«Дорога здесь пробита сквозь блокаду». Свидетельства борьбы жизни и смерти
Филиал Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» расположен далеко от Ленинграда, в поселке «Ладожское озеро» на берегу Ладоги. Среди посетителей практически нет случайных людей, которые заходят в музей между делом или чтобы погреться во время прогулки. И тем не менее в 2018 году музей посетили около 70 тысяч человек. Сюда приезжают специально, чтобы прикоснуться к прошлому.
Открытый в сентябре 1972 года, филиал был полностью реконструирован в 2015–2017 годах — отстроены новые здания, расширена экспозиция. При этом исследования деятельности «Дороги жизни» продолжаются.
Директор Центрального Военно-морского музея Руслан Нехай рассказал, что этот эпизод Великой Отечественной войны сегодня еще мало изучен. Сейчас открыты архивы в Гатчине, в которых можно по дням посмотреть, как работала «Дорога жизни» — через донесения политкомиссаров, командиров и другие документы, фиксировавшие деятельность дороги. Эти документы будут введены в научный оборот.
В настоящее время в филиале «Дорога жизни» находятся более 2 тысяч экспонатов.
Карта боевой обстановки на «Дороге жизни» отражает положение Ленинграда на 8 сентября 1941 года, когда около 3 млн людей оказались в блокадном кольце.
Город попал в тяжелейшее положение. Тяготы блокадного времени — холод и голод — неимоверным грузом легли на плечи ленинградцев.
Только одного хлеба по нормам военного времени требовалось 1100 тонн в день, а его не было. В экспозиции представлены карточки на продукты в блокадном городе и кусочек блокадного хлеба в 125 грамм, который полагался детям и иждивенцам.
Надеждой Ленинграда на возможность выстоять в условиях отсутствия сухопутной связи со страной стала Ладога. В музее находятся модели судов Северо-Западного речного пароходства и Ладожской военной флотилии, обеспечивавших перевозки грузов в осажденный город.
Представлен и самый мощный корабль Ладожской флотилии — «Пурга». «Пурга» была уничтожена вражеской авиацией в сентябре 1942 года, 11 человек из экипажа погибли. Несколько лет назад на дне Ладоги примерно в 5 км от музея был обнаружен нос корабля. Он сильно поврежден, находится в ветхом состоянии, и поднимать его не имеет смысла. Поэтому в 2018 году достали со дна лишь элементы носа «Пурги» — это фрагменты иллюминаторов и вооружения. Существует проект по созданию памятного камня, на плоской стороне которого будут закреплены фрагменты корабля.
Важной проблемой блокированного города стала нехватка водного транспорта. И Ленинград строил необходимые для перевозок грузов суда. В 1942 году было принято решение Государственного комитета обороны СССР о строительстве барж для Дороги жизни. Секции барж были построены на ленинградских судостроительных заводах — Балтийском, Адмиралтейском и судостроительном заводе им. А. А. Жданова. Всего построено 12 барж, собирались они на берегу Ладожского озера в районе мыса Осиновец.
Весной 1942 года на ленинградских судостроительных заводах было также изготовлено 118 самоходных тендеров. Они снабжались двигателем ЗИС-5, могли двигаться со скоростью 9–11 км/ч и были рассчитаны на 12,5–15 тонн груза (однотрюмные) или 25 тонн (двутрюмные).
Подлинные вещи с судов, их детали, ставшие немыми свидетелями того непростого времени, позволяют посетителям окунуться в историческое прошлое.
Самый крупный транспорт «Вилсанди» водоизмещением 600 тонн был сжат льдами и затонул в марте 1943 года на подходе к Кобоне. Транспорт был поднят, восстановлен и весной 1944 года вернулся в строй.
За период навигации 1942 года в Ленинград по Ладожскому озеру перевезено 790 тыс. тонн грузов, эвакуировано 540 тыс. человек и 309,5 тыс. тонн эвакогрузов. Сильно возросший поток грузов по воде потребовал расширенную инфраструктуру, и она была построена. Рельефная карта Кобоно-Кареджского порта во время навигации 1942 года показывает масштабность изменений.
