Кинотеатры могут исчезнуть — как феномен человеческой жизни, — и это может стать еще одним шагом к реализации антиутопии

Революция в Голливуде — это смерть большого кино или смерть человечества?

Эдвард Хоппер. Нью-йоркский кинотеатр. 1939
Эдвард Хоппер. Нью-йоркский кинотеатр. 1939

В начале декабря над голливудскими холмами разразилась буря, которая зрела многие годы. Ускорила процесс все та же злосчастная пандемия коронавируса. Исход бури неясен, но итоги ее, несомненно, значительно изменят современный мир.

Уже несколько лет между классическими кинотеатрами и онлайн-кинотеатрами идет необъявленная борьба за зрителя. При этом наблюдатели отмечают, как интернет-платформы стягивают к себе творческие силы индустрии, заманивают лучшие кадры, в том числе режиссеров, сценаристов, актеров и другие таланты.

Неизвестно, как долго длился бы этот процесс, однако пандемия ускорила и обострила нарастание конфликта. На фоне пандемии во всем мире были закрыты кинотеатры, приостановлены съемки, многие премьеры были перенесены на 2021 год. Хотя вакцинация населения уже началась, неизвестно, когда рынок сможет вернуться к какому-то подобию прежней жизни.

Спусковым крючком стал прокат блокбастера Кристофера Нолана «Довод». Сам автор настаивал на возможно ранней премьере фильма, который, по его мнению, должен был «перезапустить» киноиндустрию. Однако чуда не случилось, хотя руководство студии Warner Bros. несколько раз переносило дату релиза, надеясь максимально выгадать в сложной ситуации. На момент премьеры кинотеатры Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, которые составляют значительную часть американского рынка, оказались закрыты из-за новой вспышки заболеваемости. За это можно особо поблагодарить движение Black Lives Matter.

Для того, чтобы «отбить» средства, затраченные на съемки, маркетинг и прокат фильма, как правило, требуется сумма, вдвое превышающая его бюджет. В американском прокате «Довод» с бюджетом $ 200 млн смог собрать чуть менее $ 58 млн. Мировые сборы составили $ 362 млн, однако с учетом средств, затраченных на продвижение фильма, прокат признан провальным.

3 декабря руководство компании Warner Bros. заявило о революционном для всей киноиндустрии решении. Если ранее кинотеатральное окно, то есть временной промежуток между премьерой фильма на больших экранах и выходом в Сети составлял 75-90 дней, то в 2021 году 17 фильмов будут выпущены одновременно в кинотеатрах и на онлайн-платформе HBO Max. В компании при объяснении своего решения заявили, что это временная мера, дальнейшие планы будут скорректированы в зависимости от эпидемиологической ситуации.

В заявленный список вошли такие фильмы, как «Дюна» Дени Вильнёва, «Матрица 4» Ланы Вачовски, «Отряд самоубийц: Миссия невыполнима» Джеймса Ганна, «Годзилла против Конга» Адама Вингарда, «Том и Джери» Тима Стори и другие. Первопроходцем назначили блокбастер «Чудо-женщина: 1984», премьера которого была назначена 25 декабря 2020 года.

И грянула буря…

На студию обрушился шквал критики, этим решением оказались ошеломлены и возмущены практически все участники американского рынка: от режиссеров и актеров до крупнейших сетей американских кинотеатров. И дело вполне может дойти до суда. «Что это за свистящий звук? Это юристы точат свои клинки», — ехидно отметили в издании The Hollywood Reporter.

Первой отреагировала крупнейшая сеть кинотеатров AMC Theatres. Глава компании Адам Арон возмутился, что студия лишает прибыли не только себя, но и других игроков — ради продвижения своего онлайн-сервиса HBO Max, который резко отстает от Netflix и Disney+. Он подчеркнул, что киносеть будет добиваться таких экономических условий, которые позволят сохранить кинопрокат и не дадут Warner реализовывать свои проекты за чужой счет.

