Украина решила атаковать нефтеперерабатывающие объекты России?
В начале 2024 года Вооруженные силы Украины активизировали попытки ударов по нефтяным объектам на территории России с помощью беспилотных летательных аппаратов. Какие попытки предпринимались украинской стороной и что им удалось добиться?
18 января Министерство обороны РФ сообщило, что около 01:30 мск средства ПВО перехватили украинский беспилотник над территорией Ленинградской области. Обломки перехваченного беспилотника были обнаружены на территории нефтяного терминала, который, предположительно, и был его целью. Позднее в этот же день совладелец СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» Михаил Скигин поблагодарил Минобороны за работу по перехвату БПЛА.
«Это позволило предотвратить чудовищную катастрофу, результатом которой могли бы быть страшные последствия, человеческие жертвы, гигантский экологический урон Балтике», — сказал Скигин.
По словам губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, никто в результате попытки атаки не пострадал. Позднее глава Санкт-Петербурга Александр Беглов подтвердил эту информацию.
Рано утром 19 января ВСУ предприняли попытку атаки нефтебазы в Клинцах в Брянской области. Минобороны РФ отчиталось, что около 06:40 мск средства ПВО уничтожили украинский беспилотник самолетного типа. При уничтожении воздушной цели произошел сброс боеприпаса на территорию Клинцовской нефтебазы.
Как заявили в оперативных службах, площадь пожара, возникшего на нефтебазе после сброса боеприпаса украинским беспилотником, достигла 1 тыс. кв. м, горели четыре резервуара с бензином. Возгорание получилось устранить только спустя два дня — 21 января к 02:00 мск.
21 января ночью в порту Усть-Луга Ленинградской области произошло возгорание объектов на территории терминала «НОВАТЕКа». По предварительной информации, оно стало следствием «внешнего воздействия», однако более конкретной информации не сообщалось. Минобороны и региональные власти об атаке дронов не сообщали. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал причиной пожара «террористическую атаку». Пожар удалось ликвидировать 22 января. 31 января терминал для нефтепродуктов порта Усть-Луга возобновил работу.
Ночью 25 января пожар произошел на Туапсинском нефтеперерабатывающем заводе «Роснефти». Возгорание ликвидировали за четыре часа. По словам главы Туапсинского района Сергея Бойко, горела вакуумная установка, никто не пострадал. Официальной информации о причинах возгорания не сообщалось. Однако агентство Интерфакс-Украина сообщило о причастности к инциденту Службы безопасности Украины.
В Минэнерго РФ 31 января отметили, что пожары в терминале порта Усть-Луга и на Туапсинском НПЗ не повлияли на обеспечение топливом российских потребителей, потому что эти объекты «ориентированы на экспорт нефтепродуктов и не участвуют в обеспечении внутреннего рынка моторными топливами 5-го экологического класса».
29 января губернатор Ярославской области Михаил Евраев сообщил об атаке беспилотника на нефтеперерабатывающий завод «Славнефть-ЯНОС» в Ярославле. «Системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ) нефтеперерабатывающего завода „Славнефть-ЯНОС“ была предотвращена атака беспилотника. На месте происшествия работают правоохранительные органы и специальные службы», — написал чиновник. По его словам, никто не пострадал, возгорания не произошло.
В ночь на 3 февраля Минобороны сообщило об отражении атаки семи дронов. Один из БПЛА упал на Волгоградский нефтеперерабатывающем заводе «Лукойла». На территории одного из крупнейших НПЗ в Южном федеральном округе произошел пожар. По словам губернатора Волгоградской области Андрея Бочарова, никто не пострадал. Пожар потушили к 8:00 мск.
За последние недели стало ясно, что Украина целенаправленно и планомерно начала проводить атаки на нефтеперерабатывающую отрасль России. И наверняка эти атаки будут продолжаться. Украина может ставить целью таких ударов внутреннюю дестабилизацию в России, в том числе перед президентскими выборами в марте 2024 года. Во-первых, в результате этих ударов может произойти подорожание или даже исчезновение из продажи нефтепродуктов, в частности бензина и дизтоплива в отдельных регионах страны. Во-вторых, от нефтеперерабатывающей отрасли зависит значимая доля поступлений в бюджет России, потому нефтяные объекты выглядят привлекательной целью для Украины.
«Это вопросы топлива, это вопросы обеспечения жизнедеятельности населения, это вопросы, в том числе и специальной военной операции, топливо идет и туда», — считает член комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин. По его словам, ВСУ пытаются втянуть население России в эту ситуацию и посеять панику.
В связи с этим очень тревожно выглядит новость, что Минэнерго доложило о сокращении экспорта бензина из РФ на 37%, а также дизеля на 23% из-за «внеплановых ремонтов» на НПЗ.