«Дорога здесь пробита сквозь блокаду». Свидетельства борьбы жизни и смерти
![Дорога жизни](/static/files/879a3160df53.jpg)
Филиал Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» расположен далеко от Ленинграда, в поселке «Ладожское озеро» на берегу Ладоги. Среди посетителей практически нет случайных людей, которые заходят в музей между делом или чтобы погреться во время прогулки. И тем не менее в 2018 году музей посетили около 70 тысяч человек. Сюда приезжают специально, чтобы прикоснуться к прошлому.
Открытый в сентябре 1972 года, филиал был полностью реконструирован в 2015–2017 годах — отстроены новые здания, расширена экспозиция. При этом исследования деятельности «Дороги жизни» продолжаются.
![Филиал ЦВММ «Дорога жизни». 17.01.2019](/static/files/ff3d65d1e48c.jpg)
Директор Центрального Военно-морского музея Руслан Нехай рассказал, что этот эпизод Великой Отечественной войны сегодня еще мало изучен. Сейчас открыты архивы в Гатчине, в которых можно по дням посмотреть, как работала «Дорога жизни» — через донесения политкомиссаров, командиров и другие документы, фиксировавшие деятельность дороги. Эти документы будут введены в научный оборот.
В настоящее время в филиале «Дорога жизни» находятся более 2 тысяч экспонатов.
![Экспозиция в филиале ЦВММ «Дорога жизни». 17.01.2019](/static/files/e99af7fff036.jpg)
Карта боевой обстановки на «Дороге жизни» отражает положение Ленинграда на 8 сентября 1941 года, когда около 3 млн людей оказались в блокадном кольце.
![Карта боевой обстановки вокруг Ленинграда на начало блокады](/static/files/24f69ee7c41d.jpg)
Город попал в тяжелейшее положение. Тяготы блокадного времени — холод и голод — неимоверным грузом легли на плечи ленинградцев.
![Печки периода блокады Ленинграда (слева — «буржуйка»)](/static/files/88a90b724ce9.jpg)
Только одного хлеба по нормам военного времени требовалось 1100 тонн в день, а его не было. В экспозиции представлены карточки на продукты в блокадном городе и кусочек блокадного хлеба в 125 грамм, который полагался детям и иждивенцам.
![Нормы выдачи хлеба и объемы перевозок в первую блокадную зиму Ленинграда](/static/files/e66dc1f858b9.jpg)
![Карточки на хлеб в первую блокадную зиму](/static/files/a039d1581d92.jpg)
Надеждой Ленинграда на возможность выстоять в условиях отсутствия сухопутной связи со страной стала Ладога. В музее находятся модели судов Северо-Западного речного пароходства и Ладожской военной флотилии, обеспечивавших перевозки грузов в осажденный город.
![Модель военного транспорта «Совет»1938 года (1974)](/static/files/702a84b7dd57.jpg)
Представлен и самый мощный корабль Ладожской флотилии — «Пурга». «Пурга» была уничтожена вражеской авиацией в сентябре 1942 года, 11 человек из экипажа погибли. Несколько лет назад на дне Ладоги примерно в 5 км от музея был обнаружен нос корабля. Он сильно поврежден, находится в ветхом состоянии, и поднимать его не имеет смысла. Поэтому в 2018 году достали со дна лишь элементы носа «Пурги» — это фрагменты иллюминаторов и вооружения. Существует проект по созданию памятного камня, на плоской стороне которого будут закреплены фрагменты корабля.
![Модель сторожевого корабля «Пурга» 1935 года (1974)](/static/files/58c6721bc23d.jpg)
Важной проблемой блокированного города стала нехватка водного транспорта. И Ленинград строил необходимые для перевозок грузов суда. В 1942 году было принято решение Государственного комитета обороны СССР о строительстве барж для Дороги жизни. Секции барж были построены на ленинградских судостроительных заводах — Балтийском, Адмиралтейском и судостроительном заводе им. А. А. Жданова. Всего построено 12 барж, собирались они на берегу Ладожского озера в районе мыса Осиновец.
![Модель несамоходной баржи грузоподъемностью 900 тонн для Ладожского озера 1942 года (1970)](/static/files/66529c030667.jpg)
Весной 1942 года на ленинградских судостроительных заводах было также изготовлено 118 самоходных тендеров. Они снабжались двигателем ЗИС-5, могли двигаться со скоростью 9–11 км/ч и были рассчитаны на 12,5–15 тонн груза (однотрюмные) или 25 тонн (двутрюмные).
![Модель тендера для перевозок по Ладожскому озеру 1942 года](/static/files/78a040798ddb.jpg)
Подлинные вещи с судов, их детали, ставшие немыми свидетелями того непростого времени, позволяют посетителям окунуться в историческое прошлое.
