Президент России рассказал о том, как российское государство финансировало ЧВК «Вагнер», а белорусский лидер подробно изложил ход переговоров с главой «Вагнера» Евгением Пригожиным

Путин и Лукашенко рассказали о «Вагнере», мятеже и Пригожине

Василий Фомичев. «Пугачев на Соколовой горе».1949 г.
Василий Фомичев. «Пугачев на Соколовой горе».1949 г.

27 июня президент России Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко сделали ряд важных заявлений, касающихся попытки военного мятежа в России 24 июня.

Владимир Путин начал сегодняшний день с обращения к военнослужащим в Кремле. На Соборной площади собралось более 2,5 тысячи человек — люди, которые защищали порядок и законность в России во время мятежа. Это сотрудники подразделений Минобороны РФ, ФСБ, Росгвардии, МВД и ФСО.

«Сегодня здесь, на исторической Соборной площади Московского Кремля, <…> настоящие защитники Отечества, которые в трудный для страны час вместе с боевыми товарищами встали на пути смуты, результатом которой неизбежно был бы хаос. Вы защитили конституционный строй, жизнь, безопасность и свободу наших граждан, уберегли нашу Родину от потрясений, фактически остановили гражданскую войну», — заявил Путин с крыльца Грановитой палаты.

По его словам, в непростой ситуации представители различных ведомств действовали четко, слаженно и делом доказали свою верность народу России и воинской присяге, проявили ответственность за судьбу России и ее будущее.

Также благодаря действиям собравшихся удалось сохранить прочность тыла Вооруженных сил России и всех боевых соединений, которые в это время героически вели борьбу на фронте, отметил Путин. «Нам не пришлось снимать боевых подразделений с зоны СВО», — сказал президент.

Российский лидер напомнил, что в противостоянии с мятежниками погибли летчики, с честью выполнявшие приказ и не дрогнувшие. Он призвал почтить их память минутой молчания.

Затем состоялась встреча Путина с военнослужащими Министерства обороны РФ в Кремле. На ней он вновь отметил важную роль военнослужащих в подавлении попытки мятежа.

«Всегда и везде происходит одно и то же: после вооруженных мятежей наступает полный хаос и гражданская война. Вот что вы предотвратили. Вот в чем была ваша роль», — сказал Путин.

Он отметил, что военнослужащим пришлось работать в очень сложных условиях для того, чтобы избежать потерь среди мирного населения, так как требовалось работать на оживленных трассах.

Путин выразил сожаление, что случились боевые потери, и пообещал сделать всё, чтобы поддержать семьи погибших военных.

Далее президент России заявил, что в России всегда с большим уважением относились к группе «Вагнер», потому что они проявляли мужество и героизм. И затем он рассказал о том, как государство поддерживало ЧВК.

«Содержание всей группы „Вагнер“ полностью обеспечивалось государством. <…> Только с мая 2022 года по май 2023-го на денежное содержание и стимулирующие выплаты государство заплатило компании „Вагнер“ 86 млрд 262 млн рублей. Из них денежное содержание — 70 млрд 384 млн, стимулирующие выплаты — 15 млрд 877 млн. Страховые выплаты — 110 млрд 179 млн», — заявил президент.

Он подчеркнул, что собственник ЧВК, компания «Конкорд», также зарабатывала от государства, поставляя продукты питания и оказывая услуги по питанию в армии. За год «Конкорд» получил 80 млрд рублей.

«Но надеюсь, что в ходе этих работ никто ничего не украл или, скажем так, украл поменьше, но, безусловно, мы будем, конечно, с этим со всем разбираться», — добавил президент.

Кроме того, Путин рассказал о ходе отражения украинского контрнаступления. По его словам, с 4 июня противник потерял 259 танков, 780 бронемашин.

«Из тех, кто проявляет себя должным образом в боевой работе, и должен формироваться в ближайшем будущем и на перспективу костяк руководства Вооруженных сил РФ, в том числе, конечно, и в авиационной ее части», — заключил президент.