Летом 1942 года в дополнение к имеющимся пяти пирсам в порту были построены еще шесть — пирсы МК1, МК2 и МК3 для малокаботажных судов, пирс № 6 угольный, пирс № 7 для тяжеловесных грузов, пирс № 8 паромный, а также слиповый путь. После прорытия Кобонского канала по обоим его берегам были сооружены причалы.
Среди моделей кораблей представлен и транспорт противника. Германские десантные паромы типа «Зибель» были переброшены на Ладогу в 1942 году и осенью этого года участвовали в операции немцев по захвату острова Сухо, игравшего ключевую роль на пути снабжения Ленинграда.
Немецкий десант смог высадиться на Сухо, однако Ладожская военная флотилия и советская авиация заставили противника покинуть остров.
Экспозиция музея по составу флота, работавшего на Ладоге в период блокады Ленинграда, не ограничивается моделями кораблей. На площадке под открытым небом выставлены подлинные суда, ходившие по Дороге жизни.
Так, буксирный пароход «Ижорец № 8» начал перевозки по линии Осиновец — Новая Ладога одним из первых. Этот буксир неоднократно был поврежден в результате бомбежек, ремонтировался и опять выходил на «Дорогу жизни». Немцы потопили семь барж из тех, которые он вел. А всего только за навигацию 1942 года «Ижорец № 8» и другие буксиры перевезли на баржах Северо-Западного речного пароходства свыше 440 тысяч тонн груза.
«Ижорец № 8» не только перевозил грузы, но и участвовал в прокладке электрокабелей и трубопровода. По дну Ладоги был проложен трубопровод, по которому перекачано на западный берег 34 тыс. тонн бензина. Для подачи электроэнергии было проведено пять ниток кабеля, и 23 сентября 1942 года Ленинград получил ток от Волховской ГЭС.
Также на смотровой площадке находится восстановленный в 1972 году на Балтийском заводе двухтрюмный тендер. А летом 2018 года в открытой экспозиции музея появился новый экспонат — минонометный катер «Ленинград» 1942 года постройки. До лета 2018 года он стоял в Приозерске на базе Военно-морского флота. Сейчас на катере нет вооружения, но во время войны у него на палубе сзади стояли пусковые установки «Катюши».
Когда вода Ладоги была скована льдом, по ледяным трассам шел автомобильный транспорт.
После реконструкции в музее появилось здание для крупногабаритных экспонатов. Там находится подлинный автобус АТУЛ АЛ–2, который возил людей с Дворцовой площади к мысу Осиновец на эвакуацию. Такие же автобусы вывозили людей и по «Дороге жизни». Музей получил его без колес, половина деталей уже сгнила. Но автобус был восстановлен.
Еще один крупный экспонат — автомобиль ГАЗ-АА («полуторка»), который достали со дна Ладожского озера в 1947 году. Какое-то время этот автомобиль прослужил в народном хозяйстве, затем стал экспонатом музея, он находится в рабочем состоянии. По словам заведующего филиалом Виктора Березняцкого, посетители задают вопрос, почему у «полуторки» одна фара. Ответ простой — потому что тогда был дефицит фар.
Самым интересным среди крупных экспонатов сотрудники музея считают грузовик ЗИС–5 («трехтонка»). Эти грузовики выпускались с 1933 по 1948 годы на автомобильном заводе имени И. В. Сталина и были вторыми по массовости в 1930–1940 годах. Автомобиль находился в составе 5-й роты 390-го отдельного автотранспортного батальона 17-й отдельной автотранспортной бригады и использовался для перевозки грузов по Ладоге в первые две блокадные зимы. Потом эта машина оказалась в Берлине, затем в Минске. Ее нашли по номеру двигателя и направили в музей. Грузовик, как и вся техника в павильоне для крупногабаритных экспонатов, находится на ходу.
