Культурно-деловое взаимодействие России и Германии. Калининградская специфика
Двадцать семь лет назад при попустительстве и активном участии значительной части советской элиты было разрушено великое государство — Союз Советских Социалистических Республик (уже фактом своего существования дававшее надежду на справедливое и светлое будущее трудящимся всего мира)… И тогда же руководством России, стремившимся к «ускоренному строительству капитализма» и «сближению с Западом», были предприняты шаги, способные спровоцировать дальнейший распад нашей страны.
Один из таких шагов (довольно яркий пример) — программа развития российско-германского сотрудничества на территории Калининградской области (которая уже в начале 1990-х годов рассматривалась в качестве «экспериментальной площадки», «пилотного региона», где «отрабатываются механизмы сближения Европейского Союза и Российской Федерации»).
Особое внимание, учитывая «немецкое прошлое» региона, уделялось (а также уделяется сейчас) контактам с ведущей европейской страной — Германией.
Подчеркнем, что на протяжении всего постсоветского периода Германия является главным зарубежным партнером Калининградской области в таких сферах, как экономика, образование, культура. И данное сотрудничество продолжает стремительно развиваться. Например, с июля 2017-го по июнь 2018-го внешнеторговый оборот между российским регионом и этой страной вырос (несмотря на западные санкции) на 66% и составил порядка 470 млн долларов.
После введения Западом в 2014 году экономических санкций против России сотрудничество между Германией и многими российскими регионами продолжает развиваться (например, в экономической и гуманитарной сферах) на региональных и муниципальных уровнях власти.
И важную роль в этом диалоге по-прежнему играет Межправительственная российско-германская комиссия по вопросам российских немцев (МПК). Рассмотрим кратко историю создания и деятельность этого органа международного сотрудничества, курирующего взаимоотношения немецких общественно-политических и экономических организаций с руководством некоторых российских регионов (где отмечено компактное проживание немецкого населения).
Сразу отметим, что места компактного проживания российских немцев возникли в некоторых регионах России в результате эмиграции немецких, в том числе и протестантских, общин в Россию, начиная со второй половины XVIII века. Уже к началу XX столетия в Поволжье, например, существовало порядка 190 преимущественно немецких колоний с населением более 407 тысяч человек.
В СССР до Второй мировой войны в местах компактного проживания немецкого населения создавались автономные области немцев, немецкие национальные районы.
В 1941 году, после начала войны с Германией, часть немецких колоний была переселена на Урал, в Сибирь и среднеазиатские республики СССР. Впоследствии, со второй половины 1950-х годов, там установили административные немецкие национальные районы.
(Согласно Всероссийской переписи 2010 года в России проживало более 394 тысяч немцев, из них более 7 тысяч — в Калининградской области.)
Еще в ноябре 1991 года президент России Б. Ельцин посетил ФРГ, где пообещал германскому канцлеру Г. Колю «восстановление республики немцев Поволжья в местах традиционного проживания их предков на Волге».
Делая такой «подарок» «другу Колю», Ельцин ссылался на некий исторический прецедент — существование (с декабря 1923-го по август 1941-го на части территорий Саратовской и Самарской областей) Автономной Социалистической Советской Республики Немцев Поволжья (АССРНП).
Разумеется, немецкая сторона с большим удовлетворением приняла данный «подарок» (пусть пока в виде обещания) и обязалась «оказывать всемерную помощь по мере поэтапного создания республики немцев Поволжья», не отказываясь при этом от поддержки немцев, проживающих на других российских территориях.
21 ноября 1991 года обязательства сторон были зафиксированы в совместном заявлении, подписанном Б. Ельциным и Г. Колем.
8 декабря 1991 года, как мы знаем, было подписано преступное Беловежское соглашение, согласно которому «распускался СССР».
Заметим, что уже 26 декабря Германия установила с Россией официальные дипломатические отношения, первой из западных стран признав Российскую Федерацию правопреемницей СССР.
И далее ситуация стремительно развивается.
21 февраля 1992 года на основе Указа Б. Ельцина «О неотложных мерах по реабилитации российских немцев» была образована Межправительственная российско-германская комиссия (МПК).
Причем данная комиссия руководствовалась в своей работе Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года. Напомним, что пункт № 6 этого закона гласит: «Территориальная реабилитация репрессированных народов предусматривает осуществление на основе их волеизъявления правовых и организационных мероприятий по восстановлению национально-территориальных границ, существовавших до их антиконституционного насильственного изменения».
То есть Межправительственная российско-германская комиссия (МПК) должна была осуществлять мероприятия по поэтапному восстановлению государственности российских немцев в границах бывшей автономной республики немцев Поволжья (АССРНП), существовавшей в составе СССР с 1923 по 1941 годы.
10 июля 1992 года был подписан «Протокол о сотрудничестве между правительством РФ и правительством ФРГ по поэтапному восстановлению государственности российских немцев».
Фактически на этих документах и базируется работа МПК.
В рамках поддержки своих соотечественников в России германское правительство периодически наращивает свою ежегодную финансовую помощь, которая, например, в 2012 и 2013 гг. составляла порядка 9,3 млн евро.
В 2014 и 2015 гг. Межправительственная российско-германская комиссия в связи с санкциями, введенными Западом против Российской Федерации, не работала. Но в 2016 году возобновилась и деятельность МПК, и финансирование общественных организаций российских немцев со стороны Германии.