Насыщенный день был и у президента Белоруссии Александра Лукашенко, который на торжественной церемонии вручения генеральских погон высшему офицерскому составу во Дворце независимости также прокомментировал ситуацию вокруг «Вагнера» и ход переговоров с ЧВК в ходе мятежа.

«Не скрою, было больно наблюдать за событиями, которые происходили на юге России. Не только мне. Многие наши граждане восприняли их близко к сердцу. Потому что Отечество одно», — сказал Лукашенко.

По его словам, когда происходили события в России, он отдал распоряжения по приведению армии в полную боевую готовность.

Далее Лукашенко в подробностях рассказал хронологию событий 24 июня, когда ЧВК «Вагнер» совершила попытку вооруженного мятежа. По его словам, с 8 утра он начал получать тревожную информацию о ситуации в России, а затем президент Путин захотел связаться с ним.

«Когда в 10 он выступил, в 10:10 позвонил и подробнейшим образом проинформировал меня о ситуации, которая происходит в России. Задал несколько вопросов, в том числе и про противодействие этому, и понял, что ситуация сложная. Не буду конкретизировать эту часть разговора», — сказал Лукашенко.

По его словам, самое опасное было не в самой ситуации, а в том, как она могла развиваться, и какие могли быть последствия. «Я также понял: принято жестокое решение (оно и прозвучало подтекстом в выступлении Путина) — мочить. Я предложил Путину не торопиться. Давай, говорю, поговорим с Пригожиным, с командирами его», — заявил Лукашенко.

Президент Белоруссии отметил, что важную роль в переговорах с главой ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным сыграли генерал Юнус-Бек Евкуров и директор ФСБ Александр Бортников.

В 11:00, по словам Лукашенко, ему удалось связаться с Пригожиным. Первый раунд переговоров продолжался минут 30 на матерном языке.

«Думаю: с чего зайти к нему, чтобы начать эти переговоры так сказать. Ребята только с фронта. Они видели тысячи, тысячи своих погибших ребят. Ребята очень обиженные, особенно командиры. И, как я понял, они очень влияли (я это предварительно вычислил) на самого Пригожина», — отметил Лукашенко.

Затем президент Белоруссии сказал Пригожину, что ни министра обороны РФ Сергея Шойгу, ни начальника генштаба ВС РФ Валерия Герасимова Путин не отдаст, тем более в такой ситуации. «Ты же знаешь Путина не меньше, чем я. Во-вторых, он с тобой не то что встречаться — по телефону разговаривать не будет в силу этой обстановки. <…> На полпути тебя просто как клопа раздавят», — сказал Пригожину Лукашенко.

По словам Лукашенко, он долго пытался убедить главу ЧВК не идти на Москву, а в конце сказал, что белорусская бригада подготовлена к переброске в Москву и будет защищать город, как в 1941 году.

«Потому что данная ситуация не только в России. Это и не только потому, что это наше Отечество. А потому, что, не дай бог, вот эта смута пошла бы по всей России (а предпосылки для этого были колоссальные), следующими были мы», — сказал президент Белоруссии.

Всего было шесть или семь раундов переговоров, отметил Лукашенко: «Когда он мне сказал: „Александр Григорьевич, я не буду требовать от президента, чтобы он отдал Шойгу и Герасимова, и встречи даже просить не буду“, я говорю: „Ну и хорошо. Это очень хороший шаг. Не надо в этой ситуации, напрягая обстановку, требовать неисполнимое“».

Затем, по словам Лукашенко, в пятом часу вечера Пригожин принял условия и готов был остановить колонны, а взамен Лукашенко пообещал переговорить с властями России и дать гарантии безопасности. В итоге стороны договорились о том, что Пригожину позволят выйти в Белоруссию.

«Смута таким образом была предотвращена. Опасные события, которые могли быть, были сняты. Гарантии безопасности, как он вчера сказал, пообещал, были предоставлены», — сказал президент Белоруссии.

Лукашенко подтвердил, что 27 июня Пригожин уже находился в Белоруссии, где он может побыть, «естественно за их (вагнеровцев — прим. ИА Красная Весна) счет». При этом он отметил, что министру обороны Белоруссии Виктору Хренину предложено пообщаться с Пригожиным на тему того, как получить в армию Белоруссии подразделение «Вагнера».

