Смогла ли нефтяная отрасль России перестроиться после начала СВО?
Нефтяная отрасль в России находится под санкциями Запада еще с 2014 года. Так, еще до начала спецоперации Запад ввел запрет на экспорт в Россию товаров, услуг или технологий, связанных с разведкой и добычей нефти на арктическом шельфе, глубоководной добычей и со сланцевыми проектами.
С каждым годом санкционное давление нарастало, но наиболее резкие изменения произошли после начала спецоперации в 2022 году. Своей многолетней политикой по вводу все новых и новых санкций против России страны Запада наглядно демонстрировали, что они не хотят договариваться, и ограничения не снимут.
В 2022 году Запад перешел к прямому разрыву связей по нефтяным поставкам, наработанных за десятилетия еще со времен СССР. Казалось невозможным, что Запад сам себе «выстрелит в ногу» и откажется от российских энергоресурсов, но он именно это и сделал.
Разберем ситуацию, связанную с поставками нефти из РФ на мировой рынок.
Санкции против российского экспорта нефти
3 июня Евросоюз принял шестой пакет санкций в отношении России, который начал действовать с 5 декабря 2022 года. Согласно документу, ЕС ввел запрет на поставку российской нефти морским транспортом в страны ЕС, а для поставки в третьи страны начал действовать так называемый «потолок цен».
Изначально рассматривалось включить в эмбарго трубопроводные поставки российской нефти в Европу. Однако Чехия, Венгрия и Словакия смогли добиться для себя исключения, и эмбарго коснулось только морских поставок.
Кроме того, в виде исключения Болгарии разрешили ввозить сырую нефть морским транспортом до конца 2024 года, а в Японию — до июня 2023 года. Все эти страны не попадают под ограничение так называемого «потолка» цен.
Одновременно с эмбарго, с 5 декабря начал действовать потолок цен на нефть. Тогда его установили в размере $60 (4,9 тыс. руб.) за баррель. По условиям, компании из стран, принявших санкции, не могут оказывать транспортные, финансовые и страховые услуги, если перевозится российская нефть и ее цена выше установленного потолка.
Несмотря на широкие исключения, ЕС рекомендовал всем странам как можно скорее перейти на поставки от альтернативных поставщиков.
ЕС и США открыто заявляли, что санкции нужны для сокращения доходов России, которые идут на финансирования военной спецоперации и ее военно-промышленного комплекса. Об этом прямо говорится в совместном заявлении президента США Джо Байдена и главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, опубликованном 10 марта 2023 года.
Страны Запада небезосновательно полагали, что экспорт российской нефти и нефтепродуктов существенным образом зависит от поставок в Европу. Возможно, они полагали, что российская экономика не сможет быстро перестроиться на экспорт в другие страны.
Что произошло на самом деле, рассмотрим ниже, а сначала давайте оценим показатели российского экспорта нефти до СВО, чтобы было с чем сравнить.
Что было до СВО
По данным Федеральной таможенной службы России, за 2021 год общий объем экспорта нефти из России составил около 232 млн тонн, или примерно 11% всех поставок нефти на мировой рынок.
Крупнейшим покупателем российской нефти в 2021 году был Китай, который приобрел 71 млн тонн сырья и его доля составила около 30% от всего экспорта из России. Всего доля экспорта нефти в «дружественные» страны составила 40%.
На долю недружественных стран приходилось 60% всего экспорта или 137 млн тонн. Из них почти четыре пятых всех поставок, около 108 млн тонн, шла в страны Евросоюза. Это и логично, ведь Европа была крупным платежеспособным рынком, который географически близок к России и которому нужны энергоресурсы.
В денежном выражении недружественные страны дали 59% поступлений от экспорта нефти или $65 млрд (5,3 трлн руб.).
По трубопроводам в 2021 году из России компании экспортировали 76 млн тонн (33% всего экспорта), из которых можно выделить два крупных направления: западное и восточное. На западном направлении по широко известному нефтепроводу «Дружба» поставки в Европу составили 36 млн тонн (что эквивалентно среднему уровню в 0,72 млн б/с).
Условно восточное направление представлено нефтепроводом «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) и транзитными трубопроводами через Казахстан в Китай, через которые поставки в сумме составили 40 млн тонн.
Несмотря на трубопроводы, крупнейшие поставки в страны дальнего зарубежья осуществлялись морским транспортом. На них пришлось 119 млн т или около 52% от всего экспорта из России.
Таким образом, перед началом спецоперации в недружественные страны Россия экспортировала 60% нефти, из которых одна четверть приходилась на поставки по трубопроводу «Дружба» и три четверти поставок осуществлялось морским транспортом через порты Балтийского и Черного морей.
Как страны вводили санкции против экспорта российской нефти
Первыми в санкционную войну с использованием запретов на поставку нефти из России еще в марте 2022 года включились США, Австралия и Канада. Для этих стран политическое решение было легким, потому что не влекло за собой значимых потерь для экономики.
Так США, мировой лидер по добыче, в 2021 году импортировали из России около 7 млн тонн нефти, то есть на них приходилось около 3% экспорта из России.
