Меркель оставила в наследство своему преемнику тяжелую ношу — «Северный поток — 2»

Перерезать газопровод к Путину. Такая жизнь ждет Германию после Меркель?

Жан-Франсуа Милле. Пильщики (фрагмент). 1850-1852
Жан-Франсуа Милле. Пильщики (фрагмент). 1850-1852

«Европейский дом снова в огне», — написала 21 октября, по итогам первого дня саммита ЕС, немецкая газета Die Welt. Евросоюз трещит по швам, а находить компромиссы странам-членам ЕС становится всё труднее и труднее. Канцлер Ангела Меркель, решившая уйти со столь ответственного поста, выражает свою обеспокоенность происходящими в Евросоюзе разрушительными процессами и призывает искать компромиссы.

«Договариваться — крайне важно для демократии», — настаивает канцлер ФРГ.

Однако по мнению политического обозревателя крупнейшей ежедневной газеты Германии Süddeutsche Zeitung («Зюддойче Цайтунг», SZ) Йозефа Кельнбергера, такой подход Меркель к решению европейских проблем себя исчерпал. Далее ИА Красная Весна приводит перевод статьи Кельнбергера под названием «Европа: Метод Меркель больше не работает», 24 октября опубликованную газетой SZ. Автор материала предлагает весьма оригинальный способ решения европейских проблем, в том числе и перерезанием «трубопровода к Путину».


Метод Меркель больше не работает

С одной стороны, когда в Брюсселе говорят о новом правительстве Германии, в этих разговорах всегда слышится серьезное беспокойство. У этого беспокойства есть имя — Кристиан Линдер. Многие задаются вопросом: действительно ли этот человек станет будущим министром финансов? Лидер СвДП воспринимается как воплощение немецкого высокомерия и немецкой скупости в отношениях с менее процветающими странами Европы.

Кристиан Линдер — лидер либеральной Свободной демократической партии Германии (СвДП). В настоящее время партии Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), «Зеленые» и СвДП ведут переговоры о формировании коалиционного правительства, которое получило название «светофор» (из-за цветов составляющих ее партий: СДПГ — красный, СвДП — желтый и «Зеленые», — прим. ИА Красная Весна).

С другой стороны, когда в Брюсселе говорят о коалиции «светофор», имя которой тоже — Кристиан Линдер, то появляется и большая надежда. Может быть Линдер сможет заставить южных и восточных европейцев сбавить обороты? Может у него получится добиться того, чтобы критерии стабильности не ослаблялись еще больше, и чтобы никакие дальнейшие совместные долговые программы больше не запускались за счет вкладчиков в Западной и Северной Европе.

Конечно, это слишком большая честь для человека, который и без того слишком хорошо осознает свою значимость. Но пока никто не знает, оправдает ли лидер коалиции «светофор», председатель СДПГ Олаф Шольц те надежды, которые возлагаются на новое правительство Германии. Чего хочет Олаф Шольц? После того как он займет пост канцлера, он должен как можно скорее объяснить свою позицию, так как Европа отчаянно нуждается в лидерстве и модернизации.

Проблемы Европы всем предельно ясны, но понятно ли то, к чему они приведут?

27 европейских стран должны оторваться от «мамкиной юбки» — США, стать более независимыми в военном отношении, добиться прогресса в цифровизации, найти общий язык по вопросам миграции, стать лидерами мирового рынка в области защиты климата и избавить людей от страха перед переменами, которые повлекут за собой эти изменения. Одновременно с этим европейские страны должны демонстрировать миру свои фундаментальные ценности: свободу, демократию, права человека. В противном случае ЕС очень скоро будет уничтожен и расчленен на части великими державами США и Китаем и «напускающим на себя важность честолюбцем Путиным». Удивительно, но консенсус относительно правоты данного удручающего диагноза в ЕС достигнут — все с ним согласны, осталось лишь сделать выводы.

Начало этому положили президент Франции Эммануэль Макрон своим призывом к «стратегической автономии» и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен со своей «Зеленой сделкой». Теперь свою роль должны сыграть немцы, а метод Меркель уже исчерпан. За то, как она удерживала ЕС не смыкая глаз в предыдущее кризисное время, канцлеру ФРГ будут установлены памятники, даже если она оставит после себя громадный и чрезвычайно спорный проект — «Северный поток — 2». Однако Меркель не указала ЕС путь в будущее. Так сколько же будет готово вложить в Европейский Союз новое правительство Германии? При этом речь идет не только о деньгах, но и о многом другом.

ЕС нельзя удержать санкциями

Если ЕС серьезно отнесется к своим собственным целям, ему придется наращивать свои долги. Даже будущему министру финансов Линднеру придется этот факт осознать, а если министром станет Роберт Хабек (сопредседатель партии «Зеленые» — прим. ИА Красная Весна), то и он столкнется с исчерпанием лимитов. Однако, когда Меркель расчистила путь для утверждения европейского Фонда спасения и восстановления европейской экономики от последствий коронавируса, она доказала, что инвестировать в Европу стоит. Миллиарды, которые сейчас распределяются, приносят большую прибыль.

