Здравствуйте, космические войны!
Предыстория
6 апреля 2020 года президент США Дональд Трамп подписал указ, в котором сказано:
«У американцев должно быть право вести коммерческое исследование, добычу и использование ресурсов в космическом пространстве в соответствии с применимым законодательством. Космическое пространство является с юридической и физической точки зрения уникальным пространством для деятельности человека, и Соединенные Штаты не рассматривают его в качестве всеобщего достояния. Таким образом, политика Соединенных Штатов должна заключаться в том, чтобы стимулировать международную поддержку добычи и использования ресурсов в космосе со стороны государственных и частных действующих лиц».
Мы попросили прокомментировать ситуацию с претензиями американцев на исключительное освоение космического пространства и, в частности, Луны историка науки Сергея Викторовича Александрова.
К.В.: Сергей Викторович, скажите, пожалуйста, почему именно сейчас Трамп решил опубликовать такой указ?
С.А.: Многочисленные комментаторы в соцсетях к данному событию выразили сомнение в умственных способностях президента США. И правда — вот делать стране, устойчиво лидирующей по заболеваемости и смертности от новой заразы, и без того стоящей на грани экономической катастрофы, больше нечего — только Луну делить!
У меня пока нет ответа на вопрос, почему Трамп сделал это именно сейчас. Может быть, чтобы показать, что вирусы приходят и уходят, а лидирующие позиции Америки в мире остаются. Это тем более важно продемонстрировать, когда в реальности это не так. Может быть, дело в каких-то извивах внутриполитической ситуации в США, о которых СМИ нам не расскажут. Может, это просто очередной шаг в неторопливой долговременной стратегии, во исполнение закона 2015 года… Пока не знаю.
К.В.: Напомните, пожалуйста, что это за закон 2015 года?
С. А: В 2015 году в США был принят закон «О конкурентной способности в области коммерческих и космических запусков». Этот документ наделил американские компании правом добывать, присваивать, владеть, транспортировать и продавать ресурсы других небесных тел, включая астероиды.
К.В.: Что в сложившейся ситуации необходимо делать России? И вообще, нужно ли хоть как-то реагировать?
С.А.: Реагировать нужно обязательно. Но ситуация непростая. Здесь всё далеко не так однозначно.
Международное космическое право существует с момента начала космической эры. Уже запуск Первого Спутника вызвал юридическую коллизию: трасса его полёта (проекция траектории на земную поверхность) обусловлена небесной механикой, которая про государственные границы «ничего не слышала». Проблема была решена просто: введена верхняя граница «государственного суверенитета» — до той минимальной высоты, на которой возможна устойчивая круговая орбита (где-то 180 км). Но это, между прочим, была не единственная возможная позиция, и на полном серьёзе обсуждалась возможность продления государственного суверенитета вверх до бесконечности! Что, естественно, остановило бы развитие космонавтики, если бы такое заявила бы какая-нибудь страна, способная настоять на своём. К счастью, те страны, которых тогда это реально касалось, от такой дури быстро отказались. В том числе — кстати! — и потому, что и другие небесные тела, включая Луну, в этом случае тоже постоянно пересекали бы такие «бесконечные» госграницы…
К сожалению, другие юридические проблемы космонавтики решались не так просто и однозначно. И вопрос космических ресурсов — самый неоднозначный.
Пока в нашей стране на государственном уровне всей силой пропаганды и искусства проповедовалась общность Человечества перед громадностью космоса, пока сначала советские, а потом и российские космические чиновники и эксперты как молитву повторяли слова о невозможности освоения космоса одной страной, о необходимости международного сотрудничества (и пока советские, а потом российские люди в это охотно поверили…), «наши партнёры», не забывая в своём Конгрессе заявлять про неприемлемость оружия в космосе, спокойно и методично делали то, что хотели. И совсем не то, к чему их и нас призывали и призывают отечественные идеологи космонавтики.
К.В.: Но ведь наши чиновники, скорей всего, правы. Задача освоения космоса одной страной до сих пор выглядит неподъемной. Или тут помимо сложности освоения есть и другие тонкости, которые актуальны для международного сотрудничества?
С.А.: Конечно есть! Возьмём основополагающий «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» 1967 года. В нём сказано буквально следующее:
«Статья I
…
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел.
…
Статья II
Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
…
Статья VIII
Государство — участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю.»
Смотрите, что получается. Участок лунной поверхности, даже тот, на котором развёрнута лунная база, государством присвоен быть не может. Но сами сооружения лунной базы, включая, например, вырытую на ней шахту, загерметизированную и снабжённую системами обеспечения жизнедеятельности, являются территорией этого государства! А юридический статус лунного грунта, извлечённого в процессе рытья этой шахты, получается, не определен!
