Музеи существуют для того, чтобы хранить память о прошедших событиях. Только ли? А может, свидетельства прошлого формируют будущее? 

«Дорога здесь пробита сквозь блокаду». Свидетельства борьбы жизни и смерти

Изображение: Вячеслав Яковенко © Красная Весна
Дорога жизни
Дорога жизни

Филиал Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» расположен далеко от Ленинграда, в поселке «Ладожское озеро» на берегу Ладоги. Среди посетителей практически нет случайных людей, которые заходят в музей между делом или чтобы погреться во время прогулки. И тем не менее в 2018 году музей посетили около 70 тысяч человек. Сюда приезжают специально, чтобы прикоснуться к прошлому.

Открытый в сентябре 1972 года, филиал был полностью реконструирован в 2015–2017 годах — отстроены новые здания, расширена экспозиция. При этом исследования деятельности «Дороги жизни» продолжаются.

Изображение: © Красная Весна
Филиал ЦВММ «Дорога жизни». 17.01.2019
Филиал ЦВММ «Дорога жизни». 17.01.2019

Директор Центрального Военно-морского музея Руслан Нехай рассказал, что этот эпизод Великой Отечественной войны сегодня еще мало изучен. Сейчас открыты архивы в Гатчине, в которых можно по дням посмотреть, как работала «Дорога жизни» — через донесения политкомиссаров, командиров и другие документы, фиксировавшие деятельность дороги. Эти документы будут введены в научный оборот.

В настоящее время в филиале «Дорога жизни» находятся более 2 тысяч экспонатов.

Изображение: © Красная Весна
Экспозиция в филиале ЦВММ «Дорога жизни». 17.01.2019
Экспозиция в филиале ЦВММ «Дорога жизни». 17.01.2019

Карта боевой обстановки на «Дороге жизни» отражает положение Ленинграда на 8 сентября 1941 года, когда около 3 млн людей оказались в блокадном кольце.

Изображение: © Красная Весна
Карта боевой обстановки вокруг Ленинграда на начало блокады
Карта боевой обстановки вокруг Ленинграда на начало блокады

Город попал в тяжелейшее положение. Тяготы блокадного времени — холод и голод — неимоверным грузом легли на плечи ленинградцев.

Изображение: © Красная Весна
Печки периода блокады Ленинграда (слева — «буржуйка»)
Печки периода блокады Ленинграда (слева — «буржуйка»)

Только одного хлеба по нормам военного времени требовалось 1100 тонн в день, а его не было. В экспозиции представлены карточки на продукты в блокадном городе и кусочек блокадного хлеба в 125 грамм, который полагался детям и иждивенцам.

Изображение: © Красная Весна
Нормы выдачи хлеба и объемы перевозок в первую блокадную зиму Ленинграда
Нормы выдачи хлеба и объемы перевозок в первую блокадную зиму Ленинграда
Изображение: © Красная Весна
Карточки на хлеб в первую блокадную зиму
Карточки на хлеб в первую блокадную зиму

Надеждой Ленинграда на возможность выстоять в условиях отсутствия сухопутной связи со страной стала Ладога. В музее находятся модели судов Северо-Западного речного пароходства и Ладожской военной флотилии, обеспечивавших перевозки грузов в осажденный город.

Изображение: © Красная Весна
Модель военного транспорта «Совет»1938 года (1974)
Модель военного транспорта «Совет»1938 года (1974)

Представлен и самый мощный корабль Ладожской флотилии — «Пурга». «Пурга» была уничтожена вражеской авиацией в сентябре 1942 года, 11 человек из экипажа погибли. Несколько лет назад на дне Ладоги примерно в 5 км от музея был обнаружен нос корабля. Он сильно поврежден, находится в ветхом состоянии, и поднимать его не имеет смысла. Поэтому в 2018 году достали со дна лишь элементы носа «Пурги» — это фрагменты иллюминаторов и вооружения. Существует проект по созданию памятного камня, на плоской стороне которого будут закреплены фрагменты корабля.

Изображение: © Красная Весна
Модель сторожевого корабля «Пурга» 1935 года (1974)
Модель сторожевого корабля «Пурга» 1935 года (1974)

Важной проблемой блокированного города стала нехватка водного транспорта. И Ленинград строил необходимые для перевозок грузов суда. В 1942 году было принято решение Государственного комитета обороны СССР о строительстве барж для Дороги жизни. Секции барж были построены на ленинградских судостроительных заводах — Балтийском, Адмиралтейском и судостроительном заводе им. А. А. Жданова. Всего построено 12 барж, собирались они на берегу Ладожского озера в районе мыса Осиновец.

