Надо помнить людей, так много сделавших — создатель памятника Сталину
Нужны ли в России памятники Иосифу Сталину и что художник может передать через такой памятник? О необходимости сохранения исторической памяти и об отношении к фигуре руководителя СССР рассказал корреспонденту ИА Красная Весна скульптор Михаил Олегович Красильников, который не побоялся взяться за создание памятника Сталину.
Михаил Олегович закончил академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, сотрудничал с известным скульптором Салаватом Щербаковым, участвовал в создании рельефа для Храма Христа Спасителя, работал деканом в академии живописи, последняя из его работ — памятник И. В. Сталину.
ИА Красная Весна: Как получилось, что именно Вы стали заниматься созданием памятника Сталину?
— Фонд «Русский витязь» обратился к сообществу скульпторов с просьбой о создании памятника. Я просто взял и откликнулся, тем более Сталин в чем-то мне близок. У меня в мастерской висит потрет Сталина — антикварная вещь еще того времени, два года назад приобрел ее.
ИА Красная Весна: Как лично Вы относитесь к фигуре Сталина?
— Уважение и интерес к личности Сталина у нас, наверное, семейные. Мой дед, Красильников Михаил Петрович, поднялся из низов, из ниоткуда. Он получил образование, отучился, практически, как Ломоносов. Стал специалистом. При этом он не был карьеристом. Всего добился за счет того, что хорошо и много работал. Он был участником военных действий. И бабушка тоже. У них есть многочисленные государственные награды — ордена Красного Знамени, Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги». После войны вслед за Жуковым дед переехал в Одессу в качестве военпреда завода, выпускавшего подвижные узлы связи. Дед закончил с отличием академию связи. Трудился в Тюратаме, на Байконуре, работал над запуском первого спутника. А потом уже оттуда его призвали в Москву, и в Москве он работал в космических программах, знал многих космонавтов.
Мама мне рассказывала, что когда Сталин умер, а ей было тогда 6 лет, весь народ искренне и откровенно переживал. Она рассказывала, что все знали, что люди правда умирали со словами «за Родину, за Сталина». И что весь народ помнил слова Сталина: «Я солдата на генерала не меняю» (когда предлагалось поменять попавшего в плен его сына Якова на крупного немецкого генерала — прим. ИА Красная Весна). Это означало, что он с народом.
На мой взгляд, без сильного «кулака» и сильной власти не может состоятся руководитель большой страны. Потому у нас в стране и поднимается фигура Сталина, потому и говорят в народе: «Сталина на вас нет». Он ассоциируется с порядком, с социальной справедливостью, ликвидацией безграмотности, рывком промышленности, науки и культуры. Хотя была и борьба с кулаками, кто-то чего-то лишился. Но такова была историческая ситуация на тот момент. Такие вещи не происходят из ниоткуда. Если люди очень сильно устали, то социальная несправедливость «взрывает» общество, и люди все сносят.
ИА Красная Весна: Значительная часть современной российской творческой интеллигенции красит образ Сталина в черный цвет. Как отнеслись коллеги к вашему решению заняться созданием скульптуры?
Думаю, что коллеги отнеслись к моему решению как к некоторой смелости. Многие могли бы отказаться. Кто-то по причине того, что работает в другом направлении, все-таки есть свои стилистические рамки, кто-то по другой причине.
Я не боюсь работать над памятником Сталину. Мне это интересно. Я даже как-то подумал, что, может быть, это для меня знаковая работа.
ИА Красная Весна: Скептики могут заметить, что с фигурой Сталина связаны многие драматические события в нашей стране и что памятник ему не нужен. Что бы Вы им ответили?
— Прежде всего Сталин — это историческая личность. Именно историческая личность. Она какая есть, такая есть. Да, я знаю, что Сталин в чем-то был тиран. Но возьмите князя Владимира, возьмите Ивана Грозного или Петра Первого — это всё были правители с жесткой рукой.
Так вот, если мы будем рассматривать по делам, то тогда Сталин создал больше. Как говорят про него: принял от сохи страну, а сдал ядерную державу.
Вообще, надо понимать, что любой правитель не может быть мягким. Если он мягкий, то его сметают и появляется более твердый правитель.
Создав атомную бомбу в противовес Америке, мы таким образом установили равновесие, установили мир. И в этом безусловное миротворчество Сталина.
ИА Красная Весна: Как Вы считаете, зачем в наше время нужен памятник Сталину?
— Наша идея, концепция нашего памятника — это «Сталин — Генералиссимус Победы». Изображаем мы его достаточно просто, как бы буднично, спокойно. Так, как его реально могли видеть большую часть его жизни. Он стоит и держит трубку. А вот вся триумфальная часть, она будет заложена в постамент.
Мы делаем памятник, чтобы мы знали, чтобы мы не были «Иванами, не помнящими родства», чтобы мы понимали, кто мы такие.
Мы должны помнить, что у нас были такие великие люди, а значит, нам есть к чему стремиться. Вообще, гораздо проще человеку в жизни, если он знает, что его предки — достойные люди. Вот для чего нужны какие-то исторические вехи, какие-то люди, которые стоят у тебя за спиной. Пусть далеко стоят, но ты можешь на них опираться.
ИА Красная Весна: В какой период своей жизни изображен Сталин на вашей скульптуре и почему?
— Сталин изображен в 1945–1946 годах. Потому что концепция нашего памятника — Генералиссимус Победы, именно в это время, после сокрушения фашизма, Сталин по факту приобрел этот статус.
ИА Красная Весна: На фотографиях макета памятника видно, что на скульптуре Сталин в левой руке держит книгу? Что это за книга?
— Пока пусть это будет интригой. У нас есть разные варианты, существуют разные идеи, это очень ответственная символическая вещь. Пока рано отвечать на этот вопрос, давайте дождемся памятника.
ИА Красная Весна: На проекте скульптуры на мундире Сталина имеется единственный орден и в нем угадывается медаль Героя Социалистического Труда, хотя Сталин был награжден многими государственными наградами, орденом Героя Советского Союза. Имеет ли какой-то смысл то, что Сталин изображен с единственным орденом?
— Да, смысл есть. Здесь мы также придерживаемся исторической правды. Мы его изображает таким, каким он ходил, в этом его некоторая скромность личная. Известно, что он был аскет. Мы думаем над тем, чтобы остальные его награды поместить вниз, на постамент памятника. Наш образ также несколько демократичен, Сталин изображен без фуражки. Мы ушли от пафоса, как будто Сталин в рабочей обстановке, на встрече. Кроме этого, на скульптуре Сталин держит трубку.
С другой стороны, в трубке — мысль! Сталин, когда думал, часто курил. Вообще, человек, который курит трубку, — он не быстрый, он останавливается, обмысливает, тщательно продумывает. Трубка — это атрибут основательного человека.
ИА Красная Весна: Какой бы Вы хотели пожелать судьбы своему памятнику?
— Я бы хотел бы пожелать памятнику понимания. Чтобы люди поняли, о чем идет речь. И именно это я хотел заложить в него. Чтобы он не был воспринят кем-то как кивок каким-то репрессиям. У нас тема — это слава России, слава человеку, который сделал для нас всех очень много. А сам умер аскетом, ничего у него не было, он думал только о державе.
Хочу, чтобы памятник работал для людей. Для нашей памяти. Потому что любой памятник — он работает. Поэтому их и сносят, это борьба символов. Надеюсь, что моя скульптура будет служить доброму делу, а не вносить раскол.