Легче всего ввести эмбарго было Австралии и Канаде, которые и раньше, если и получали нефть из России, то в объемах на уровне статистической погрешности.
В 2021 году по данным Федеральной таможенной службы России (ФТС) поставки нефти из России в Великобританию составили 3,1 млн т нефти, или $1,4 млрд (115 млрд руб.) в денежном эквиваленте. Еще в марте 2022 года страна заявила, что постепенно откажется от российской нефти к концу года.
Летом 2022 года британские власти бодро отрапортовали, что страна впервые с 1997 года слезла с российской нефтяной иглы. Хотя уже в ноябре 2022 года СМИ королевства отметили, что теперь Великобритания получает российскую нефть не напрямую, а через посредников. Это законно и не нарушает санкции, так как для них важен конечный пункт, откуда прибыла партия нефти, а не страна, в которой она была добыта.
Совсем другая ситуация была в Европе, которая получала существенные объемы из России. Поэтому в мае 27 стран ЕС договорились ввести эмбарго с двумя отсрочками, чтобы смягчить удар по своей экономике.
Ответ России
Изначально власти России никак существенно не отвечали на экономическую войну со стороны Запада. Определенный настрой в элите в начале марта 2022 очень емко выразил глава МИД РФ Сергей Лавров: «Я очень надеюсь, что сейчас „перебесятся“ наши главные партнеры, и мы будем готовы разговаривать».
Пока часть элиты нашей страны надеялись сохранить партнерские отношения, Запад вводил один пакет санкций за другим.
В апреле 2022 года президент России Владимир Путин призывал переориентировать поставки энергетических ресурсов на Восток и внутренний рынок страны.
Весь год Россия призывала Запад одуматься, подумать о прагматических интересах, не рвать связи, наработанные десятилетиями.
1 сентября 2022 года вице-премьер РФ Александр Новак заявил, что Россия не будет поставлять нефть в страны, которые введут потолок цен.
В декабре 2022 года Путин подписал указ, согласно которому с 1 февраля 2023 года Россия запретила поставлять нефть недружественным странам, которые ввели потолок цен.
В конце декабря, уже после начала действия эмбарго и потолка цен на нефть, Новак заявил о возможном снижении добычи нефти в России. По его словам, страна может снизить добычу на 500-700 тыс. баррелей в сутки уже в 2023 году.
Уже 10 февраля 2023 года Новак заявил о добровольном сокращении добычи нефти в России на 500 тыс. б/с с марта. Позже страны ОПЕК+ тоже приняли решение сократить добычу нефти на 1,66 млн б/с, в котором уже учтено сокращение добычи Россией.
Смогла ли Россия перестроиться?
В октябре 2022 года, еще за полтора месяца до начала действия санкций, в западной прессе появились неожиданные публикации. Оказывается, кто-то по всему миру лихорадочно скупает подержанные танкеры. Затем появились публикации, что Россия создает «теневой флот», с помощью которого планирует обходить запрет на эмбарго.
Надо отметить, что несмотря на отсутствие каких-то громких политических действий со стороны России, компании весь 2022 год активно перестраивали свою логистику поставок. Они переориентировали нефтяные потоки, главным образом, в Индию и Китай.
За весь 2022 год экспорт нефти из России составил 242 млн тонн, что даже выше, чем было годом раньше. Несмотря на то, что страны ЕС громко кричали об отказе от российской нефти, а в декабре уже начало действовать эмбарго, общий объем поставок нефти за год составил 93 млн тонн.
Объем экспорта в недружественные страны с марта 2022 года планомерно снижался. Если сравнивать данные за декабрь 2021 года и за декабрь 2022 года, то доля поставок в недружественные страны снизилась с 56% до 24%.
Поставки по трубопроводу «Дружба»
Объем поставок по трубопроводу «Дружба» за 2022 год даже вырос и составил 38 млн тонн (что эквивалентно среднему уровню в 0,76 млн б/с).
Германия и Польша обещали, что в 2023 году прекратят поставки нефти по трубопроводу. Уже в феврале обе страны заявили, что полностью прекратили их. Отметим, несмотря на то, что Германия прекратила покупать российскую нефть по трубопроводу «Дружба», она по нему же получает казахскую нефть, которая не попала под санкции и транспортируется через российскую трубопроводную систему.
По данным газеты «Ведомости», объем экспорта по «Дружбе» в феврале составил чуть менее 1 млн т (что эквивалентно среднему уровню в 0,26 млн б/с), что в три раза меньше, чем в феврале 2022 года.
Таким образом, если сравнивать данные февраля 2023 года со средними данными за 2021 год, то снижение поставок в среднем составило 0,46 млн б/с (или на 61%).
Морские поставки
По данным Bloomberg, который использует средний показатель за четыре последних недели, на конец марта 2023 общий объем поставок нефти морским транспортом из России составил 3,4 млн баррелей в сутки (б/с), тогда как на конец января 2022 года он составлял 2,7 млн б/с.