Изображение: © Красная Весна
Модель несамоходной баржи грузоподъемностью 900 тонн для Ладожского озера 1942 года (1970)
Модель несамоходной баржи грузоподъемностью 900 тонн для Ладожского озера 1942 года (1970)

Весной 1942 года на ленинградских судостроительных заводах было также изготовлено 118 самоходных тендеров. Они снабжались двигателем ЗИС-5, могли двигаться со скоростью 9–11 км/ч и были рассчитаны на 12,5–15 тонн груза (однотрюмные) или 25 тонн (двутрюмные).

Модель тендера для перевозок по Ладожскому озеру 1942 года
Модель тендера для перевозок по Ладожскому озеру 1942 года

Подлинные вещи с судов, их детали, ставшие немыми свидетелями того непростого времени, позволяют посетителям окунуться в историческое прошлое.

Самый крупный транспорт «Вилсанди» водоизмещением 600 тонн был сжат льдами и затонул в марте 1943 года на подходе к Кобоне. Транспорт был поднят, восстановлен и весной 1944 года вернулся в строй.

Изображение: © Красная Весна
Спасательный круг с транспорта «Вилсанди»
Спасательный круг с транспорта «Вилсанди»

За период навигации 1942 года в Ленинград по Ладожскому озеру перевезено 790 тыс. тонн грузов, эвакуировано 540 тыс. человек и 309,5 тыс. тонн эвакогрузов. Сильно возросший поток грузов по воде потребовал расширенную инфраструктуру, и она была построена. Рельефная карта Кобоно-Кареджского порта во время навигации 1942 года показывает масштабность изменений.

Изображение: © Красная Весна
Рельефная карта Кобоно-Кареджского порта навигации 1942 года
Рельефная карта Кобоно-Кареджского порта навигации 1942 года

Летом 1942 года в дополнение к имеющимся пяти пирсам в порту были построены еще шесть — пирсы МК1, МК2 и МК3 для малокаботажных судов, пирс № 6 угольный, пирс №  7 для тяжеловесных грузов, пирс №  8 паромный, а также слиповый путь. После прорытия Кобонского канала по обоим его берегам были сооружены причалы.

Изображение: © Красная Весна
Рельефная карта Кобоно-Кареджского порта в период навигации 1942 года
Рельефная карта Кобоно-Кареджского порта в период навигации 1942 года
Изображение: © Красная Весна
Рельефная карта Кобоно-Кареджского порта навигации 1942 года
Рельефная карта Кобоно-Кареджского порта навигации 1942 года

Среди моделей кораблей представлен и транспорт противника. Германские десантные паромы типа «Зибель» были переброшены на Ладогу в 1942 году и осенью этого года участвовали в операции немцев по захвату острова Сухо, игравшего ключевую роль на пути снабжения Ленинграда.

Изображение: © Красная Весна
Модель германского десантного парома типа «Зибель» 1942 года (1949)
Модель германского десантного парома типа «Зибель» 1942 года (1949)

Немецкий десант смог высадиться на Сухо, однако Ладожская военная флотилия и советская авиация заставили противника покинуть остров.

Изображение: © Красная Весна
Картина из экспозиции. В.А.Печатин. Отражение нападения кораблей противника на остров Сухо. 1942 г. (2015)
Картина из экспозиции. В. А. Печатин. Отражение нападения кораблей противника на остров Сухо. 1942 г. (2015)

Экспозиция музея по составу флота, работавшего на Ладоге в период блокады Ленинграда, не ограничивается моделями кораблей. На площадке под открытым небом выставлены подлинные суда, ходившие по Дороге жизни.

Так, буксирный пароход «Ижорец № 8» начал перевозки по линии Осиновец — Новая Ладога одним из первых. Этот буксир неоднократно был поврежден в результате бомбежек, ремонтировался и опять выходил на «Дорогу жизни». Немцы потопили семь барж из тех, которые он вел. А всего только за навигацию 1942 года «Ижорец № 8» и другие буксиры перевезли на баржах Северо-Западного речного пароходства свыше 440 тысяч тонн груза.

Изображение: © Красная Весна
Буксирный пароход «Ижорец №8»
Буксирный пароход «Ижорец № 8»

«Ижорец № 8» не только перевозил грузы, но и участвовал в прокладке электрокабелей и трубопровода. По дну Ладоги был проложен трубопровод, по которому перекачано на западный берег 34 тыс. тонн бензина. Для подачи электроэнергии было проведено пять ниток кабеля, и 23 сентября 1942 года Ленинград получил ток от Волховской ГЭС.