Значительную помощь ленинградцам и бойцам Ленинградского фронта оказывали самолеты военно-транспортной авиации. На смотровой площадке музея под открытым небом установлен транспортный самолет ЛИ–2. Только с 10 октября по 25 декабря 1941 года транспортными самолетами типа ЛИ–2 было совершено 3111 самолето-вылетов в Ленинград и доставлено в город 6186 тонн грузов. Из Ленинграда было вывезено 50 099 человек, в их числе — тяжелобольные жители города, рабочие и специалисты, раненые бойцы и командиры. В этот период по воздушному пути из города на Большую землю было доставлено 1017 тонн различных грузов и оружия, изготовлявшегося в осажденном городе.
Но транспорт, с помощью которого осуществлялась связь Ленинграда с Большой землей, — не самое главное, с чем можно познакомиться в музее. Посетители могут видеть лица истинных героев Ладоги, работавших на «Дороге жизни». Благодаря этому все пространство основного здания экспозиции пронизано духом, помогавшим защитникам Ленинграда.
С фотографий военного времени на нас смотрят военные инженеры, шоферы, моряки, командиры и руководители различных служб на «Дороге жизни».
Портреты дополнены фотографиями различных событий, переносящих посетителя в военное время и позволяющих погрузиться в историю.
Экспонаты — плакаты, листовки военного времени, предметы быта, рисунки детей из детских садов Ленинграда, документы, письма, подлинные вещи защитников и мирных жителей — дают образное представление о происходивших в то время событиях.
Ленинград не просто выживал. Будучи запертым в блокадном кольце, несломленный фашистами город оттягивал на себя силы врага, уменьшая количество подразделений противника на других фронтах. И под открытым небом, и в выставочных залах представлено много образцов оружия того времени (в том числе трофейного), снарядов, патронов, гильз.
Есть на выставке и стенд, посвященный военной контрразведке Краснознаменного Балтийского флота, которая помогала флоту в проведении боевых операций и создавала условия, исключающие возможность утечки сведений о планах военного командования.
Здесь можно увидеть копии и подлинные знамена воинских подразделений, защищавших Ленинград, переходящие знамена, вручаемые отдельным кораблям или армейским частям.
Флаги, побывавшие в морских сражениях, несут на себе их следы.
Упорство и мужество советских людей, боровшихся с врагом на Ленинградском направлении, увенчались успехом: в январе 1943 года блокада была прорвана и освобожден Шлиссельбург. Но, чтобы прорыв облегчил жизнь и борьбу ленинградцев, необходимо было связать город с Большой землей прямой железнодорожной веткой. Для этого пришлось в кратчайшие сроки строить железную дорогу по болотистым местам и мост через Неву в Шлиссельбурге. Мост, для строительства которого понадобилось забить в дно скованной льдом реки 2650 свай, был возведен за 11 дней.
В экспозиции представлены железнодорожные инструменты, контрольно-измерительные приборы, которыми пользовались строители. Первый поезд по созданному пути прибыл в Ленинград уже в феврале 1943 года.
При внимательном осмотре экспозиций музея «Дорога жизни» не только осознается грандиозность свершения, осуществленного ленинградцами, но сам факт появления Дороги Победы видится закономерностью.
Силы и воля тысяч людей и в осажденном городе, и на Большой земле обеспечили поток продовольствия, оружия и хозяйственных грузов в блокадный Ленинград. И поэтому «Дорога жизни» — не обычная дорога. Название ее символизирует не только жизнь, которую она несла Ленинграду. Дорогу эту можно рассматривать как символ — символ силы Жизни, вступившей в борьбу со Смертью, в борьбу, которая не допустила торжества царства Тьмы.
Россия сейчас мало похожа на Советский Союз. Руководство страны сделало все, чтобы убить в гражданах волю к жизни и доверие к власти, помогающее объединяться в тяжелые времена. Но живущие в России люди — потомки тех, кто выстоял в 1941–1945 годах. Люди, которые смотрят со старых фотографий, — они не чужие нам. Это наши соотечественники, подающие из своего далека пример нам своими действиями, на деле показавшими, на что способен человек.
После посещения музея невольно задаешь себе вопрос — окажись ты среди этих людей, как действовал бы ты сам? В мире неспокойно, и никто не знает, чем обернется нынешнее противостояние России и Запада. В этом смысле музей может стать точкой опоры для будущего — дорогой, которая связывает нас, сегодняшних, с людьми, создавшими «Дорогу жизни».