулись домой».
Обличающий пост заканчивается призывом забрать головной убор вождя у папы Римского. «… КАК ВЫЖИВШИЙ В ИНДЕЙСКОЙ ШКОЛЕ И КАК СТАРЕЙШИНА, Я УМОЛЯЮ ТЕХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ПОДАРИЛИ ГОЛОВНОЙ УБОР ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, НЕМЕДЛЕННО ЗАБРАТЬ ЕГО; И Я ПРЕДЛАГАЮ ВСЕМ, КТО ПОДДЕРЖИВАЕТ МОЙ ПРИЗЫВ ЗА ВОЗВРАЩЕНИЕ, ДОБИВАТЬСЯ ТОГО ЖЕ», — написал Робинсон заглавными буквами на своей странице.
Более лаконично выразил свою позицию канаваке-могавк, политический аналитик, редактор и издатель Стратегического бюллетеня первых наций Рассел Диабо. «Сегодня мы стали свидетелями пышного зрелища, начавшегося с необременительного заявления папы и надевания ему на голову индейского головного убора. В этом проявилось сотрудничество католической Церкви и Канады по созданию мифологии для совместной стратегии „примирения“, рассказанной видными федеральными сотрудниками и выжившими в школах-интернатах!» — написал он 25 июля на своей странице в Facebook (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Под обоими постами оставлено немало комментариев, авторы которых в большинстве случаев полностью согласны с позицией Робинсона и Диабо. Например, Роберт Саймон скептически замечает: «Очередной пиар, ничего не произошло из того, что не одобрили бы корпоративные богачи. Не забывайте, кто в действительности правит в Канаде и провинции, богатые корпорации… Премьер-министр и папа — марионетки, богатая элита все решает».
Комментатор под ником Ферн Накс тоже поделился своими впечатлениями: «Были люди в головных уборах, нанятые актеры. Это мне напомнило нечто, увиденное еще в 70-х годах. Поднимайте Канаду».
Рэнди Элизабет обратила внимание на то, что папе римскому должны были сообщить о сакральности головного убора. «Если это был подарок, он мог бы просто подержать его, не надевая».
А по мнению Катрин Дженеро, подарившие должны понести ответственность за свои действия.
Некоторые комментаторы напомнили о папской булле, в которой сказано, как относиться к аборигенам Америки. Например, Томас Блэкберд прямо указал на это обстоятельство: «Им еще предстоит изменить папскую буллу, в которой говорится, что коренные жители не люди и у них нет души!!!»
Неудовлетворенность от визита папы римского вылилась в интернет-пространство. От него ожидали чего-то большего, чем произнесение приветствий на трех индейских языках и извинения. На этом фоне преподнесение в дар головного убора вождя показалось большинству комментаторов по меньшей мере странным и неуместным.
Похожие обсуждения можно найти и в индейских сообществах. Трудно определить, какие эмоции преобладают в этих высказываниях, недоумение, сарказм, досада, обида или разочарование. Ясно одно, не все индейцы оказались готовы принять такое «примирение». Для многих из них случившееся в Масквацисе было в лучшем случае неприятным сюрпризом, а в худшем — унижением и позором. Запланированное примирение, судя по отзывам, не состоялось.
Тем не менее, под постом Диабо была выражена и противоположная точка зрения, которая довольно распространена среди коренных жителей Америки. Ее максимально четко и лаконично выразила в своем комментарии Элисон Стюарт: «Прощение должно где-то начаться, ожесточенность НИКУДА не приводит. Я выжила в дневной школе, большая часть моих убеждений утеряна, чему учили нас наши предки. Давайте научим следующее поколение прощению, потому что мы не можем изменить прошлое, но можем создать светлое будущее».
(теги пока скрыты для внешних читателей)