Также на смотровой площадке находится восстановленный в 1972 году на Балтийском заводе двухтрюмный тендер. А летом 2018 года в открытой экспозиции музея появился новый экспонат — минонометный катер «Ленинград» 1942 года постройки. До лета 2018 года он стоял в Приозерске на базе Военно-морского флота. Сейчас на катере нет вооружения, но во время войны у него на палубе сзади стояли пусковые установки «Катюши».

Изображение: © Красная Весна
Минонометный катер «Ленинград» 1942 года постройки
Минонометный катер «Ленинград» 1942 года постройки

Когда вода Ладоги была скована льдом, по ледяным трассам шел автомобильный транспорт.

Изображение: © Красная Весна
Картина из экспозиции. В.А.Печатин. Ладога — Дорога жизни. Зима 1941 г. (1975–1976)
Картина из экспозиции. В. А. Печатин. Ладога — Дорога жизни. Зима 1941 г. (1975–1976)

После реконструкции в музее появилось здание для крупногабаритных экспонатов. Там находится подлинный автобус АТУЛ АЛ–2, который возил людей с Дворцовой площади к мысу Осиновец на эвакуацию. Такие же автобусы вывозили людей и по «Дороге жизни». Музей получил его без колес, половина деталей уже сгнила. Но автобус был восстановлен.

Изображение: © Красная Весна
Автобус АТУЛ АЛ-2, который использовался для вывозки людей из осажденного Ленинграда
Автобус АТУЛ АЛ-2, который использовался для вывозки людей из осажденного Ленинграда

Еще один крупный экспонат — автомобиль ГАЗ-АА («полуторка»), который достали со дна Ладожского озера в 1947 году. Какое-то время этот автомобиль прослужил в народном хозяйстве, затем стал экспонатом музея, он находится в рабочем состоянии. По словам заведующего филиалом Виктора Березняцкого, посетители задают вопрос, почему у «полуторки» одна фара. Ответ простой — потому что тогда был дефицит фар.

Изображение: © Красная Весна
Автомобиль ГАЗ-АА («полуторка»), который перевозил грузы по Дороге жизни
Автомобиль ГАЗ-АА («полуторка»), который перевозил грузы по Дороге жизни

Самым интересным среди крупных экспонатов сотрудники музея считают грузовик ЗИС–5 («трехтонка»). Эти грузовики выпускались с 1933 по 1948 годы на автомобильном заводе имени И. В. Сталина и были вторыми по массовости в 1930–1940 годах. Автомобиль находился в составе 5-й роты 390-го отдельного автотранспортного батальона 17-й отдельной автотранспортной бригады и использовался для перевозки грузов по Ладоге в первые две блокадные зимы. Потом эта машина оказалась в Берлине, затем в Минске. Ее нашли по номеру двигателя и направили в музей. Грузовик, как и вся техника в павильоне для крупногабаритных экспонатов, находится на ходу.

Изображение: © Красная Весна
Грузовик ЗИС-5 («трехтонка»), перевозивший грузы и людей по ледовым ладожским трассам во время Великой Отечественной войны
Грузовик ЗИС-5 («трехтонка»), перевозивший грузы и людей по ледовым ладожским трассам во время Великой Отечественной войны

Значительную помощь ленинградцам и бойцам Ленинградского фронта оказывали самолеты военно-транспортной авиации. На смотровой площадке музея под открытым небом установлен транспортный самолет ЛИ–2. Только с 10 октября по 25 декабря 1941 года транспортными самолетами типа ЛИ–2 было совершено 3111 самолето-вылетов в Ленинград и доставлено в город 6186 тонн грузов. Из Ленинграда было вывезено 50 099 человек, в их числе — тяжелобольные жители города, рабочие и специалисты, раненые бойцы и командиры. В этот период по воздушному пути из города на Большую землю было доставлено 1017 тонн различных грузов и оружия, изготовлявшегося в осажденном городе.

Изображение: © Красная Весна
Транспортный самолет ЛИ-2
Транспортный самолет ЛИ-2

Но транспорт, с помощью которого осуществлялась связь Ленинграда с Большой землей, — не самое главное, с чем можно познакомиться в музее. Посетители могут видеть лица истинных героев Ладоги, работавших на «Дороге жизни». Благодаря этому все пространство основного здания экспозиции пронизано духом, помогавшим защитникам Ленинграда.