Для сравнения, на конец января 2022 на на Азию приходилось 1,2 млн б/с (44%), на страны Северной Европы — 1,1 млн б/с (41%), покупателям Черноморского бассейна — 0,2 млн б/с (7%) и покупателям в Средиземном море — 0,3 млн б/с. (11%).
На конец марта 2023 года на Азию приходится 2,5 млн б/с (74%), на неизвестного покупателя — 0,6 млн б/с (17%), на покупателей Черноморского бассейна — 0,2 млн б/с (6%) и покупателей в Средиземном море — 0,1 млн б/с. (3%).
На конец марта 2023 года в Черном море поставки осуществляются только в Болгарию, а в Средиземном — в Турцию.
В этих данных показательно три момента. Во-первых, имеется значительный рост объема поставок по морю, в то время когда были опасения его существенного снижения.
Во-вторых, рост поставок морским транспортом компенсирует снижение поставок по трубопроводу «Дружба». В-третьих, отметим существенную переориентацию поставок в Азию вместо экспорта европейским странам.
Изменение логистики по регионам отправки
Проследим, как изменилась логистика поставок в зависимости от портов.
Из Балтики
Если до спецоперации из портов Балтийского моря поставки, в основном, шли в страны Северной Европы, иногда в Средиземноморье и редко в Азию, то с конца марта 2022 года резко выросли поставки в Азию.
В марте 2023 года начался резкий рост поставок в «неизвестные страны». За последнюю неделю марта они примерно сравнялись с поставками в Азию. Вместе эти два направления дают 95% объема, а оставшийся объем поставили в Средиземноморье.
Из Черного моря
В начале 2022 года основной объем поставок шел в страны Черноморского побережья и Средиземноморья. В марте 2023 года появились поставки в «неизвестные страны». Значительная часть поставок перенаправлена в Азию, но частично остались поставки в средиземноморские и черноморские страны.
Из Арктики
Если до спецоперации из порта Мурманска поставки шли в страны Северной Европы и Средиземноморья, то с декабря 2022 года поставки идут только в Азию.
Из Тихого океана
В начале 2022 года основным направлением поставок был Китай. К тому же, поставки осуществлялись в Южную Корею, Японию, США и другие страны. Отметим, что в Индию значимых поставок не было. В марте 2023 года более половины всех поставок приходится на Китай. Остальная часть приходится на Индию и «неизвестные страны».
Таким образом, видно, что логистическое плечо сильно возросло с портов в европейской части России.
Теневой флот и срыв «Блицкрига» Запада
Появилось и новое направление поставок — так называемый «неизвестный получатель». Это серые поставки нефти. Важнейшим фактором успеха в налаживании поставок нефти из России стала покупка «теневого флота».
По оценке Bloomberg, сделанной во второй половине февраля 2023 года, Россия собрала более 600 танкеров в своем теневом флоте, что составляет около 10% от общего числа танкеров по всему миру. Общая его стоимость составляет более $2 млрд (165 млрд руб.).
Судовладельцы рассказали агентству, что неизвестные покупатели начали активно приобретать старые суда еще в прошлом году. Участники рынка связывают их с Москвой. На фоне массовой скупки танкеров для создания теневого флота цены на транспортировку и на танкеры выросли по всему миру, отмечает Bloomberg.
О том, что блицкриг Запада на этом нефтяном направлении сорвался, открыто 3 марта 2023 уже заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Он подчеркнул, что Западу важно, чтобы российская нефть продолжала поступать на рынки: «Мы знаем, что рынок нефти должен быть сбалансированным, и, если все в мире не будут покупать российскую нефть, у нас будут проблемы, потому что рынок будет очень несбалансированным».
По его словам, ЕС «нисколько не обеспокоены тем фактом, что Индия покупает российскую нефть». Позже Боррель заявил, о почти полном истощении санкционных возможностей против России.
В феврале 2023 года министр энергетики России Александр Новак заявил, что в дружественные страны планируется направить более 80% экспорта нефти. Таким образом, в недружественные страны планируется направить менее 20% экспорта нефти, и их доля уменьшится с уровня декабря 2022 года, когда поставки составляли 24%.
Вывод
В итоге можно сказать, что обвального снижения экспорта нефти в России не произошло. Рост поставок морским транспортом компенсировал снижение поставок по трубопроводу «Дружба».
Если в 2021 году экспорт нефти в недружественные страны составлял 60% от всего объема, то в декабре 2022 года объем поставок снизился до 24%. Ожидается, что в конце 2023 года поставки в недружественные страны составят менее 20%.
Этого удалось достичь за счет тактического решения в виде использования «теневого флота». Таким образом, удалось решить вопрос с перенаправлением поставок нефти в дружественные страны.
Но в чем же наша стратегия? Планируется ли производство своего танкерного флота? В каких направлениях и какие энергоресурсы следует отправлять на экспорт? Сколько нужно для этого своих танкеров и т. п.? Пока ответов на эти вопросы нет.
Также не останется бесследным резкое увеличение транспортного плеча по доставке российской нефти и использование «теневого флота», а не своего. Из-за этого значительная часть средств остается у посредников. Все это снижает поступления в бюджет России, но эта тема требует отдельного исследования.
(теги пока скрыты для внешних читателей)