Самый крупный транспорт «Вилсанди» водоизмещением 600 тонн был сжат льдами и затонул в марте 1943 года на подходе к Кобоне. Транспорт был поднят, восстановлен и весной 1944 года вернулся в строй.
![Спасательный круг с транспорта «Вилсанди»](/static/files/1007427c5ccb.jpg)
За период навигации 1942 года в Ленинград по Ладожскому озеру перевезено 790 тыс. тонн грузов, эвакуировано 540 тыс. человек и 309,5 тыс. тонн эвакогрузов. Сильно возросший поток грузов по воде потребовал расширенную инфраструктуру, и она была построена. Рельефная карта Кобоно-Кареджского порта во время навигации 1942 года показывает масштабность изменений.
![Рельефная карта Кобоно-Кареджского порта навигации 1942 года](/static/files/fb5e4cace58d.jpg)
Летом 1942 года в дополнение к имеющимся пяти пирсам в порту были построены еще шесть — пирсы МК1, МК2 и МК3 для малокаботажных судов, пирс № 6 угольный, пирс № 7 для тяжеловесных грузов, пирс № 8 паромный, а также слиповый путь. После прорытия Кобонского канала по обоим его берегам были сооружены причалы.
![Рельефная карта Кобоно-Кареджского порта в период навигации 1942 года](/static/files/d08a7cff359b.jpg)
![Рельефная карта Кобоно-Кареджского порта навигации 1942 года](/static/files/86adaea08608.jpg)
Среди моделей кораблей представлен и транспорт противника. Германские десантные паромы типа «Зибель» были переброшены на Ладогу в 1942 году и осенью этого года участвовали в операции немцев по захвату острова Сухо, игравшего ключевую роль на пути снабжения Ленинграда.
![Модель германского десантного парома типа «Зибель» 1942 года (1949)](/static/files/0d595fc39828.jpg)
Немецкий десант смог высадиться на Сухо, однако Ладожская военная флотилия и советская авиация заставили противника покинуть остров.
![Картина из экспозиции. В.А.Печатин. Отражение нападения кораблей противника на остров Сухо. 1942 г. (2015)](/static/files/dee2f27844cc.jpg)
Экспозиция музея по составу флота, работавшего на Ладоге в период блокады Ленинграда, не ограничивается моделями кораблей. На площадке под открытым небом выставлены подлинные суда, ходившие по Дороге жизни.
Так, буксирный пароход «Ижорец № 8» начал перевозки по линии Осиновец — Новая Ладога одним из первых. Этот буксир неоднократно был поврежден в результате бомбежек, ремонтировался и опять выходил на «Дорогу жизни». Немцы потопили семь барж из тех, которые он вел. А всего только за навигацию 1942 года «Ижорец № 8» и другие буксиры перевезли на баржах Северо-Западного речного пароходства свыше 440 тысяч тонн груза.
![Буксирный пароход «Ижорец №8»](/static/files/224ba7ee6323.jpg)
«Ижорец № 8» не только перевозил грузы, но и участвовал в прокладке электрокабелей и трубопровода. По дну Ладоги был проложен трубопровод, по которому перекачано на западный берег 34 тыс. тонн бензина. Для подачи электроэнергии было проведено пять ниток кабеля, и 23 сентября 1942 года Ленинград получил ток от Волховской ГЭС.
Также на смотровой площадке находится восстановленный в 1972 году на Балтийском заводе двухтрюмный тендер. А летом 2018 года в открытой экспозиции музея появился новый экспонат — минонометный катер «Ленинград» 1942 года постройки. До лета 2018 года он стоял в Приозерске на базе Военно-морского флота. Сейчас на катере нет вооружения, но во время войны у него на палубе сзади стояли пусковые установки «Катюши».
![Минонометный катер «Ленинград» 1942 года постройки](/static/files/7ab9602afbed.jpg)
Когда вода Ладоги была скована льдом, по ледяным трассам шел автомобильный транспорт.
![Картина из экспозиции. В.А.Печатин. Ладога — Дорога жизни. Зима 1941 г. (1975–1976)](/static/files/2fc725c0f75e.jpg)
После реконструкции в музее появилось здание для крупногабаритных экспонатов. Там находится подлинный автобус АТУЛ АЛ–2, который возил людей с Дворцовой площади к мысу Осиновец на эвакуацию. Такие же автобусы вывозили людей и по «Дороге жизни». Музей получил его без колес, половина деталей уже сгнила. Но автобус был восстановлен.