Изображение: © Красная Весна
Филиал ЦВММ «Дорога жизни»
Филиал ЦВММ «Дорога жизни»
Изображение: © Красная Весна
Филиал ЦВММ «Дорога жизни»
Филиал ЦВММ «Дорога жизни»

С фотографий военного времени на нас смотрят военные инженеры, шоферы, моряки, командиры и руководители различных служб на «Дороге жизни».

Изображение: © Красная Весна
Фотография из филиала ЦВММ «Дорога жизни». Моряки СЗРП, успешно выполнявшие задания по перевозкам через Ладогу. Слева направо — Н.Смирнов, А.Сергеев, Ю.Гениев, М.Могилевский
Фотография из филиала ЦВММ «Дорога жизни». Моряки СЗРП, успешно выполнявшие задания по перевозкам через Ладогу. Слева направо — Н.Смирнов, А.Сергеев, Ю.Гениев, М.Могилевский
Изображение: © Красная Весна
Фотография из филиала ЦВММ «Дорога жизни». Генерал-майор А.М.Шилов
Фотография из филиала ЦВММ «Дорога жизни». Генерал-майор А. М. Шилов

Портреты дополнены фотографиями различных событий, переносящих посетителя в военное время и позволяющих погрузиться в историю.

Изображение: © Красная Весна
Фотография из филиала ЦВММ «Дорога жизни». Советские солдаты разгружают баржу с мукой  в порту Осиновец
Фотография из филиала ЦВММ «Дорога жизни». Советские солдаты разгружают баржу с мукой в порту Осиновец

Экспонаты — плакаты, листовки военного времени, предметы быта, рисунки детей из детских садов Ленинграда, документы, письма, подлинные вещи защитников и мирных жителей — дают образное представление о происходивших в то время событиях.

Изображение: © Красная Весна
Личные вещи блокадников. Складной нож, принадлежавший шоферу Дороги жизни А.П.Петрову. Карманные часы, принадлежавшие директору 1-го авторемонтного завода Ю.А.Корогодскому. Удостоверение на эвакуацию Крутецкой А.С. с детьми от 8•марта 1942 года (копия из собрания ЦВММ)
Личные вещи блокадников. Складной нож, принадлежавший шоферу Дороги жизни А. П. Петрову. Карманные часы, принадлежавшие директору 1-го авторемонтного завода Ю. А. Корогодскому. Удостоверение на эвакуацию Крутецкой А.С. с детьми от 8 марта 1942 года (копия из собрания ЦВММ)
Изображение: © Красная Весна
Медицинские принадлежности полевых передвижных госпиталей
Медицинские принадлежности полевых передвижных госпиталей
Изображение: © Красная Весна
Селекторное устройство для связи дежурного оператора с диспетчером пирсов Осиновецкого порта
Селекторное устройство для связи дежурного оператора с диспетчером пирсов Осиновецкого порта
Изображение: © Красная Весна
Командирский бинокль капитана I ранга Николая Иосифовича Мещерского, который в 1943 году был назначен в Ладожскую военную флотилию и командовал охраной водного района
Командирский бинокль капитана I ранга Николая Иосифовича Мещерского, который в 1943 году был назначен в Ладожскую военную флотилию и командовал охраной водного района

Ленинград не просто выживал. Будучи запертым в блокадном кольце, несломленный фашистами город оттягивал на себя силы врага, уменьшая количество подразделений противника на других фронтах. И под открытым небом, и в выставочных залах представлено много образцов оружия того времени (в том числе трофейного), снарядов, патронов, гильз.

Изображение: © Красная Весна
Счетверенная зенитная пулеметная установка «М-4» калибра 7,62мм (стреляет на 2,5км, темп стрельбы 600 выстрелов в минуту)
Счетверенная зенитная пулеметная установка «М-4» калибра 7,62мм (стреляет на 2,5км, темп стрельбы 600 выстрелов в минуту)
Изображение: © Красная Весна
Пулемет системы «Максим», который до конца Великой Отечественной войны был основным станковым пулеметом Красной армии
Пулемет системы «Максим», который до конца Великой Отечественной войны был основным станковым пулеметом Красной армии
Изображение: © Красная Весна
Трофейное оружие. 9-мм пистолет-пулемет МР-40
Трофейное оружие. 9-мм пистолет-пулемет МР-40
Изображение: © Красная Весна
Немецкий однозарядный фугасный огнемет «Abwehrflammenwerfer-42»
Немецкий однозарядный фугасный огнемет «Abwehrflammenwerfer-42»

Есть на выставке и стенд, посвященный военной контрразведке Краснознаменного Балтийского флота, которая помогала флоту в проведении боевых операций и создавала условия, исключающие возможность утечки сведений о планах военного командования.