В это время другие киносети размышляют, как наказать студию. Предлагается продавать билеты по крайней низкой цене в $ 3-5. Поскольку кинотеатры намерены забирать около 70% доходов, то студия фактически ничего не получит с проката.

Крайне резко выступил режиссер Кристофер Нолан. Режиссер, который работал со студией более 15 лет и выпустил совместно с ней трилогию о Темном рыцаре, уверен, что в таком решении нет экономического смысла, а руководство компании просто не понимает, каковы будут последствия для всего рынка.

Он рассказал, как были оскорблены участники проектов: «Некоторые из крупнейших режиссеров и самые важные звезды ложились спать, думая, что работали на величайшую киностудию, а проснулись, узнав, что работали на худший стриминговый сервис».

Нолана поддержал автор «Дюны» режиссер Дени Вильнёв. Он напомнил, что в 2018 году ранее респектабельную студию «захватил» телекоммуникационный гигант AT&T, чей астрономический долг составляет $ 150 млрд. По его мнению, за счет перекройки сложившейся традиции эта корпорация пытается выплыть из непростой ситуации. Режиссер подчеркнул, что в решении компании нет любви ни к кино, ни к зрителю.

«Стриминговые сервисы являются позитивным и мощным дополнением к экосистемам кино и телевидения. Но я хочу, чтобы зрители поняли, что стриминг сам по себе не может поддерживать киноиндустрию в том виде, в каком мы её знали до COVID. Стриминг может производить отличный контент, но не фильмы масштаба „Дюны“. Решение Warner Bros. означает, что у фильма не будет шанса показать такие финансовые результаты, чтобы стать жизнеспособным, и пиратство в конечном итоге восторжествует», — заявил Вильнёв. При этом он особо подчеркнул, что Warner Bros., возможно, только что убила франшизу «Дюна».

По словам режиссера, «Дюна» стала лучшим его фильмом, над которым он и его команда работали более трех лет. За это время команда смогла добиться идеального изображения и звука для показа картины на большом экране.

Далее о своем намерении оспорить в суде планы Warner Bros. заявила студия Legendary Entertainment, которая участвовала в производстве фильмов «Дюна» и «Годзилла». Кроме того, компания вложила в производство этих двух картин около $ 335 млн. При прокате в Сети компания не сможет вернуть эти средства. Впрочем, в студии готовы отказаться от претензий, если Warner Bros. полностью выкупит ее долю.

Следом возмутились агенты актеров Марго Робби, Киану Ривза, Дензела Вашингтона, Уилла Смита, Анджелины Джоли и Хью Джекмана, которые оказались перед угрозой потери доходов от проката. При этом ранее Warner Bros. договорилась с главной актрисой фильма «Чудо-женщины: 1984» Галь Гадот о выплате отступных в размере $ 10 млн. Такую же сумму получила режиссер фильма Пэтти Дженкинс. Видимо, такие затраты показались руководству студии избыточными, поэтому агенты других актеров узнали о планах компании за полчаса до его официальной публикации. В связи с чем представители актеров выразили крайнее недоумение, а также задались вопросом, почему их клиентам не сделали подобных предложений.

Крайне резко отреагировали в Гильдии режиссеров Америки, в которой начали циркулировать предложения о бойкоте Warner Bros. Некоторые представители киноиндустрии стали называть студию Former Bros. («Бывшие братья»). Если ранее режиссеры уважительно относились к студии, то решение о совмещенной премьере резко изменило их мнение, авторы не согласны считать себя инженерами, которых так просто заменить.

Угрозы Голливуда не остались просто словами и красивой фразой. 23 декабря глава студии Sony Pictures Тони Винчикерра заявил о «буме интереса» к его студии, которая намерена придерживаться классического формата кинопроката. Впрочем, он отметил, что 30-дневное окно будет лучшим вариантом в создавшейся ситуации. Пока же, по прогнозам режиссера Пэтти Дженкинс, его студию ждет великая судьба, ей суждено совершить переворот в индустрии.