![Автобус АТУЛ АЛ-2, который использовался для вывозки людей из осажденного Ленинграда](/static/files/7b3dd0790baa.jpg)
Еще один крупный экспонат — автомобиль ГАЗ-АА («полуторка»), который достали со дна Ладожского озера в 1947 году. Какое-то время этот автомобиль прослужил в народном хозяйстве, затем стал экспонатом музея, он находится в рабочем состоянии. По словам заведующего филиалом Виктора Березняцкого, посетители задают вопрос, почему у «полуторки» одна фара. Ответ простой — потому что тогда был дефицит фар.
![Автомобиль ГАЗ-АА («полуторка»), который перевозил грузы по Дороге жизни](/static/files/214ac8d547a5.jpg)
Самым интересным среди крупных экспонатов сотрудники музея считают грузовик ЗИС–5 («трехтонка»). Эти грузовики выпускались с 1933 по 1948 годы на автомобильном заводе имени И. В. Сталина и были вторыми по массовости в 1930–1940 годах. Автомобиль находился в составе 5-й роты 390-го отдельного автотранспортного батальона 17-й отдельной автотранспортной бригады и использовался для перевозки грузов по Ладоге в первые две блокадные зимы. Потом эта машина оказалась в Берлине, затем в Минске. Ее нашли по номеру двигателя и направили в музей. Грузовик, как и вся техника в павильоне для крупногабаритных экспонатов, находится на ходу.
![Грузовик ЗИС-5 («трехтонка»), перевозивший грузы и людей по ледовым ладожским трассам во время Великой Отечественной войны](/static/files/968ee53c84a7.jpg)
Значительную помощь ленинградцам и бойцам Ленинградского фронта оказывали самолеты военно-транспортной авиации. На смотровой площадке музея под открытым небом установлен транспортный самолет ЛИ–2. Только с 10 октября по 25 декабря 1941 года транспортными самолетами типа ЛИ–2 было совершено 3111 самолето-вылетов в Ленинград и доставлено в город 6186 тонн грузов. Из Ленинграда было вывезено 50 099 человек, в их числе — тяжелобольные жители города, рабочие и специалисты, раненые бойцы и командиры. В этот период по воздушному пути из города на Большую землю было доставлено 1017 тонн различных грузов и оружия, изготовлявшегося в осажденном городе.
![Транспортный самолет ЛИ-2](/static/files/bbdc2d7f761c.jpg)
Но транспорт, с помощью которого осуществлялась связь Ленинграда с Большой землей, — не самое главное, с чем можно познакомиться в музее. Посетители могут видеть лица истинных героев Ладоги, работавших на «Дороге жизни». Благодаря этому все пространство основного здания экспозиции пронизано духом, помогавшим защитникам Ленинграда.
![Филиал ЦВММ «Дорога жизни»](/static/files/7245dd32b1c8.jpg)
![Филиал ЦВММ «Дорога жизни»](/static/files/9916a49a1869.jpg)
С фотографий военного времени на нас смотрят военные инженеры, шоферы, моряки, командиры и руководители различных служб на «Дороге жизни».
![Фотография из филиала ЦВММ «Дорога жизни». Моряки СЗРП, успешно выполнявшие задания по перевозкам через Ладогу. Слева направо — Н.Смирнов, А.Сергеев, Ю.Гениев, М.Могилевский](/static/files/56534fa3938e.jpg)
![Фотография из филиала ЦВММ «Дорога жизни». Генерал-майор А.М.Шилов](/static/files/5a726326b7b7.jpg)
Портреты дополнены фотографиями различных событий, переносящих посетителя в военное время и позволяющих погрузиться в историю.
![Фотография из филиала ЦВММ «Дорога жизни». Советские солдаты разгружают баржу с мукой в порту Осиновец](/static/files/8f0e044b208a.jpg)
Экспонаты — плакаты, листовки военного времени, предметы быта, рисунки детей из детских садов Ленинграда, документы, письма, подлинные вещи защитников и мирных жителей — дают образное представление о происходивших в то время событиях.
![Личные вещи блокадников. Складной нож, принадлежавший шоферу Дороги жизни А.П.Петрову. Карманные часы, принадлежавшие директору 1-го авторемонтного завода Ю.А.Корогодскому. Удостоверение на эвакуацию Крутецкой А.С. с детьми от 8•марта 1942 года (копия из собрания ЦВММ)](/static/files/4af6f644fa7f.jpg)
![Медицинские принадлежности полевых передвижных госпиталей](/static/files/9677ee5894d1.jpg)
![Селекторное устройство для связи дежурного оператора с диспетчером пирсов Осиновецкого порта](/static/files/266ae404c741.jpg)
![Командирский бинокль капитана I ранга Николая Иосифовича Мещерского, который в 1943 году был назначен в Ладожскую военную флотилию и командовал охраной водного района](/static/files/5321a5eddfe4.jpg)
Ленинград не просто выживал. Будучи запертым в блокадном кольце, несломленный фашистами город оттягивал на себя силы врага, уменьшая количество подразделений противника на других фронтах. И под открытым небом, и в выставочных залах представлено много образцов оружия того времени (в том числе трофейного), снарядов, патронов, гильз.