Изображение: © Красная Весна
Выставочный стенд, посвященный Военной контрразведке Кразнознаменного Балтийского флота в обороне Дороги жизни в 1941–1944 годах
Выставочный стенд, посвященный Военной контрразведке Кразнознаменного Балтийского флота в обороне Дороги жизни в 1941–1944 годах

Здесь можно увидеть копии и подлинные знамена воинских подразделений, защищавших Ленинград, переходящие знамена, вручаемые отдельным кораблям или армейским частям.

Изображение: © Красная Весна
Переходящее красное знамя Военного совета КБФ, врученное тральщику №176 Ладожской военной флотилии в октябре 1942 года
Переходящее красное знамя Военного совета КБФ, врученное тральщику № 176 Ладожской военной флотилии в октябре 1942 года
Изображение: © Красная Весна
Красное знамя 1-й гвардейской железнодорожной артиллерийской Красносельской бригады
Красное знамя 1-й гвардейской железнодорожной артиллерийской Красносельской бригады

Флаги, побывавшие в морских сражениях, несут на себе их следы.

Изображение: © Красная Весна
Военно-морской флаг малого охотника «МО-201» периода 1941-1943 годов (слева). Военно-морской флаг СССР образца 1935 года (справа)
Военно-морской флаг малого охотника «МО-201» периода 1941–1943 годов (слева). Военно-морской флаг СССР образца 1935 года (справа)

Упорство и мужество советских людей, боровшихся с врагом на Ленинградском направлении, увенчались успехом: в январе 1943 года блокада была прорвана и освобожден Шлиссельбург. Но, чтобы прорыв облегчил жизнь и борьбу ленинградцев, необходимо было связать город с Большой землей прямой железнодорожной веткой. Для этого пришлось в кратчайшие сроки строить железную дорогу по болотистым местам и мост через Неву в Шлиссельбурге. Мост, для строительства которого понадобилось забить в дно скованной льдом реки 2650 свай, был возведен за 11 дней.

Изображение: © Красная Весна
Макет низководного железнодорожного деревянного моста через Неву в Шлиссельбурге, построенного в 1943 году
Макет низководного железнодорожного деревянного моста через Неву в Шлиссельбурге, построенного в 1943 году

В экспозиции представлены железнодорожные инструменты, контрольно-измерительные приборы, которыми пользовались строители. Первый поезд по созданному пути прибыл в Ленинград уже в феврале 1943 года.

Картина из экспозиции. М.В.Петров-Маслаков. Первый поезд «Дороги Победы» в Ленинград. 1943 год (2015)
Картина из экспозиции. М. В. Петров-Маслаков. Первый поезд «Дороги Победы» в Ленинград. 1943 год (2015)

При внимательном осмотре экспозиций музея «Дорога жизни» не только осознается грандиозность свершения, осуществленного ленинградцами, но сам факт появления Дороги Победы видится закономерностью.

Изображение: © Красная Весна
Памятник героическим защитникам Ладоги на территории филиала ЦВММ «Дорога жизни»
Памятник героическим защитникам Ладоги на территории филиала ЦВММ «Дорога жизни»

Силы и воля тысяч людей и в осажденном городе, и на Большой земле обеспечили поток продовольствия, оружия и хозяйственных грузов в блокадный Ленинград. И поэтому «Дорога жизни» — не обычная дорога. Название ее символизирует не только жизнь, которую она несла Ленинграду. Дорогу эту можно рассматривать как символ — символ силы Жизни, вступившей в борьбу со Смертью, в борьбу, которая не допустила торжества царства Тьмы.

Россия сейчас мало похожа на Советский Союз. Руководство страны сделало все, чтобы убить в гражданах волю к жизни и доверие к власти, помогающее объединяться в тяжелые времена. Но живущие в России люди — потомки тех, кто выстоял в 1941–1945 годах. Люди, которые смотрят со старых фотографий, — они не чужие нам. Это наши соотечественники, подающие из своего далека пример нам своими действиями, на деле показавшими, на что способен человек.

После посещения музея невольно задаешь себе вопрос — окажись ты среди этих людей, как действовал бы ты сам? В мире неспокойно, и никто не знает, чем обернется нынешнее противостояние России и Запада. В этом смысле музей может стать точкой опоры для будущего — дорогой, которая связывает нас, сегодняшних, с людьми, создавшими «Дорогу жизни».