Копья вокруг идеологии ломаются в России давно. Появление вузовского курса «Основы российской государственности» многие восприняли чуть ли не как прорыв на этом направлении, но чем это оказалось на поверку?

Основы российской государственности — по ту сторону идеологии

Изображение: Василий Суриков. 1881
Утро стрелецкой казни
Утро стрелецкой казни
Утро стрелецкой казни

Охлаждение отношений между Россией и Западом, которое началось еще до спецоперации, запустило различные процессы в нашем государстве. Все составляющие жизни, более 30 лет выстраиваемые для вхождения в «лоно мировой цивилизации», оказались оторванными от своего целеполагания и продолжили двигаться по инерции, постепенно погружаясь в пучины идейного вакуума.

Ключевым в этой ситуации стал вопрос, что именно мы строим, какую именно модель государственного устройства мы должны взять за образец, по каким принципам будет строиться дальше жизнь?

Еще в ноябре 2018 года президент России Владимир Путин, выступая на пленарном заседании XXII Всемирного русского народного собора, заявил, что наша страна является самобытной страной-цивилизацией, ссылаясь при этом на теорию Николая Данилевского.

«В одном не сомневаюсь точно: голос России в мире будущего будет звучать достойно и уверенно. Это предопределено и нашей традицией, и нашей внутренней духовной культурой, самосознанием и, наконец, самой историей нашей страны как самобытной цивилизации, уникальной, но не претендующей самоуверенно и хамовато на свою исключительность».

Изображение: kremlin.ru
Президент РФ с патриархом на пленарном заседании Всемирного русского народного собора
Президент РФ с патриархом на пленарном заседании Всемирного русского народного собора
соборанародногорусскогоВсемирногозаседаниипленарномнапатриархомсРФПрезидент

Эти тезисы позже неоднократно повторялись главой государства, а после начала спецоперации начали находить отражение в реальности. Одним из таких изменений стал новый вузовский курс, который получил название «Основы российской государственности», где понятие России как страны-цивилизации занимает ключевое место. В декабре 2022 года Путин на заседании Госсовета, посвященного молодежной политике, обозначил задачи нового предмета.

«В связи с известными событиями геополитического характера молодежь попала под шквал информационных атак и оказалась в весьма уязвимом положении. Это информационное противоборство всегда имело место, но сейчас приобрело особо острый характер. Наша задача — дать молодым людям России прочную опору в виде достоверных знаний и с этой целью в том числе разработать и внедрить в учебные процессы отдельный академический курс, посвященный истории и основам российской государственности».

В конце января 2023 года на сайте Кремля появляется распоряжение о создании курса со сроком исполнения до начала августа. В апреле того же года Минобрнауки сообщило, что над курсом работают более 3 тыс. преподавателей из 562 университетов страны, а уже в конце августа ведомство отчиталось, что подготовило порядка 6 тыс. преподавателей для ведения дисциплины студентам-первокурсникам, сам же модуль запустили в 80% вузах страны.

Здесь стоит отдельно отметить тот темп, с которым новый предмет внедрялся в систему образования — на разработку и подготовку образовательного модуля ушло около года, хотя в обычной ситуации на эту же работу могло бы уйти порядка пяти лет. Также стоит указать, что курирует реализацию нового предмета непосредственно первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко.

В августе, выступая в РАНХиГС на итоговой конференции преподавателей «Основ российской государственности», Кириенко заявил, что введение курса стало вынужденной мерой на действия Запада, сам же предмет он охарактеризовал как оборонительное оружие. Отдельно он отметил, что на Украине за десять лет из внуков героев Великой Отечественной войны воспитали фашистов и нацистов, поэтому необходимо бороться за сознание молодых людей.

«То, чем вы занимаетесь, — это тоже линия фронта, потому что это борьба за будущее […] борьба за то, во что будет верить следующее поколение, она самая долгая и, если хотите, самая важная».

Присутствующий там же глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев заявил, что преподавание курса является аналогом китайского понятия «исправление имен». По его словам, попытки СССР стать миролюбивой и процветающей страной привели его к краху, а Россия не может следовать чуждым западным ценностям:

«Не вижу ничего дурного в понятиях „идеология“ и „пропаганда“. Но то, что мы делаем, это не пропаганда, это гораздо больше».

Первый семестр 2023/2024 учебного года показал, чем этот курс оказался на практике, как он преподается и воспринимается участниками образовательного процесса. Безусловно, спешка и инертность системы высшего образования наложили свои отпечатки на итоговый результат. Можно бесконечно рассуждать о перегибах и проблемах на местах, однако ключевые изъяны дисциплины вовсе не в них.

Начать следует с позиционирования предмета. Совершенно очевидно, что во властных структурах нет единого понимания, чем именно является эта новая дисциплина. Пока одни говорят чуть ли не о новой идеологии, другие позиционируют курс как «знаниеведческий». Например, российское общество «Знание» так описывает предмет:

«Данный курс призван помочь обучающимся реализовать личностный потенциал и направить его на благо Родины за счет формирования целостной системы знаний, умений и навыков. Материал курса призван развить чувство патриотизма и ответственности, базирующееся на ценностных и духовно-нравственных основах исторического пути Российского государства».

Курс «Основы российской государственности» фактически является «россиеведением», и это сознательная позиция, на которой настаивают его ключевые разработчики, такие как проректор РАНХиГС Андрей Полосин, это же перекликается с тем, что говорит президент об «опоре в виде достоверных знаний».

Если не какая-либо идеология, то что составляет смысловую основу курса? И здесь на первый план выходит понятие страны-цивилизации, построенной на базе традиционных ценностей. Именно данные ценности являются тем стержнем, которые авторы берут за начало координат. Эти ценности перечислены в указе президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который фактически является ориентиром для всех методистов.