![Счетверенная зенитная пулеметная установка «М-4» калибра 7,62мм (стреляет на 2,5км, темп стрельбы 600 выстрелов в минуту)](/static/files/4d41e5be4283.jpg)
![Пулемет системы «Максим», который до конца Великой Отечественной войны был основным станковым пулеметом Красной армии](/static/files/0b4684a77181.jpg)
![Трофейное оружие. 9-мм пистолет-пулемет МР-40](/static/files/7755a076ee81.jpg)
![Немецкий однозарядный фугасный огнемет «Abwehrflammenwerfer-42»](/static/files/42854b319647.jpg)
Есть на выставке и стенд, посвященный военной контрразведке Краснознаменного Балтийского флота, которая помогала флоту в проведении боевых операций и создавала условия, исключающие возможность утечки сведений о планах военного командования.
![Выставочный стенд, посвященный Военной контрразведке Кразнознаменного Балтийского флота в обороне Дороги жизни в 1941–1944 годах](/static/files/9ccc7e1b908f.jpg)
Здесь можно увидеть копии и подлинные знамена воинских подразделений, защищавших Ленинград, переходящие знамена, вручаемые отдельным кораблям или армейским частям.
![Переходящее красное знамя Военного совета КБФ, врученное тральщику №176 Ладожской военной флотилии в октябре 1942 года](/static/files/4635b294e0c0.jpg)
![Красное знамя 1-й гвардейской железнодорожной артиллерийской Красносельской бригады](/static/files/c093262f6a07.jpg)
Флаги, побывавшие в морских сражениях, несут на себе их следы.
![Военно-морской флаг малого охотника «МО-201» периода 1941-1943 годов (слева). Военно-морской флаг СССР образца 1935 года (справа)](/static/files/04eaa7f9817a.jpg)
Упорство и мужество советских людей, боровшихся с врагом на Ленинградском направлении, увенчались успехом: в январе 1943 года блокада была прорвана и освобожден Шлиссельбург. Но, чтобы прорыв облегчил жизнь и борьбу ленинградцев, необходимо было связать город с Большой землей прямой железнодорожной веткой. Для этого пришлось в кратчайшие сроки строить железную дорогу по болотистым местам и мост через Неву в Шлиссельбурге. Мост, для строительства которого понадобилось забить в дно скованной льдом реки 2650 свай, был возведен за 11 дней.
![Макет низководного железнодорожного деревянного моста через Неву в Шлиссельбурге, построенного в 1943 году](/static/files/02f295d6f34b.jpg)
В экспозиции представлены железнодорожные инструменты, контрольно-измерительные приборы, которыми пользовались строители. Первый поезд по созданному пути прибыл в Ленинград уже в феврале 1943 года.
![Картина из экспозиции. М.В.Петров-Маслаков. Первый поезд «Дороги Победы» в Ленинград. 1943 год (2015)](/static/files/80b79d76fa45.jpg)
При внимательном осмотре экспозиций музея «Дорога жизни» не только осознается грандиозность свершения, осуществленного ленинградцами, но сам факт появления Дороги Победы видится закономерностью.
![Памятник героическим защитникам Ладоги на территории филиала ЦВММ «Дорога жизни»](/static/files/2f447313c060.jpg)
Силы и воля тысяч людей и в осажденном городе, и на Большой земле обеспечили поток продовольствия, оружия и хозяйственных грузов в блокадный Ленинград. И поэтому «Дорога жизни» — не обычная дорога. Название ее символизирует не только жизнь, которую она несла Ленинграду. Дорогу эту можно рассматривать как символ — символ силы Жизни, вступившей в борьбу со Смертью, в борьбу, которая не допустила торжества царства Тьмы.
Россия сейчас мало похожа на Советский Союз. Руководство страны сделало все, чтобы убить в гражданах волю к жизни и доверие к власти, помогающее объединяться в тяжелые времена. Но живущие в России люди — потомки тех, кто выстоял в 1941–1945 годах. Люди, которые смотрят со старых фотографий, — они не чужие нам. Это наши соотечественники, подающие из своего далека пример нам своими действиями, на деле показавшими, на что способен человек.
После посещения музея невольно задаешь себе вопрос — окажись ты среди этих людей, как действовал бы ты сам? В мире неспокойно, и никто не знает, чем обернется нынешнее противостояние России и Запада. В этом смысле музей может стать точкой опоры для будущего — дорогой, которая связывает нас, сегодняшних, с людьми, создавшими «Дорогу жизни».