Также Лукашенко опроверг информацию о том, что лагеря «Вагнера» в Белоруссии уже строятся. «Но если они захотят (я так понимаю, они смотрят отдельные территории), мы их разместим. Ставьте палатки, пожалуйста. Но пока они находятся в Луганске в своих лагерях. И как мне сказал вчера звонивший Пригожин, кто-то контракт с Минобороны с Шойгу подпишет», — сказал Лукашенко.

Также 27 июня президент Белоруссии провел встречу с министром обороны Хрениным. На ней он поблагодарил белорусских военных и силовиков, а также призвал перенять опыт у «Вагнера».

«Люди не понимают, что и мы прагматично к этому подходим. Если их командиры приедут к нам и помогут нам… Опыт. Слушай, они на передовой — штурмовые отряды. Расскажут нам, что сейчас важно. <…> Они расскажут про оружие: какое хорошо работало, какое нет. И тактика, и вооружение, и как наступать, как обороняться. Это бесценно. Вот это нам от вагнеровцев надо взять», — сказал Хренину Лукашенко.

Комментарии
ico

Вадим Воробьёв 12:03 2.07.23

Политик должен использовать все возникающие возможности, предвиденные, непредвиденные, неожиданные, неприятные. Собственно, любой отрицательный повод нужно превратить в свою победу, своё преимущество. Так должен, вообще-то, жить любой человек, справляясь с бесконечными вызовами на реке жизни. У политика лишь ответственность не индивидуальная, а, как минимум, равная своей стране или выше. А. Лукашенко отработал по нескольким направлениям. Во-первых, он обеспечил стабильность своей страны, заявив о бригаде, которая будет защищать Москву, тем самым, внёс вклад в недопущение смуты у нас и затем у них. Во-вторых, он качественно увеличил обороноспособность Белоруссии, заявив об узнавании и перенятии опыта от Вагнера, у которого он драгоценный и его много. В третьих, Лукашенко математически, количественно увеличил свою обороноспособность, заполучив какой-то остаток Вагнера, тех, кто останется с Пригожиным, как боевую единицу. И здесь не надо опасаться за президента Белоруссии, получающего малоуправляемого, как выяснилось, Пригожина - у Батьки не забалуешь, думаю, Пригожин и сам не очень рад. Помимо указанных трёх линий безопасности Лукашенко получил ещё два политических ресурса. Во-первых, Белоруссия как страна базирования Вагнера сможет где-то диктовать, а где-то продавливать свои интересы. Это относится к всемирному уровню и касается не только отношений с врагами и сотрудничества с третьими странами. Раз Вагнер, как было сказано, продолжит работать в дружественных России странах, соответственно, поддерживая наши позиции там, необходимо некоторое согласование между российской властью и чвк, и здесь белорусское посредничество станет первостепенным. Во-вторых, и это самый главный политический ресурс и, возможно, наиважнейший итог. Лукашенко сыграл ключевую внутрироссийскую (!) политическую роль в своей биографии, показав это народу и элите. В своё время Сергей Кургинян, говоря об объединении России и Белоруссии, сказал: "Дайте Лукашенко пост вице-президента России!" Теперь, по сути, подана заявка на иное участие Лукашенко в общероссийских делах. Думаю, он и сам об этом не думал, всё произошло исторически стихийно. Слова о том, что будут биться за Москву, и о двух странах, но одном Отечестве являются словесным официальным (что написано пером, не вырубишь топором) отображением заявки и нового положения дел. Таким образом, свершившееся повлияет положительным способом (ускорит и не только) на объединение наших стран. А что касается Пригожина, то самое отвратительно - то, что погибли 13 наших офицеров, когда армейская пво Вагнера сбила 6 вертолётов и один самолёт, вылетевших им на встречу, не говоря уже о его высказываниях об армиях ЛНР и ДНР и словах о причинах войны, достойных самого яростного представителя пятой колонны. Но именно 13 смертей наших людей проводят чёткую черту. Думаю, свой ледоруб найдёт Пригожина.

Обсудить в комментариях