К.В.: И что из этой юридической недоговоренности может следовать?
С.А.: Многие помнят, как в 1990-х средства массовой информации наводнили объявления о продаже лунных участков и сообщения о том, что какому-то известному человеку подарили квадратную милю (больше, меньше — не важно) на Луне. Тогда мало кто даже из специалистов обратил на это внимание — мол, бывало, жулики лопухам и Кремль с Эйфелевой башней продавали. К тому же, тогда дарили и звёзды… Но есть нюансы: участки на Луне продавала американская фирма, прямо и явно ссылаясь на американские законы — и также прямо и явно нарушая и Договор по космосу, подписанный США, и другие документы, США не подписанные, но по умолчанию считающиеся «общепринятыми международными правилами».
Так вот, та американская фирма ссылалась на то, что в Договоре сказано про национальное присвоение, но ничего не сказано про частное. О том, что в Договоре сказано, что космическую деятельность осуществляют государства, что все запускаемые землянами космические аппараты имеют государственную регистрацию, и что запустившие их государства отвечают за них, продавцы умалчивали.
К.В.: Был ли какой-то комментарий с нашей стороны, по поводу этих торговцев лунной поверхностью?
С.А.: Реакции нашей страны ни на каком уроне не последовало — промолчали и МИД, и Роскосмос. Да, честно говоря, мало кто из отечественных специалистов мог аргументированно ответить американцам. Пожалуй, единственным таким человеком был Григорий Сергеевич Хозин, но он, к сожалению, скончался ещё в 2001 году.
На тревожные вопросы неравнодушных чиновники отвечали, что проблемы лунной собственности станут актуальными ещё далеко не завтра. В самом деле, владелец лунного участка может греть душу мыслью о своей инопланетной латифундии, но и только. Прилететь туда и вступить во владение он не сможет, ибо пока не на чем. А когда — и это интересно — в 2004 Джордж Буш-младший провозгласил программу «Vision», в рамках которой полёты на Луну вернулись в техническую актуальность, разговоры о лунных участках как-то притихли.
В 1979 году появился еще один основополагающий документ — «Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах». Так вот, это соглашение ни одной космической державой Земли подписано и ратифицировано не было. Однако оно считается «общепринятым международным правилом». Но давайте посмотрим, что в нём сказано, это крайне интересно:
«Статья 11
1. Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества, что находит свое выражение в положениях настоящего Соглашения и, в частности, и пункте 5 настоящей статьи.
2. Луна не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на нее суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
3. Поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр, или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения или любого физического лица.
…
5. Государства-участники настоящим обязуются установить международный режим, включая соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда будет очевидно, что такая эксплуатация станет возможной в ближайшее время.
…
6. В целях содействия установлению международного режима, упомянутого в пункте 5 настоящей статьи, государства-участники информируют Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, а также общественность и международное научное сообщество в максимально возможной и практически осуществимой степени о любых природных ресурсах, которые они могут обнаружить на Луне.
7. Основные цели международного режима, который должен быть установлен, включают:
а) упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны;
b) рациональное регулирование этих ресурсов;
с) расширение возможностей в деле использования этих ресурсов;
d) справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны.»
Как я уже упоминал, в 2015 году в США был принят закон, который позволял американским компаниям добывать и продавать ресурсы не только Земли, но и других небесных тел, включая астероиды.
Через два года в такой «космической державе», как Люксембург, был принят закон «О легализации промышленной добычи полезных ископаемых в безвоздушном пространстве частными компаниями», позволяющий коммерсантам, не предъявляя прав на владение космическим объектом, получить право собственности на полезные ископаемые. Здесь уже молчать было неприлично, и МИД РФ в 2018 году на заседании юридического комитета ООН по космосу предложил сделать обязательным для всех стран требование о невозможности присвоения полезных ископаемых в космосе. Роскосмос дипломатически «выразил озабоченность». Однако, ни мантры о международном сотрудничестве, ни упорные усилия по вписыванию в американскую программу создания окололунной орбитальной станции «приватизацию» не остановили…
К.В.: То есть, фактически, после того, как мы пропустили предыдущие претензии на приватизацию космоса, не стоит удивляться новым?
С.А.: Да! И вот, 6 апреля 2020 года, президент США подписал исполнительный указ в поддержку коммерческого освоения ресурсов на Луне и других небесных телах, предписывающий американской администрации противиться любым попыткам рассматривать космическое пространство в качестве всеобщего достояния человечества.
Нетрудно заметить, что указ Трампа прямо и явно отрицает пункт 1 и, может быть, пункт 3 статьи 11 договора 1979 года, но также прямо и явно выполняет пункты 5, 6 и 7 той же статьи! Ну, в меру американского понимания вопроса.