В январе 2016-го президент РФ В. Путин своим указом внес существенные поправки в ельцинский указ 1992 года. В действующей теперь редакции Указа отсутствуют слова «поэтапное восстановление государственности», а в целях реабилитации «считается целесообразным» предпринять шаги к образованию немецкого национального округа на территории Волгоградской области и немецкого национального района на территории Саратовской области — в дополнение к уже существующим национальным районам в Омской области и на Алтае.
В 2016 и 2017 годах произошло не только возобновление работы МПК, но и некоторое усиление (и структурирование) деятельности германских общественно-политических и экономических организаций на калининградском направлении.
Например, произошли некоторые перестановки в руководстве и изменение в функционировании так называемого Немецко-русского дома, работавшего в Калининградской области с самого начала 90-х годов. Фактически Немецко-русский дом стал Культурно-деловым центром, курирующим экономические и образовательные проекты в регионе, в том числе и с участием российских немцев.
А 25–27 сентября 2018 года в Калининграде прошел третий ежегодный Культурно-деловой форум (КДФ) российских немцев «Сделано немцами в России», совмещенный с XXIII заседанием МПК.
Сразу отметим, что первыми результатами работы КДФ (с 2016 года) стало создание Межвузовского образовательного центра, который готовит «специалистов в сфере межкультурной и языковой коммуникации», а также «активизация сотрудничества с бизнес-сообществом немцев-переселенцев в Германии».
На форуме, где обсуждалось «развитие деловых связей малого и среднего бизнеса, а также реализация социально-культурных проектов», собралось более 100 представителей немецкой диаспоры из России, Казахстана, Киргизии, Польши, гости из Германии.
Сопредседатель МПК (с российской стороны) И. Баринов на открытии мероприятия заявил: «Форум призван дополнить наши успешные социально-культурные проекты инициативами экономической направленности… На мой взгляд, взаимопроникновение этих сфер без преувеличения является залогом успешности межправкомиссии и российско-германского сотрудничества в целом».
Отметим, что такая зависимость некоторых российских образовательных и культурных проектов от немецкого бизнеса уже дала свои негативные для территориальной целостности России плоды. Например, благодаря такому «взаимопроникновению» за постсоветские годы в Калининграде возникла (пока небольшая) прослойка населения, ностальгирующая по… «прусской истории своего родного города». Эти так называемые новые кенигсбержцы являются сторонниками «европейского выбора России» и переименования Калининграда в Кенигсберг. То есть в данном случае речь идет о навязывании населению Калининградской области смены идентичности…
Об этом мы расскажем в следующих статьях.
А здесь обратим внимание на те немецкие общественно-политические организации, которые, участвуя в российско-германском диалоге, грезят «о возвращении Восточной Пруссии и ее столицы Кенигсберга».
Весной 2018 года сопредседателем МПК со стороны Германии стал Бернд Фабрициус, уполномоченный правительства ФРГ по делам переселенцев и национальных меньшинств.
До своего назначения на эту должность Б. Фабрициус являлся председателем крупной и влиятельной организации — «Федерации изгнанных», первые структуры которой зародились еще в конце 1940-х годов.
В «Федерацию изгнанных» входят многочисленные землячества немцев, по итогам Второй мировой войны вынужденно оставивших места своего прежнего проживания, в том числе и самое крупное из них — Восточно-Прусское землячество. В руководстве организаций «изгнанных» после войны нашли себе место и нацисты. Представители землячеств входили в состав послевоенных правительств ФРГ, многие из них были (и являются) членами ведущих германских партий ХДС и ХСС, а в последнее время их основной политической опорой стала крайне правая партия «Альтернатива для Германии», все больше набирающая популярность в стране.
Отметим, многочисленные немецкие общественные организации, действующие за пределами Германии, являются проводниками политики правительства ФРГ (от кого и получают основную долю финансирования). Одним из генеральных направлений немецкой внешней политики с середины XX века является так называемый «германский вопрос» (Deutsche Frage) — «достижение единства разделенных страны и немецкого народа». Причем «единство страны» не исчерпывается воссоединением ГДР и ФРГ в 1990 году. В свою очередь, «общественники» также влияют на формирование государственной политики через своих представителей во властных структурах и политических партиях страны.
На сайте «Федерации изгнанных» можно прочитать обращение Бернда Фабрициуса, в котором он ставит задачи организации на 2018 год. Фабрициус называет документы, на основе которых проходило послевоенное выселение немцев, «незаконными декретами», юридическая сила которых к настоящему времени, как он утверждает, исчерпана. Согласно его мнению, исключение этих документов из международного права стало бы важным шагом к пониманию «кенигсбергской региональной специфики» и «доказательством германского национального суверенитета в лучшем европейском смысле». Б. Фабрициус четко формулирует позицию «Федерации изгнанных»: «Устранить несправедливые указы — объединить Европу».
И люди с такой позицией будут возглавлять российско-германское культурно-деловое сотрудничество в регионах РФ, где проживает немецкое население…
К чему уже привело многолетнее международное сотрудничество в Калининграде при участии немецких политиков и общественных деятелей с вышеобозначенной реваншистской позицией — в следующих номерах газеты.