Польша в Давосе: русофобия и веселые дискуссии о войне


Всемирный экономический форум в Давосе проходил 16–23 января под девизом «Дух диалога». Польскую делегацию на мероприятии представляли президент Кароль Навроцкий, министр финансов Анджей Доманьский, министр иностранных дел Радослав Сикорский, а также глава Бюро международной политики в канцелярии президента Марцин Пшидач.
Встреча Навроцкого с Дональдом Трампом и «Совет мира»
Президент Навроцкий на полях форума встретился с президентом США Дональдом Трампом. Встреча длилась более сорока минут без присутствия журналистов. Канцелярия польского президента позднее сообщила, что беседа касалась безопасности, экономических вопросов и присутствия Польши в группе G20. Во время встречи Трамп подтвердил союзнические обязательства по отношению к Польше.
Во время Давосского форума состоялась церемония учреждения «Совета мира». Польша ранее получила приглашение на участие в объединении. Навроцкий участвовал в церемонии, однако не поставил подпись под учредительным документом. Во время пресс-конференции он пояснил: «Сегодня состоялась инаугурация «Совета мира». Как гарант конституции я знаю правила. В связи с конституционными вопросами я не поставил свою подпись, но, как вы, вероятно, видели, я участвовал в этом мероприятии». Он добавил, что вступление в международную организацию требует юридических процедур — согласия совета министров и ратификации сеймом.
Несмотря на спорные «юридические препятствия», якобы не позволяющие Польше участвовать в «Совете мира», Трамп похвалил Навроцкого. «Благодарю также Кароля Навроцкого из Польши. Фантастический человек. Он выиграл очень важные выборы. Я очень им горжусь», — сказал американский президент во время церемонии.

Также Навроцкого похвалил посол США в Польше Том Роуз. Комментируя высказывание польского президента о нежелании Дональда Трампа «иметь слабое НАТО», Роуз отметил: «Наблюдения Кароля Навроцкого были абсолютно замечательными. Дональд Трамп не хочет слабого НАТО, он хочет сильного НАТО. Чтобы НАТО и ЕС были сильными, они должны стать более похожими на Польшу».
На полях форума Навроцкий также встретился с президентом Армении Ваагном Хачатуряном, с президентом Группы всемирного банка Аджаем Бангой и поучаствовал в неформальной встрече лидеров мировой экономики (IGWEL) под девизом «Восстановление духа диалога в разделенном мире».
В ходе сессии под названием «Может ли Европа защитить себя?» Навроцкий заявил о выходе Польши на первое место по мощи армии в Центральной Европе, а также, что закупаемое у США и Южной Кореи дорогое вооружение необходимо стране для «независимости и против русских».
Инициатива трех морей
Отдельно отметим, что польский президент открыл и председательствовал на панельной дискуссии под названием «Инициатива трех морей: геостратегические деловые возможности — мост в будущее — от Адриатического, Балтийского, Черного моря до Азии».
«Мы считаем, что „Инициатива трех морей“ является основой конкурентоспособности Европы и движущей силой трансатлантического сотрудничества», — заявил Навроцкий. Он также отметил, что трансатлантические связи с Соединенными Штатами остаются основой безопасности стран «трех морей», но регион все больше открывается для сотрудничества с Азией, примером чего является стратегическое партнерство Польши с Японией и сотрудничество с Южной Кореей в оборонном секторе, а также с государствами Персидского залива в области инноваций.
Навроцкий отметил, что государства-члены инвестировали более 100 миллиардов евро в современную инфраструктуру, реализуя ключевые транспортные проекты, такие как Via Carpatia и Via Baltica, а также энергетические проекты, включая Baltic Pipe и терминалы СПГ.

Фирменная русофобия Сикорского
Отличающийся накаленной русофобией глава МИД Польши Радослав Сикорский выступил во время мероприятия «Украинский завтрак», где сделал ряд антироссийских заявлений. В частности, он заявил о том, что Россия якобы целенаправленно атакует гражданскую инфраструктуру и совершает военные преступления в зоне СВО и что «Путин не является человеком мира».
Параллельно в социальных сетях Сикорский определил условия «справедливого» разрешения конфликта, которые включают «оказание давления на агрессора» и «обеспечение Украине прочных границ».
За столом, где сидел Сикорский, находился также специальный посланник Дональда Трампа Стив Уиткофф, который должен был встретиться с Владимиром Путиным в Москве.

Польша в G20
Министр финансов Анджей Доманьский сосредоточился на артикуляции экономических достижений Польши. Он заявил, что страна вошла в двадцатку крупнейших экономик мира, это открыло ей доступ к G20, а польский ВВП по итогу 2025 года должен превысить триллион долларов.
В беседе с журналистами Доманьский выразил позицию по поводу пошлин: «Плохи ли пошлины? Для меня это ясно. Они вредят экономике. Они вредят компаниям. Они вредят клиентам, повышают цены на продукты». Министр подчеркивал, что «Европа должна оставаться единой» в вопросе пошлин. Он отметил, что если пошлины накладываются на одну страну, экономические последствия несут все государства ЕС.
Веселые дискуссии о войне с Россией
Глава Бюро международной политики в канцелярии президента Марцин Пшидач принял участие в дискуссиях на тему европейской безопасности. Он затронул тему пресловутой «российской угрозы» для Европы и заявил, что Европейский союз будет готов отразить «российское нападение», даже если это произойдет через два-три года.
Примечательно то, в каком ключе проходила данная дискуссия. Журналист издания Mysl Polska Аркадий Микса, комментируя мероприятие, написал: «Джентльмены говорили о войне так легкомысленно, словно речь шла о превосходстве ирландского виски над шотландским виски в контексте возможной вечерней дегустации». «Я думаю, что эта современная беззаботность европейских политических элит является результатом отсутствия травмирующего военного опыта, запечатленного в их собственной памяти», — подчеркнул он.

Заключение
Польские политики в Давосе продолжили стратегию осторожного балансирования между Вашингтоном и Брюсселем. Делегация всячески стремилась продемонстрировать лояльность США, но при этом и аккуратно дистанцироваться от наиболее спорных американских инициатив, чтобы сохранить политический вес в ЕС и внутренней политике. Неотъемлемая часть работы поляков на любой международной арене — русофобия и антироссийская риторика — также были явлены и на Давосе.