Не нравится? Извините! Соглашение принято резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 года. 40 лет назад. Все эти годы советские, а потом российские, представители активно участвовали в многочисленных и регулярных международных мероприятиях, так или иначе связанных с космонавтикой. Все эти годы работал и работает при активном участии советских и российских представителей аппарат ООН. Все эти годы в Женеве заседал и продолжает заседать Юридический комитет ООН по космосу, в котором тоже всегда присутствовали и присутствуют наши представители. Что мешало в течение четырёх десятилетий выдвинуть и продавить нашу схему «международного режима, включая соответствующие процедуры, для регулирования эксплуатации природных ресурсов»?
Допустим, в 80-х, 90-х, даже «нулевых» годах освоение Луны в нашей стране было не самой популярной темой. Хотя, люди работали… И не только в свободное от основной работы время. Но в конце «нулевых», после долгих споров, в российской космической отрасли было принято консолидированное решение о том, что следующий шаг нашей космонавтики должен быть на Луну. И этот шаг был подтверждён развёртыванием соответствующих НИР с госконтрактным финансированием — пусть несоизмеримо менее масштабных, чем надо бы, но всё же…
Работы по технике худо-бедно, но велись. Наука космическая, отряхнув пыль со старых отчётов и оглядев наработки последних тридцати лет, начала говорить что-то определённое про места, которые на Луне наиболее интересны для постоянного пребывания.
А наука юридическая? При всём уже раскритикованном перепроизводстве юристов в постперестроечной России, желающих заняться международным космическим правом было и есть крайне немного. А те, что есть, лучше бы не лезли в тему, по моему скромному мнению…
К.В.: На Ваш взгляд, что необходимо делать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
С.А.: В первую очередь, необходим некий комплекс представлений о развитии космонавтики, об освоении космоса на длительную перспективу — скажем, на 50 (а может, как в США, и на 100) лет. Как член оргкомитета «Научных чтений памяти К. Э. Циолковского», как многолетний участник «Академических (Королёвских) чтений по космонавтике», как работник как раз соответствующих подразделений космических предприятий, уверенно утверждаю, что у нас в стране есть — пока ещё есть, люди стареют — интеллектуальные силы, способные такой комплекс представлений сформулировать. Этот комплекс представлений должен быть не просто проговорен на тех же очередных академических чтениях, а принят как государственный документ. И конечно, он должен регулярно, не реже, чем раз в несколько лет, обновляться.
Существующий документ примерно похожего назначения с громким словом «стратегия» в названии имеет гриф секретности. И поэтому он не обсуждался даже в головном профильном НИИ — ЦНИИмаше. По сути, этот документ является экстраполяцией существующих работ отдельных космических предприятий. Хорошо, что оно вообще есть, но толку от него мало.
На основе комплекса представлений, который, подчеркиваю, должен быть сформулирован, обсужден и опубликован, необходимо разработать федеральную космическую программу. Она должна быть именно федеральной, обязательно межведомственной, и замыкаться на высшую государственную власть. Эта программа должна определять роль и место космонавтики в общем хозяйственном организме страны. Она должна не только определять, когда, сколько и каких космических аппаратов нужно запустить, но и как это обеспечить кадрами, станками, комплектующими, материалами — а также транспортом, капитальным строительством… И внешнеполитической, и юридической поддержкой!
В рамках последней, поскольку мы не одни на планете, и существуют другие государства; а также, поскольку у нас странная экономика с разными формами собственности, а, стало быть, со множеством разных интересов, должна быть создана юридическая база. Наша собственная, российская юридическая база, а еще лучше в рамках ШОС, которая должна способствовать решению двух задач:
1. Обеспечение безопасности всех работ для персонала космических предприятий, для самих космонавтов и участников космических полётов, для всех окружающих.
2. Развитие космонавтики. И вот здесь нужно будет решать вопрос с космическими ресурсами. Причём не только минеральными. Едва ли не главным космическим ресурсом будет само пространство, о чём уже вопиёт ситуация на околоземных орбитах. А уж на Луне, строго исходя из Соглашения-1979, нетрудно представить предельно конфликтные ситуации при его дословном выполнении!
Только имея собственную юридическую базу, причём не запрещающую, и не только регулирующую, но и стимулирующую, мы — Россия, российская космонавтика — сможем уверенно и аргументированно противостоять стремлению США распространить на весь мир своё внутреннее законодательство. Конечно, этого недостаточно — нужна ещё и физическая возможность настоять на своём, то есть развитая экономика и, собственно, техника для освоения Луны. Но необходимость этого мы хотя бы понимаем, а вот необходимость юридической базы — увы, нет… Ну так наш американский «партнёр» нас и учит.
К.В.: Спасибо за беседу, Сергей Викторович.