Единственным выгодоприобретателем в ближайшем будущем, по мнению профессора Center for New Media Эбийгейл де Косник, станут пираты. Эта проблема до сих пор не решена, особо она актуальна для тех стран, где не представлены онлайн-сервисы с их эксклюзивным материалом. Эксперт уверена, что как только картины выйдут на платформах, их копии моментально распространятся по всей Сети. «Конечно, пираты празднуют решение WarnerMedia», — заявила профессор.

Под таким натиском ярости и гнева компания Warner Bros. несколько сдала назад. Так, например, «Дюна» Вильнёва, возможно, выйдет в классическом формате. И всё же это будут частные исключения на фоне нового правила. И к этому правилу будут склоняться другие игроки. А если точнее, это правило будут диктовать, в том числе, нарастившие мощь онлайн-платформы.

Так, по прогнозам крупнейшей в мире платформы Netflix, к концу 2020 года число ее платных подписчиков превысит 200 млн человек. Впечатляющих результатов достигла платформа Disney+, которая за год после запуска собрала 86 млн подписчиков. При этом в самой компании рассчитывали достичь таких показателей за 5 лет. Теперь компания прогнозирует увеличение подписчиков к 2024 году до 230 млн человек. И для этого есть серьезные основания.

В начале декабря студия Disney представила порядка 20 проектов сериалов, основанных на ответвлении «Звездных войн», а также на комиксах вселенной Marvel, всего было презентовано 105 проектов. Рынок моментально отреагировал на «День инвестора», цена акций студий выросла сразу на 8%, стоимость каждой составляла чуть больше $ 167, рыночная капитализация фирмы перевалила за $ 300 млрд. Вот так: кому война, кому мать родна, кому пандемия, кому сияющие перспективы. И вряд ли прежние фавориты способны остановить тяжелую поступь новых монстров.

К тому же скандальный план развития сервиса HBO Max дал первые положительные для владельцев результаты. Нолан не зря назвал эту платформу «худшим сервисом». По отчету AT&T, к ноябрю 2020 года число «общих подписчиков» платформы составило 28,7 млн человек. Однако, как выяснили журналисты, многие из них не пользуются сервисом, реальное количество активных подписок составило всего 8,6 млн. 25 декабря на платформе состоялась обещанная премьера «Чудо-женщины» и, как сообщают представители компании, в день выхода фильма число просмотров HBO Max выросло в три раза. Ставка на онлайн-премьеру фильма оказалась верной.

Однако беспокоит не столько передел рынка, сколько те трансформации общества, к которым он способен привести. Среди всех мнений актеров, режиссеров и продюсеров, обеспокоенных падением доходов или художественного уровня, необходимо выделить предупреждение режиссера Вильнёва, который напомнил о социальном и культурном значении коллективного просмотра:

«Кино на большом экране — это больше, чем бизнес, это форма искусства, которая объединяет людей, прославляет человечество, усиливает наше сопереживание друг другу. Это одно из самых последних художественных — личных и в то же время коллективных — переживаний, которые мы разделяем как человеческие существа. В темных кинотеатрах фильмы запечатлевают нашу историю, воспитывают нас, питают наше воображение, поднимают и вдохновляют наш коллективный дух. Это наше наследие».

Можно быть уверенным, что Голливуд окажет мощное сопротивление наступлению новых хозяев, однако многое говорит о том, что этот бой будет проигран. Если пандемия коронавируса — это явление биологической войны, на авансцену один за другим будут выходить новые вирусы, государства будут держать своих граждан взаперти, и в такой ситуации кинотеатры могут исчезнуть как феномен культурной, социальной жизни.

Заключенное под домашний арест человечество с удовольствием убежит от скуки и одиночества в миры иллюзий и фантазий, доставляемые прямо на дом. Судя по тому, что в 2020 году пользователи сервиса YouTube потратили 100 млрд часов на просмотр игрового контента, человечество активно движется к тому, чтобы погрузиться в вечный виртуальный сон.