«К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России».

Российское государство в этом смысле выступает как своеобразный «ковчег», сохраняющий традиционные ценности от разлагающего внешнего влияния. Это следует, например, из того же указа президента:

«Целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются: а) сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению; б) противодействие распространению деструктивной идеологии; в) формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей».

Основываясь на подобных посылах, курс «Основы российской государственности» решает прежде всего охранительную задачу, которая заключается в объяснении и сохранении статус-кво в стране. Если с этой позиции посмотреть на дисциплину, становится понятно, почему последний раздел учебных материалов, посвященный будущему России, является самым слабым, построенным на максимально нечетких и позитивных формулировках. Курс не призван ответить на то, что мы строим, он призван рассказать, как хорошо то, что уже есть.

Изображение: Цитата из учебного пособия "Основы российской государственности: учебное пособие для студентов, изучающих социогуманитарные науки"
Справка о Николае II
Справка о Николае II
IIНиколаеоСправка

Отсутствие ясного образа будущего прослеживается в работах людей, которые по своему статусу призваны формулировать базовые смысловые модели. Так, в своей работе «Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России» глава Управления президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев подробно описывает ту систему ценностей и те модели, к которым фокус-группы пришли по результатам работы фокус-групп в МГУ и ВШЭ.

«Идеалистические концепции государства будущего. Дивный град. Общность на определенных правилах и принципах вне зависимости от пола, расы, национальности, этноса и т. п., жители которого счастливы назло всем. Принятие разного, т. е. инклюзивность, сосуществование, принятие других как равных (ни в коем случае не путать с термином „толерантность“). Пирожок, который гармонично сочетает в себе разное: горькое, кислое и сладкое».

Также в качестве метафор будущего России приводятся такие образы, как «Государство — Жар-птица», «Родина-Мать с лазерным мечом» и «Государство дружественного сервиса». Не способствует прояснению образа будущего и ориентация на приведенные выше базовые ценности, которые выбраны в качестве оси русской государственности и удобны тем, что не адресуют к какому-то определенному устройству общества. Например, в учебном пособии для студентов, изучающих социогуманитарные науки, присутствуют такие выкладки:

«Самобытность цивилизационной сущности России обусловлена, во-первых, существованием традиционных базисных ценностей […] Эти ценности являются смыслообразующими основаниями российского мировоззрения и создают фундамент общероссийской идентичности нашего народа. […] Во-вторых, самобытность цивилизационной сущности России обусловлена также наличием специфически российских способов взаимодействия между людьми и выстраивания общественных отношений. В их основе лежат ценностные константы — принципы и правила организации жизнедеятельности государства и общества, отражающие специфику реализации базисных традиционных российских ценностей в разных исторических и социально-политических контекстах».

Отдельно хочется отметить то число специалистов в 3 тыс. человек, которых привлекли для создания предмета. Фактически это означало, что над содержимым работали все: историки, экономисты, маркетологи и прочие представители гуманитарного профиля. Об эклектичности итогового результата говорит также создание отдельного пособия для студентов естественно-научных специальностей, которое объединяет с первой книгой только структура глав.

Если рассматривать реакцию профессионального сообщества на новую дисциплину, то оно оказалось неоднозначным. С одной стороны, есть те преподаватели, которые увидели в курсе живое патриотическое слово после 30 лет оголтелого западничества, другие восприняли предмет как вынужденную нагрузку, а третьи начали с энтузиазмом использовать предоставленное время в качестве площадки для методических экспериментов. Многие подходят творчески к преподаванию, устраивают квизы на исторические темы, смотрят и обсуждают советские фильмы, проводят социологические исследования, ранжируя традиционные ценности по значимости, выясняют имена местных выдающихся деятелей и еще множество активностей, призванных завлечь студентов.

Студенческая же среда отвечает на это сдержанно негативно. Новый предмет воспринимается скорее как досадная дополнительная нагрузка, учитывая, что сдается он зачетом, а не экзаменом, отношение к нему соответствующее. Так, своими наблюдениями поделился один из разработчиков курса — кандидат исторических наук, доцент Новосибирского государственного университета экономики и управления Максим Петренко:

«Преподавание дисциплины „Основы российской государственности“ приходится вести в весьма неблагоприятных условиях внешнего информационного поля. По сути нас попросили начать вычерпывать воду из тонущего корабля, не удосужившись заткнуть дыры, чтобы остановить течь. Массовая культура свыше 30 лет культивирует и насаждает принципы „Бери от жизни все!“; „Настоящая жизнь на Западе!“. Разговоры о традиционных ценностях, жертвенности во имя Родины ведутся на фоне реальности, которая диссонирует с содержанием курса».

Сейчас, в начале 2024 года, уже можно подвести промежуточный итог внедрения в образовательную систему новой дисциплины «Основы российской государственности».

Государство действительно задействовало механизмы высшего образования и в кратчайший срок выдало на-гора новый предмет, который фактически стал компиляцией обществознания, истории, географии и политологии. При этом упор был сделан не на воспитание чувства патриотизма, а на выхолощенную передачу знаний, что больше напоминает модный ныне компетентностный подход.

Самую же негативную роль во внедрении предмета сыграла сама постсоветская жизнь, базовые установки которой на стяжательство, гедонизм и атомизацию так никто и не сдвинул. Можно строить какие угодно модели, но студент, успешно сдав зачет по «Основам российской государственности», вернется в реальную Россию, где никто не отменил проигрыш в холодной войне, приватизацию 90-х, крах надежд на вхождение в Запад, конфликт на Украине, а также еще много других составляющих нашей действительности.