Удивительно, что в религиозном отношении у священников много противоречий, а в отношении вакцинации позиция одинакова

Иеромонах Аверкий: В трудные времена будем ли мы людьми?

Изображение: Портал «Иван-Чай»
Иеромонах Аверкий (Белов)
Иеромонах Аверкий (Белов)

Бывает, что человеку предлагают задачу непомерно сложную. Не его меры сил, не его глубины ума. Вот и мне предложили прокомментировать полемику двух историков: православного и старообрядца — протодьякона Русской православной церкви Владимира Василика и протоиерея Древлеправославной, то есть старообрядческой, церкви Вадима Коровина.

Начнем с того, что изначальной задачей этого диалога было выяснить сходства и различия русского раскола XVII века и наметившегося раскола российского общества по поводу вакцинации и прочих антиковидных мер. Оба уважаемых, умнейших, компетентнейших автора попутно подарили читателям множество интереснейших фактов, рассуждений, богословских выкладок. Признаюсь, что я никогда не читал апологетику старообрядчества, написанную именно старообрядческим священником, да и столь подробный анализ раскола православным историком тоже вижу впервые. Многие моменты этих статей — потрясающие, волнующие, призывающие к переосмыслению истории России.

В статье отца Вадима Коровина выделю самую близкую мне мысль: нам очень нужен консерватизм — религиозный и политический, нравственный и образовательный. Как важно держаться традиционности в религии, как важно хранить уставы, древние устои житейские, богословские, национальные.

Как опасно размывать предания, правила, каноны.

А когда я читал отца Владимира Василика, то ясно увидел нашу Церковь и наш народ, прошедшие через множество нападок, искушений, смут, войн и всё же сохранивших живое древнехристианское предание. Миссионерство Русской православной церкви очень широко, оно продолжается, оно стало возможным внесением большей свободы, здоровой, необходимой свободы в соблюдение традиций.

Может быть, нам, православным, надо немного по-другому посмотреть на старообрядчество, взять лучшее из того, что они сохранили, и постараться не повторить исторические ошибки, которые они совершили.

Также необходимо взять лучшее из опыта Русской православной церкви, из опыта Российского государства, а худшее отринуть, потому что и здесь были ошибки. Я не сомневаюсь, что православное христианское предание — свято, что православие — единственная истинная религия, но знаю, что на человеческом уровне земная церковь, то есть епископы и священники, богословы и катехизаторы, православные цари и министры допускали разные ошибки, допускали иногда ужасающие ошибки. И это важнейший принцип: надо брать всё лучшее, что сохранено в каждой из традиций, не только христианской, а вообще от каждого человека надо брать всё лучшее, что он умел понять, сохранить, осознать, и отвергать всё то худшее, что он помыслил, сказал, сделал.

Так можно оценить, наверное, любое явление современного мира, кроме каких-то уже крайних явлений сатанизма, атеизма, безумия.

Помните такую курьезную ситуацию — многие русские проповедники, в частности отец Андрей Ткачев, отец Дмитрий Смирнов, хвалили мусульман за то, за что их стоит хвалить: за строгость одежды женщин, за противостояние абортам, за сохранение нравственных ценностей, за борьбу с пьянством, за сплоченность. И вот некоторые мусульмане даже стали предполагать, что каким-то образом отец Андрей и отец Дмитрий если не перешли в мусульманство, то стали близки к нему. А православные ревнители стали их обвинять в вероотступничестве, не понимая здоровый правильный принцип: в каждом человеке, в каждой религии нужно увидеть что-то доброе и хорошее, что там людей удерживает, и отвергнуть всё то плохое, наносное, корявое, лживое, искаженное, что там есть.

И буддизмом интересовались некоторые православные подвижники, видя, что там говорится о борьбе со страстями. Они уважительно относились именно к этому разделу буддизма, отвергая всё то, что неприемлемо для нас как для христиан в буддийском мировоззрении.

В каждом человеке мы должны увидеть нечто доброе, но не сомневаться, что в нем есть и злое, которое нужно простить, помогая с ним бороться, указывая с любовью на ошибки.

В Священном Писании сказано: «Всяк человек — ложь». И в то же время каждый человек носит в себе образ Божий. Мы немощные, грешные, падшие существа, но в нас есть образ Божий, в нас есть некая небесная часть, есть неповторимый внутренний мир, есть нечто прекрасное, доброе, святое.

Отец Владимир и отец Вадим придерживаются одинаковой позиции по поводу принудительной вакцинации, по поводу QR- кодов, по поводу всех ковидных крайностей. В этом они едины. Удивительно, что в религиозном отношении у них много противоречий, а в отношении вакцинации позиция одинаковая.

О, если бы старообрядческий раскол XVII века был единственным расколом, который мы знаем!

Пора понять, что расколом пропитано всё, что связано с человеком.

Начнем с самих себя. Сколько в нас противоречий! В каждом из нас есть и ветхий человек, и новый человек. В каждом из нас — борьба, мы сами себя иногда не понимаем, сами удивляемся своим поступкам, мыслям, идеям. В нас целая коллекция внутренних революций.

Это же можно сказать о семье. Как мало сейчас семей единодушных, единомысленных, единоверных.

А сколько религиозных разделений? И внутри Православной Церкви возникают, к сожалению, различные расколы, разлады, споры, противоречия, ереси.

То же самое есть и в старообрядчестве, и в католицизме, и в протестантизме, и в мусульманстве. Во всех конфессиях, во всех мировых религиях есть разделенность, раздробленность, разобщенность. Про политическое разделение и говорить нечего. Сколько партий, фракций, кланов, альянсов, блоков, секторов! Все пропитано несогласием, все заражено расколом.

Что делать?

Надо смириться с тем, что некоторые расколы и обиды непреодолимы в этой жизни. Мы должны стремиться к дружбе, к любви, к единству, к согласию, к пониманию друг друга. Но если мы не можем преодолеть раскол, если не можем встать на одну позицию с человеком, хотя бы научимся взаимоуважению. Будем жалеть друг друга. Будем пытаться иную от нашей позицию если не принять, то хотя бы понять, простить, не впадая в агрессию, ненависть, оскорбления, насмешки, проклятия.

Как говорил Павел, покойный патриарх Сербский: «Будем людьми!» Какое краткое и глубокое наставление, какой светлый и действенный призыв! Будем людьми! Мы должны жалеть близких и дальних, должны трудиться вместе, должны любить друг друга, несмотря на разногласия, противоречия, колючести, кусачести. Очень важно одолеть прежде свой личный раскол, свое падение, свою немощь.

Будем искать Истину, стремиться к единству, но уважать позицию другого человека.

Прослушанные мной выступления ученых привели меня к уверенности, что ни маски, ни вакцины, ни карантин не способны победить эпидемию коронавируса, но я не запрещаю своим родным и прихожанам всем этим пользоваться.

Предполагаю, что будут такие принципиальные вызовы времени, когда нужно будет оказать решительное гражданское неповиновение, порвать документы, уйти жить в горы и леса, резко отвергнуть требования высоких начальников, разорвать общение с предателями любого сана и ранга, всех останавливать от роковой ошибки, спорить с большей частью человечества, умереть за свои убеждения.

Вот тогда не испугаться бы!

23 февраля 2022 года Иеромонах Аверкий (Белов)