Как будут ходить из Владивостока в Санкт-Петербург
2 сентября начал свою работу Восточный экономический форум (ВЭФ). Одной из главных тем первого дня форума стал Северный морской путь (СМП), который является весьма привлекательной альтернативой существующему маршруту доставки грузов из Азии в Европу через Суэцкий канал.
Перспективы развития маршрута
В своем выступлении на форуме президент России Владимир Путин заявил, что уже в 2022 году должны открыться регулярные круглогодичные контейнерные рейсы из Владивостока в Санкт-Петербург. Президент особо подчеркнул, что такие перевозки нужно сделать выгодными.
«Здесь нам нужно поработать над развитием и укреплением береговой инфраструктуры, портовой инфраструктуры, вопросами, связанными с обеспечением безопасности», — отметил он.
Путин подчеркнул, что Севморпуть — это «будущее мировых перевозок из Азии в Европу и в обратном направлении».
Президент напомнил, что большая часть пути проходит в российских территориальных водах, но Россия не собирается никого ограничивать в его использовании. «Мы готовы, и мы сейчас придерживаемся и в будущем собираемся придерживаться этих основополагающих документов», — подчеркнул Путин.
Объемы грузоперевозок
1 сентября президент РФ встречался с курсантами Дальневосточного морского тренажерного центра Морского государственного университета имени адмирала Невельского. На встрече Путин заявил, что за 10 лет объем перевозок по маршруту вырос на порядок. К 2020 году он составил 33 млн тонн, а в 2024 году должен вырасти до 80 млн тонн.
3 сенятбря с прогнозом по поводу развития СМП выступил глава «Росатома» Алексей Лихачев, заявивший, что к 2030 году планируется нарастить грузопоток по маршруту до 150 млн тонн, из которых 30 млн составят транзитные грузы. «После 2035 года выйти на сумму грузопотоков по большому северному морскому пути до 250 млн тонн», — подчеркнул он.
Глава Минвостокразвития РФ Алексей Чекунков сказал, что «перевозки по СМП должны стать в перспективе такими же предсказуемыми, как и альтернативные маршруты», и правительство намерено работать в этом направлении. Он подчеркнул, что в обозримом будущем международным перевозчикам будет обеспечен подобный сервис.
О своей готовности инвестировать в проекты, связанные с Севморпутем заявил гендиректор АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК) Евгений Дитрих. Он напомнил, что запланирована постройка восьми контейнеровозов ледового класса с вместимостью 16 тысяч TEU (размер двадцатифутового контейнера).
«ГТЛК готова выступить в качестве партнеров, как участник финансирования строительства контейнеровозов, так и создания транзитных хабов большого Северного морского пути», — заявил Дитрих. Объем инвестиций он оценил в $2,5 млрд. Примерно столько будет стоить постройка контейнеровозов.
Международное участие
На форуме транспортная группа Fesco и «Атомэнергопром» (входит в госкорпорацию «Росатом») договорились создать на территории «Владивостокского морского торгового порта» (ВМТП, входит в Fesco) транспортно-логистический узел для Северного морского пути. Узел будет создан в рамках проекта «Росатома» по организации Евроазиатского транзита контейнерных грузов.
Он станет одной из двух точек, в которой контейнеры будут перегружаться между судами арктического класса и фидерными судами. Второй хаб будет находиться у западного конца Северного морского пути в Мурманске.
Созданием двух узлов будет заниматься эмиратская компания DP World. Об этом на форуме заявил директор компании Ахмед Бин Сулайем.
«Хаб во Владивостоке будет соединен с Китаем, Японией, Южной Кореей и с железной дорогой. Хаб на западе — с портами Роттердам, Лондон, Антверпен и другими … Все это позволит организовать более эффективный маршрут, чем Суэцкий канал», — поделился он планами.
В своем выступлении на пленарном заседании ВЭФ о поддержке Севморпути заявил премьер-министр Индии Нарендра Моди. «Так же, как Россия помогает Индии развиваться в плане освоения космоса и национальной программы пилотируемых полетов „Гаганьян“, точно так же Индия станет помогать России, выступив партнером по открытию Северного морского пути и открытию этого пути для международной торговли и коммерции», — подчеркнул он.
Наращивание ледокольного флота
Для круглосуточной проводки кораблей по Севморпути необходим большой ледокольный флот. На форуме о закладке двух дополнительных ледоколов типа «Арктика» заявил глава «Росатома» Алексей Лихачев.
«Идет все по плану, мы ожидаем, второй ледокол „Арктика“ в строй войдет до конца этого года», — подчеркнул он.
Специальный представитель госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов напомнил, что ледоколы типа «Арктика» являются на данный момент самыми мощными в мире. Они могут проводить суды через лед толщиной до трех метров. В настоящее время в эксплуатации находится головной корабль серии — атомный ледокол ЛК-60я «Арктика», а на Балтийском заводе сооружаются еще четыре — «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка».
Ледоколы этого типа планируется использовать для проводки кораблей с углеводородным сырьем с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Панов также заявил, что ледокольный флот также должны пополнить четыре судна, работающих на сжиженном газе. На ВЭФ было заявлено, что «Росатом», «Норникель» и АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» подписали соглашение о совместном проектировании и строительстве двухтопливного дизель-СПГ ледокола.
Ожидается, что эти суда позволят заменить устаревающие атомные ледоколы старой серии. В основном они будут востребованы в западной части СМП и помогут освободить новые более мощные ледоколы для восточного сектора маршрута.
Панов напомнил, что в постройке находится головной ледокол проекта «Лидер», чья мощность вдвое превышает показатели «Арктики». Его планируется спустить на воду в 2027 году. В ближайшие годы будут заложены еще два корабля этого типа.
Появление этих ледоколов на Севморпути позволит проводить через льды суда шириной до 35–40 м и дедвейтом до 180–200 тысяч тонн. По расчетам, выход на маршрут трех ледоколов этого типа позволит оптимальным образом использовать Севморпуть. Этого планируется достичь к середине 2030-х годов.
Мартовская авария контейнеровоза Evergreen показала, насколько хрупкой является существующая система грузоперевозок между Азией и Европой по Суэцкому каналу. Один застрявший корабль парализовал доставку практически на неделю. Это в очередной раз показало актуальность Севморпути для мировой торговли. Россия проявляет пристальное внимание к развитию маршрута, и ожидания кратного роста грузооборота выглядят весьма реалистичными.