«Обучение возможно только от человека к человеку. И, вообще, все, что мы умеем, все, чему мы научились в нашей жизни, мы учились у кого-то, от кого-то, глядя на кого-то»

Родители Юга России опасаются «дистанта» в новом учебном году

Николай Богданов-Бельский. Приготовление уроков (фрагмент). 1916
Николай Богданов-Бельский. Приготовление уроков (фрагмент). 1916
Николай Богданов-Бельский. Приготовление уроков (фрагмент). 1916

Учебный год близится к завершению, уровень заболеваемости коронавирусом значительно снизился, на фоне начавшейся военной спецоперации российской армии на Украине об инфекции стали говорить гораздо меньше, да и ограничительные меры в регионах постепенно отменяются.

Однако родители школьников уже думают о том, что их ждет в следующем учебном году — их по-прежнему продолжает волновать вопрос внедрения дистанционного обучения в российских образовательных учреждениях.

Ведь текущий учебный год показал, что школьников и студентов переводили на дистанционную форму обучения уже не только по причине пандемии коронавируса, но и из-за роста заболеваемости гриппом и ОРВИ, из-за снегопадов и других неблагоприятных погодных условий, а также в связи с участившимися в последнее время сообщениями о минировании школ и вузов.

Двухлетний опыт показал, что пандемия коронавируса стала толчком к началу большого эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды в учебный процесс. Корреспонденты ИА Красная Весна вышли на улицы городов Юга России и спросили жителей, что они об этом думают.

Прохожим задали три вопроса: с какими трудностями им пришлось столкнуться при дистанционном обучении их детей, как дети усваивали материал на «дистанте», и одобряют ли они реформы в образовании по внедрению цифровых технологий.

С какими трудностями вам пришлось столкнуться при дистанционном обучении ваших детей?

Отвечая на этот вопрос, опрошенные указали на огромное количество проблем, причем связанных не только с учебным процессом, но и с бытом. Многим родителям пришлось бросить работу, чтобы помогать детям в учебе и присматривать за ними, пока те не ходят в школу. Многие затронули техническую сторону вопроса — семьям с двумя и более школьниками банально не хватало технического оснащения.

«Вы знаете, у меня трое детей, и у нас всего один ноутбук. Основная трудность была техническая, потому как совпадало время занятий моих детей, и получались накладки. Соответственно, ребята пропускали некоторые уроки. Плюс, в квартире присутствуют посторонние шумы, что тоже отвлекало (от учебного процесса — прим. ИА Красная Весна)», — поделилась своим негативным опытом многодетная мама.

«Мне пришлось оставить работу, и я с утра до обеда занималась, сидела с ними, объясняла им учебный материал. Вместе решали задачи. Учителя задают в два раза больше на дистанционном обучении, то есть и классную, и домашнюю работу приходится одновременно делать», — пожаловалась еще одна собеседница агентства.

«Мы столкнулись не только с „дистантом“, но и с тем, что ты не можешь оставить ребенка семилетнего дома одного», — такую проблему озвучила мама первоклассника.

«Проблемы подготовки материала учителями, разные системы — математика по одной системе, физика — по другой», — отмечает мужчина, воспитывающий двоих детей.

На отсутствие единства системы указывает и мама ученицы начальных классов: «Во-первых, не было и какой-то единой системы, абсолютно никакой. Мы получали задания в вайбере и должны были находить время, чтобы самостоятельно изучать материалы и (объяснять их — прим. ИА Красная Весна) доступно для ребенка».

«Я не учитель — у меня другая профессия, и мне приходилось это делать после своей работы. Компьютер занят работой, то есть ребенок абсолютно целый день был предоставлен самому себе», — с негодованием добавила женщина.

«Работающие родители столкнулись с тем, что все уроки делались после работы — у кого-то в восемь часов, у кого-то в девять. И, соответственно, ребенок уже очень плохо усваивает какие-либо знания в этот период, и уставший родитель тоже не особо может объяснить», — признается мама школьника.

«Проблемы связи, проблемы площадок образовательных. Отсутствует обратная связь с учителем — нет вот этого взгляда учительского, который может определить, понял ребенок или не понял», — делится своим опытом папа третьеклассницы.

Как ваш ребенок усваивает материал на дистанте?

На этот вопрос все респонденты ответили однозначно — дистанционно учиться невозможно, учебная программа не усваивается, а сам учебный процесс в дистанционной форме — это фикция.

«Усваивает материал? А как он усваивает? Скидывали ссылки, и ребенок просто смотрел. Ему никто ничего не объясняет. Он ничего не понимал — потом я ему сидела и объясняла все сама», — сетует мама школьника.

«Мое высшее образование позволяет мне объяснить ребенку программу начальной школы. Но я уверена, что не все родители имеют педагогическое образование, а оно нужно, потому что знать и уметь объяснить ребенку — это абсолютно разные вещи», — убеждена мама ученика третьего класса.

«Считайте, что никакого образования не было — приходилось летом уже, когда более или менее „устаканилось“ положение на работе, нанимать репетиторов, чтобы „догонять“ программу, чтобы ребенок пришел в школу и не учился заново писать», — с негодованием отметила другая собеседница.

«Учитель все-таки „электронным“ голосом говорит, а дети имеют возможность в это время отвлекаться на какие-то посторонние шумы и еще куда-то. Это все очень пагубно влияет на качество усвоения материала, и это заметно», — добавила еще одна жительница южного региона.

Одобряете ли вы реформы в образовании по внедрению цифровых технологий и почему?

По мнению опрошенных жителей Юга России, цифровые технологии и «дистант» могут применяться в образовательном процессе только в качестве вынужденной меры для тех учеников, которые физически не могут посещать школу, и исключительно в добровольном порядке.

«Есть такие категории школьников, которые не имеют возможности обучаться очно, допустим, ввиду присутствия какого-либо заболевания. В таком случае дистанционные технологии, конечно, могут помочь, но, в любом случае, это решение должен принимать родитель. А вот с точки зрения раздачи детям планшетов и перевода их на дистанционную форму обучения — однозначно нет», — такую позицию выразила участница опроса.

«Конечно же не одобряю, потому что только живое общение с учителем. Только учитель, а не искусственный интеллект, может объяснить ребенку материал», — считает мама троих детей.

«Отношусь резко отрицательно. Обучение возможно только от человека к человеку. И вообще, всё, что мы умеем, всё, чему мы научились в нашей жизни, мы учились у кого-то, от кого-то, глядя на кого-то. Да, можно найти какую-то информацию, прочесть ее, но это не означает, что ты научился», — добавила другая собеседница.

«Не одобряю, потому что считаю, что единственной правильной формой обучения является очная, когда есть непосредственный контакт учителя и ученика», — убеждена мама школьника.

«Я считаю, что учитель должен остаться. Говорят, что в Великой Отечественной войне одержал победу сельский учитель — так и должно продолжаться дальше: только передача знаний глаза в глаза, своим собственным примером увлечет учеников. А „цифра“ этого не сделает», — заключил респондент.

Подводя итоги опроса, можно сделать вывод, что жители Юга России выступают категорически против внедрения в учебных учреждениях дистанционной формы обучения и не одобряют реформ в системе образования, связанных с применением цифровых технологий.

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER


Другие статьи из сборника «Украинство»