Они стабилизируют европейскую экономику и помогают модернизировать ее. Они помогают примирить с ЕС южных европейцев, пострадавших от германской политики жесткой экономии. В странах Восточной Европы эти миллиарды не только показывают людям преимущества общей европейской политики, но и помогают «обуздать правительства, которые не придерживаются европейских ценностей». Польскому правительству придется ждать своего транша до тех пор, пока оно не прекратит подчинять себе судебную власть. «Деньги против ценностей — это острый меч, которого должен опасаться и Виктор Орбан (премьер-министр Венгрии — прим. ИА Красная Весна)». И всё же только это удержать ЕС не может.

Ангела Меркель справедливо настаивает на том, что реальная проблема не может быть решена путем наказания Польши или Венгрии. Должен ли Евросоюз продолжать следовать своей основополагающей идее «всё более тесного союза», всё более тесной интеграции во всё большем и большем количестве политических областей, которую, вероятно, больше всего поддерживают в Германии? Или же национальные государства снова должны играть более значимую роль? Вероятно, этот вопрос всё еще будет занимать Европу, даже когда коалиция «светофор» уже станет историей.

Британцы приняли свое решение с хорошо известными последствиями, поэтому ни одна страна больше не угрожает выйти из ЕС. Но скептическое отношение к «Брюсселю», разрушающему национальные ценности, европейскому централизму не исчезло. Популисты пользуются этим скептицизмом, особенно в Восточной Европе. И именно поэтому для нового канцлера Германии было бы лучше после своего избрания не отправляться сразу в Париж, а сначала слетать в Варшаву, даже если сейчас это болезненно.

Германия положила бы настоящее новое начало в европейской политике, если бы…

Олаф Шольц дал понять, что, как и Меркель, он признает ответственность Германии перед Восточной Европой. Тем самым Шольц сможет противодействовать разжигаемому популистами впечатлению, что жители Восточной Европы — европейцы второго сорта, и, возможно, поможет оппозиции. Германия положила бы новое начало в европейской политике, если бы Шольц смог выстроить диалог с правительствами этих стран и получил возможность предупреждать их, в том числе и о наказании, когда последние ставят под угрозу принцип верховенства закона ЕС. Совершенно необходимо, чтобы он настоял на том, чтобы польское правительство добропорядочно обращалось с беженцами на границе с Белоруссией. Как раз через эту тему Шольц может показать, что он признает неприятную реальность.

Совместно с Польшей одиннадцать других европейских государств только что подготовили документ с требованием обеспечить «физическую» охрану восточной границы ЕС, то есть поставить стены или заборы. В ЕС даже уже идут дебаты о легализации в определенных случаях, возврата беженцев. В Германии, тем временем, некоторые всё еще верят, что если они действительно захотят, то смогут реализовать европейскую миграционную политику в соответствии с «зелеными» стандартами — что, мягко говоря, иллюзия.

Немецкие иллюзии — немецкий самообман. Великая «европейка» Меркель оставила в наследство своему преемнику несколько тяжелых нош. Кстати, что касается газопровода «Северный поток — 2», то для действительно нового начала в европейской политике Германии — этот трубопровод к Путину еще предстоит перерезать.


Не является ли установка западных СМИ на то, что во всех европейских бедах виновна Россия и лично Путин, еще большим общеевропейским самообманом — сном разума, который рождает чудовищ? Почему бы не попытаться на минутку проснуться и совершить пару арифметических действий, которые помогли бы горячим головам, вроде Кельнбергера понять, к чему именно придет такое европейское обновление, которое начнется с обрезания трубопровода.

Сейчас в Европе, и в первую очередь в Германии, всё громче слышатся голоса, обвиняющие Россию именно в том, что газа мало, что путинский Газпром сократил поставки, чтобы взвинтить цены и нажиться на европейских мучениях. Одновременно с этим воплем, в тех же странах также громко кричат о климатической повестке и, еще не нарастив мощности источников «зеленой» возобновляемой энергетики, стремятся побыстрее расправиться с традиционными. То есть «зеленые» и те, кто в тренде, буквально рубят сук, на котором сидят.

И еще один вопрос: причем здесь отрывание от мамкиной юбки — США? Атакуя Россию в духе такой вот журналистики или в духе заявлений уходящего министра обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которая заявила о возможности применения ядерного оружия против России, не отплясывает ли совокупный Запад танец под мамкину дудку? Не зарывается ли он еще глубже в складки мамкиной юбки? Ведь в при настоящей попытке от этой юбки оторваться «мамка» может превратиться в мачеху, со всеми вытекающими последствиями.